Анализ Твардовского "Я убит подо Ржевом": военная лирика

Стихотворение «Я убит подо Ржевом» написано известным поэтом А. Т. Твардовским в 1945-46 году. Оно имеет под собой трагическую реальную основу. Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом» Твардовского мы и проведем сейчас.

Лирический герой стихотворения

Любой анализ произведения немыслим без определения его лирического героя. В данном случае герой произведения – солдат, погибший воин, сраженный врагом в безымянном болоте. Кажется, что он ничего не оставил после себя. Об этом говорят слова «ни петлички, ни лычки». Однако это не так!

анализ твардовского я убит подо ржевом
Анализ Твардовского «Я убит подо Ржевом» позволяет понять, что жизнь лирического героя отдана не зря. Его смерть – своеобразное завещание живым.

Произведение написано от первого лица. В нем мертвый герой ведет беседу с живыми людьми. Сила переживания увеличивается здесь эффектом незаконченности войны и вместе с тем осознания собственной смерти и смерти огромного числа других солдат. Анализ Твардовского «Я убит подо Ржевом» раскрывает кажущееся простым стихотворение. Сочетание лирического и эпического времени в одно неразделимое время дают очень мощный эффект.

Тема и образы произведения

Стихотворение сочетает в себе черты сразу нескольких жанров. Тут просматривается историческая песня, рассказ, монолог, исповедь. Основная тема стиха – тема исторической памяти. Она раскрывается с новой стороны – преемственности жизни живых людей и подвига мертвых героев. Так как погибший человек в произведении разговаривает с живыми, то можно говорить о раскрытии темы победы жизни над смертью.

Твардовский в своем произведении четко и ясно воспроизводит атмосферу страшной войны. Налет, разрыв, гимнастерка – все эти слова позволяют ввести читателя в то ужасное время. Помогают и реальные географические названия – Дон, Москва, Ржев, Берлин, Урал. Все это помогает передать чувства фронтовиков, которые потеряли боевых товарищей, но не теряют надежды пройти войну до конца, победив и растоптав фашистскую армию.

анализ стихотворения я убит подо ржевом твардовского

Анализ Твардовского «Я убит подо Ржевом» включает в себя и выделение семейных образов. Автор ввел в произведение образ матери павшего солдата и общий образ Родины-матери. Проклевывается и образ братства, родства всех людей и поколений.

Анализ стиха Твардовского «Я убит подо Ржевом»: языковые средства

Высокому содержанию произведения соответствует торжественная, но при этом естественная интонация. Автор специально использует различные языковые средства и стили.

Фразы, относящиеся к высокому стилю, например «пламень сердца погас», «поправшие крепость», здесь сочетаются с фразами просторечными. Но это не бросается в глаза, все естественно и органично.

Автор написал свое произведение двустопным анапестом, используя женские окончания рифм. Чаще используется перекрестная рифмовка, в нескольких строфах – кольцевая.

Большое количество языковых средств делают стих невероятно трогательным. Анафоры, эпитеты, сравнения, метафоры, бессоюзия и восклицания помогают Твардовскому.

Повторы в стихотворении

Проводя подробный анализ Твардовского «Я убит подо Ржевом», нельзя не заметить встречающиеся в стихе повторы. Автор повторяет ключевые слова, местоимения в разных контекстах. Иногда он повторяет целые строчки. Часто использует Твардовский и вариации слов, обозначающих братство, верность, жизнь и смерть. Это и помогает увидеть в стихотворении главное. Он будто превращает прозу жизни в лирическую поэзию. Этому помогает здесь и синтаксис. Автором использовано много вопросительных предложений и обращений.

анализ стиха твардовского я убит подо ржевом
Однородные члены также дополняют общую картину.

Данное произведение явилось завершающим в линии военной лирики Твардовского. Отныне он переходит к новой стихотворной теме, также военной, но с иным уклоном.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.