Государственное регулирование рынка труда

Подписаться Редактировать статью

Как и рынок любого другого ресурса, рынок рабочей силы подвластен законам спроса и предложения, ведь труд, по сути, является таким же товаром, как и любой другой. Разница состоит лишь в том, что те, кто являются продавцами на рынках готовой продукции, в случае с рабочей силой выступают в роли покупателей. Однако учитывая тот факт, что уровень оплаты – один из основных факторов благополучия населения, а значит, и политической стабильности в стране, государственное регулирование рынка труда становится неотъемлемой, более того – важнейшей частью политики любого правительства. В данной статье мы поговорим об основных инструментах регулирования рынка рабочей силы и особенностях их использования.

Государственное регулирование рынка труда является важной составляющей государственной экономической политики, ведь именно от условий оплаты труда зависит уровень дохода граждан страны и их покупательная способность. А, как известно, чем выше покупательная способность населения, тем выше совокупный спрос, который является важным стимулятором экономического развития страны. Государственная политика на рынке труда имеет два основных аспекта – обеспечение граждан достаточным уровнем доходов, а также гарантирование нормальных (не вредных) условий работы. Первый аспект оказывает на рынок труда непосредственное влияние, поскольку применение различных мер по регулированию рынка уводит его из состояния равновесия, превращая его скорее в рынок продавца, нежели рынок покупателя. Второй аспект оказывает непрямое влияние на рынок, поскольку увеличивает расходы предпринимателей не на оплату труда, а на его организацию.

Для того чтобы понять, как работает государственное регулирование рынка труда, необходимо понять, что, хотя его функционирование и подчиняется законам спроса и предложения, оно все же имеет некоторые специфические особенности, связанные с тем, что линия, характеризующая предложение труда одним человеком, имеет несколько другой вид, нежели обычная кривая предложения. Так, с возрастанием ставки оплаты труда индивидуум сначала проявляет большую заинтересованность и хочет работать больше. Однако исследования показывают, что, достигнув определенного уровня дохода, работник считает, что на этом можно и остановиться, и дальнейшее увеличение оплаты вызовет прямо противоположный эффект – желание сократить количество рабочих часов, при этом сохранив валовой доход на прежнем уровне.

Государственное регулирование рынка труда выводит его из состояния равновесия в силу действия следующих инструментов:

  1. Введение минимальной заработной платы – повышает рыночную ставку оплаты труда, поскольку люди, которые согласны работать даже за сумму меньшую, чем минимальная зарплата, будут получать доход, превосходящий их ожидания;
  2. Выплата помощи безработным – некоторым образом сокращает предложения труда на рынке, а также повышает его рыночную цену, поскольку некоторые люди согласны жить на пособие и не желают работать, получая суммы, немногим превосходящие сумму государственной помощи;
  3. Введение обязательных отчислений на социальное страхование – приводит к тому, что многие работодатели для того, чтобы уменьшить свои расходы, нанимают работников неофициально (выплачивая так называемую зарплату «в конвертах»), таким образом, вызывая несоответствие между официальной статистикой и реальным состоянием дел.

Государственное регулирование рынка труда в России и других странах бывшего СССР на данном этапе имеет характерные черты как социалистического стиля регулирования (пережиток советских времен), так и регулирования рынка труда развитых стран.

Важно помнить, что регулирование отношений труда и его оплаты должно осуществляться на базе не только общеизвестных теоретических знаний, но также с учетом политической ситуации, менталитета граждан, стратегических целей и планов государства.