Экономический эффект и экономическая эффективность: формула расчета

Создание формулы расчета экономической эффективности смогло значительно облегчить жизнь предприятиям. С целью увеличения объемов прибыли каждая компания старается улучшить качество продукции и повысить свои доходы или инвестировать деньги в производственный процесс с целью уменьшения расходов.

Виды эффективности

Эффективность делится на две категории. Первая – экономическая. Вторая – социально-экономическая.

экономическая эффективность формула расчета

При экономической эффективности критерием является способность компании максимально увеличить объем получаемой ею прибыли. Критерий социально-экономической эффективности – уровень удовлетворения интересов и потребностей населения.

Классический расчет эффективности

Общая формула расчета экономической эффективности имеет следующий вид:

ЕкЕф = Р / З, где

ЕкЕф – экономическая эффективность;

Р – результат, полученный от инвестирования;

З – затраты, понесенные на достижение результата.

Применяться может эта формула для расчета экономической эффективности мероприятий, длительность которых рассчитана на короткий период времени. В другом случае этот показатель не способен отразить целесообразность инвестиций, поскольку в долгосрочном периоде появляются дополнительные переменные, которые не включает вышеприведенная формула.

формула расчета экономической эффективности мероприятий

Абсолютная эффективность

Существует еще и формула, которая отображает абсолютную эффективность. Она имеет следующий вид:

ЕЕабс = (Еф1 – Еф0) / (И + К*Кн), где

ЕЕабс – экономическая эффективность;

Еф1 – общий результат после проведения мероприятий;

Еф0 – результат до проведения мероприятий;

И – общие издержки;

К – капиталовложения для проведения мероприятий;

Кн – нормативный коэффициент.

Нормативный коэффициент

Этот индекс показывает, какой может быть минимально допустимая эффективность в той или иной сфере. Параметр одинаковый для всех видов деятельности определенной отрасли, но может отличаться в зависимости от сферы.

Значение коэффициента находится в диапазоне от 10 до 33 процентов. В сфере торговли этот показатель равен 25%, в индустриальном секторе – 16%.

Эффективность использования факторов производства

Любое предприятие располагает трудовыми ресурсами, основными и оборотными средствами производства. Без них нереален производственный процесс. Также компании стараются улучшить свои показатели вложения средств для улучшения показателей деятельности.

расчет экономической эффективности предложенных мероприятий формула

Для расчета эффективности использования каждого из этих факторов используются свои способы. Некоторые из них базируются на одних и тех же принципах.

Эффективность использования персонала

Для того чтобы измерить то, насколько результативно предприятие использует своих рабочих, используются два параметра. Первым является выработка. Второй показатель – это трудоемкость. Выработка рассчитывается как отношение количества произведенных товаров к издержкам на персонал:

В = О / З, где

В – выработка;

О – объем изготовленной на предприятии продукции;

З – затраты, понесенные предприятием на трудовые ресурсы.

Показатель трудоемкости является обратным к предыдущему индикатору и отображает, какое количество денежных средств необходимо потратить на персонал предприятия, чтобы была изготовлена одна единица продукции.

Т = З / О = В-1 = 1 / В, где

Т – трудоемкость;

В – выработка;

О – объем изготовленной на предприятии продукции;

З – затраты, понесенные предприятием на трудовые ресурсы.

экономическая эффективность формула расчета пример

Формула расчета экономической эффективности для трудовых ресурсов компании может быть отображена следующим образом:

ЕЕтр = ((О1 * Ц – З1) – (О0 * Ц – З0)) / И, где

ЕЕтр – экономическая эффективность для трудовых ресурсов;

О1 – объем произведенной продукции после инвестиции в персонал;

Ц – цена на продукцию;

З1 – затраты на производство продукции после проведения мероприятий;

О0 – объем реализации продукции до инвестиций в трудовые ресурсы;

З0 – затраты на производство продукции до проведения мероприятий.

Основные фонды (ОФ)

Есть два основных параметра и для расчета эффективности использования ОФ: фондоотдача и фондоемкость. Фондоотдача рассчитывается как отношение стоимости всей продукции, которая была произведена предприятием в течение одного года, к среднегодовой стоимости фондов.

Фо = ВП / Сс.г., где

ВП – вся продукция компании в денежном измерении (в том числе стоимость полуфабрикатов и незавершенного производства);

Фо – фондоотдача;

Сс.г. – стоимость ОФ в расчете на 1 год в среднем.

экономическая эффективность формула расчета

Показатель фондоемкости является обратным к отдаче основных фондов. Определить значение коэффициента можно при помощи нескольких формул.

Фе = (Фо)-1 = 1/Фо, где

Фе – фондоемкость;

Фо – фондоотдача.

В том случае, если показатель отдачи основных средств (ОС) не найден, фондоемкость может быть определена следующим образом:

Фе = (Сс.г. / ВП), где

Фе – фондоемкость;

ВП – стоимость валовой продукции в денежном измерении;

Сс.г. – среднегодовая стоимость основных средств.

Все компании пытаются уменьшить фондоемкость и увеличить фондоотдачу. Пример формулы расчета экономической эффективности инвестиций в основные средства представлен ниже:

ЕЕоф = ((О1 * Ц1 – З1) – (О0 * Ц0 – З0)) / И, где

ЕЕоф – экономическая эффективность для основных фондов;

О1 – объем произведенной продукции после инвестиции в ОФ;

Ц1 – цена на продукцию после инвестирования;

Ц2 – цена на продукцию до инвестирования в основные фонды;

З1 – затраты на производство продукции после проведения мероприятий;

О0 – объем реализации продукции до инвестиций в основные средства;

З0 – затраты на производство продукции до проведения мероприятий.

