Стили управления персоналом

Любое предприятие – это часть экономической и политической системы, оно не находится во внешнеорганизационном вакууме. Все этапы развития и становления компании должны согласовываться с политикой государства и социокультурным этносом. Философия управления персоналом конкретного предприятия не должна конфликтовать с законодательными нормами государства, в частности, с нормативно-правовыми актами о правах и обязанностях гражданина, на территории которого данное предприятие расположено. Основа этой философии – устав организации, коллективный и учредительный договоры, локальные приказы и распоряжения руководства. Помимо этого базиса, каждый современный менеджер по управлению персоналом должен уметь учитывать национальные и региональные особенности, религиозные, этические и моральные нормы и т.д. Исходя из общей философии управления организацией, складываются стили управления персоналом.

До того, как мы начнем рассматривать стили управления персоналом, хотелось бы остановиться на подходах к управлению персоналом. Подходы к управлению персоналом обычно подразделяются на две большие группы: формализованные и персонизованные.

Формализованные подходы:

  1. Автократический (принудительный труд, отсутствие какого-либо взаимопонимания, высокая конфликтность, официальность, отсутствие инициативы).
  2. Технократический ( процесс управления кадрами полностью подчинен процессу управления производством, все решения начальства идут строг  в интересах производства).
  3. Бюрократический (неукоснительное соблюдение всех инструкций и регламентов, формализованные процедуры управления персоналом, четкость иерархии должностных взаимоотношений).

Персонизованные подходы:

 

  1. Демократический (сотрудник не нуждается в контроле, он готов самостоятельно принимать ответственные решения и решать поставленные задачи, лояльное отношение руководства).
  2. Гуманистический (Этот подход выдвигает личность сотрудника, его интересы, соответствие положения в фирме его жизненным целям  на первое место. Мотивация работников играет первостепенную роль в эффективности производства).
  3. Инновационный (этот подход признан наиболее эффективным среди всех остальных методов; в его основе лежат долгосрочные цели, для достижения которых работникам предоставляется полная свобода действий. Реализация творческого потенциала сотрудников при таком подходе очень высокая).

 

Выделяют также социально-технический подход, при котором социальная система и техническая организация взаимосвязаны, результаты труда зависят от социального положения работника.

Основываясь на такой классификации подходов можно выделить следующие стили управления персоналом.

  1. Ориентированный на задачу (руководитель ставит перед подчиненными задачи и цели, а затем требует неукоснительного и сверхэффективного их исполнения. Принуждение часто осуществляется за счет манипулирования и административного давления).
  2. Личностно-ориентированный ( на первом месте для руководителя – его подчиненные, их интересы и проблемы. Управление персоналом строится на взаимном доверии и партнерстве. Результатом такого управления является сплоченный и дружный коллектив).
  3. Авторитарный (управление кадрами осуществляется под угрозой наказания, а все решения руководитель принимает единолично).
  4. Демократический (при демократическом стиле руководитель принимает решения, учитывая мнения подчиненных. Основная задача руководителя – вывести общую идею из нескольких предлагаемых).

Часто стили управления персоналом представляют собой смешанные варианты, например, благожелательно-авторитарный, консультативно-демократический, групповой стиль и т.д.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 5
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.