Оборотные средства (Об. С.)

Для определения результативности использования оборотных средств предприятия используются три показателя:

  • коэффициент оборота;
  • период оборота;
  • коэффициент загруженности Об. С.

Коэффициент оборота Об. С. Является тем самым, что и фондоотдача для ОС. Рассчитывается он по формуле:

Коб = РП / Собс, где

Коб – коэффициент оборота;

РП – реализованные компанией товары в денежном выражении;

Собс – средняя сумма остатка Об. С.

Коэффициент загруженности является обратным к коэффициенту оборачиваемости:

Кз = (Коб)-1 = 1 / Коб = Собс / РП, где

Кз – коэффициент загруженности;

Коб – коэффициент оборота;

РП – реализованные компанией товары в денежном выражении;

Собс – средняя сумма остатка Об. С.

экономическая эффективность предприятия формула расчета

Период оборота – это то количество дней, которое необходимо для того, чтобы оборотные средства сделали один полный оборот, рассчитывается следующим образом:

Тоб = Д / Коб = Д * Собс / РП, где

Тоб – время оборота;

Д – количество дней анализируемого периода;

Коб – коэффициент оборота;

РП – реализованные компанией товары в денежном выражении;

Собс – средняя сумма остатка Об. С.

Формула расчета экономической эффективности предложенных мероприятий по улучшению использования оборотных средств основана не столько на дополнительной прибыли, сколько на снижении расходов.

ЕЕобс = Еу / И, где

ЕЕобс – экономическая эффективность оборотных средств;

Еу – условная экономия оборотных средств;

И – размер вложений.

экономический эффект и экономическая эффективность формула расчета

Экономический эффект

Формулы расчета экономической эффективности и экономического эффекта нашли широкое применение среди компаний, которые делают краткосрочные денежные вливания для улучшения определенных аспектов своей деятельности. Формула его расчета выглядит следующим образом:

Еф = Д – И * К, где

Еф – экономический эффект;

Д – доходы или экономия от проведения мероприятий;

И – затраты на проведение мероприятий;

Кн – нормативный коэффициент.

Эффективность рекламы

Реклама – это совокупность маркетинговых инструментов, цель применения которых заключается в распространении информации о товарах, услугах, людях, компаниях, а также в привлечении клиентов. Формула расчета экономической эффективности рекламы отображает результат, полученный после проведения рекламной кампании. Формула для определения коэффициента выглядит так:

ЕЕр = (ВД1 – ВД0) / И, где

ЕЕр – экономическая эффективность рекламы;

ВД1 – валовый доход после создания рекламы;

ВД0 – валовый доход до создания рекламы;

И – издержки на рекламу.

расчет экономической эффективности рекламы формула

При расчете результативности использования рекламных средств очень тяжело определить, насколько вырос валовый доход предприятия именно из-за рекламы. Нет гарантии, что выручка компании не увеличилась бы, если бы фирма не рекламировала себя или свой товар. Несмотря на это, экономическая эффективность рекламы все равно рассматривается.

Экономическая эффективность фирмы

Главный показатель в работе компании – это чистая прибыль, часть выручки, которая остается после того, как будут вычтены все издержки и оплачены все налоги. Нет смысла в увеличении доходов, если издержки увеличатся так же или еще большими темпами.

Таким образом, классический расчет экономической эффективности не всегда может отобразить, как в итоге предложенные мероприятия скажутся на конечном результате. Это связано с тем, что она рассчитывается как отношение результата к издержкам только на его достижение. В тех случаях, когда результатом выступает валовый доход, показатель экономической эффективности не является точным, так как не учитывает возможное повышение объема производственных затрат.

формула для расчета экономической эффективности проекта

Формула расчета экономической эффективности предприятия может быть выражена следующим образом:

ЕЕп = (ЧП1 – ЧП0) / И, где

ЕЕп – экономическая эффективность предприятия;

ЧП1 – чистая прибыль после инвестиций;

ЧД0 – чистая прибыль до инвестиций.

Долгосрочный инвестиционный проект

Все вышеприведенные способы расчета эффективности могут применяться лишь для краткосрочных мероприятий (до одного года). В долгосрочном периоде формула для расчета не учитывает факторы дисконтирования, которые дают возможность рассчитать целесообразность владения с учетом альтернативных доходов.

формулы для расчета экономической эффективности

Как таковой формулы для расчета экономической эффективности проекта, который рассчитан на долгий срок, не существует. Целесообразность инвестиции рассчитывается на основе чистой приведенной стоимости, а также периода окупаемости, который отображает, сколько времени необходимо для того, чтобы инвестиционный проект окупился полностью и начал приносить прибыль.

Чистая текущая стоимость рассчитывается как сумма всех выплат и доходов от инвестиции с учетом факторов дисконтирования для каждого периода. Формула ЧТС может быть представлена следующим образом:

ЧТС = (CF / (1 + р)1) + (CF / (1 + р)2) + (CF / (1 + р)3) + … + (CF / (1 + р)n), где

ЧТС – чистая приведенная стоимость;

CF – поток платежей (разница между доходами и расходами);

р – калькуляционный процент;

n – срок инвестиционного проекта.

Этот параметр показывает насколько эффективно используются инвестиционные средства. Если размер ЧТС выше или равен нулю, это значит, что есть целесообразность осуществлять инвестиционный проект. В том случае, когда показать чистой текущей стоимости имеет отрицательное значение, следует осуществить расчет внутреннего процента, чтобы увидеть, насколько окупились деньги.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.