Эволюция человека: остановилась или нет?

Многих ученых беспокоит вопрос: «Остановилась ли эволюция человека»? Большая часть из них считает, что ответ должен быть положительным. Действительно, если рассматривать этот процесс как естественный отбор, то разве может эволюционировать человек, полностью покоривший природу и способный прокормить себя и детей? А учитывая современные достижения медицины, любые сомнения отпадают – он достиг своего совершенства.

Но подобная позиция имеет свои слабые места. Незаметность отнюдь не означает отсутствие. Современная эволюция человека – процесс достаточно медленный, поэтому его очень сложно отследить в реальном времени. Более того, предположение о недвижимости развития приводит к выводу, который противоречит результатам исследования человеческого генома.

Простейшее значение слова «эволюция» гласит, что это процесс изменения частот аллелей в популяции с течением времени. Большинство такого рода изменений заключается в замещении одних аллелей другими под влиянием естественного отбора. Чтобы определить, как движется эволюция человека, достаточно найти любые признаки изменения частот аллелей в геноме.

Последние исследования позволили определить несколько наиболее ярких примеров эволюции современного человека.

Первое – это, так называемая, высотная болезнь. Народы, поселившиеся на высокогорных участках планеты, столкнулись с недостаточным количеством кислорода в воздухе. Подобное голодание приводит к утомлению, головокружению и бессоннице. В особо тяжелых случаях последствия бывают необратимы – отек легких и последующая тяжелая смерть. Причем акклиматизация позволяет избавиться только от части симптомов.

В ходе исследований было обнаружено, что коренные жители Тибета адаптировались к создавшимся условиям в виде недостатка кислорода. Было обнаружено, что у большей части тибетцев кровь на 10% насыщеннее кислородом, по сравнению с обычными людьми. Такая особенность передается по наследству, так что можно смело выдвинуть предположение, что зависит она от одного гена.

Вторым ярким примером является непереносимость лактозы. Она представляет собой углевод, который содержится только в молоке млекопитающих. Она усваивается в организме человека при помощи особенного фермента – лактазы, который усиленно вырабатывается на первом году жизни, после чего синтез этого вещества идет на спад. У большей части взрослых лактаза не синтезируется, поэтому лактоза практически не усваивается.

Удивительно, но американские индейцы, австралийские аборигены, обитатели Юго-восточной Азии и южной Африки страдают от употребления цельного молока. Оно вызывает вздутие живота, диарею, колики, рвоту и тошноту. При этом они могут употреблять кисломолочные продукты, так как процесс брожения расщепляет лактозу.

Способность усваивать лактозу в более зрелом возрасте человек приобрел на двух различных континентах – Европе и северной Африке. При этом они возникли независимо друг от друга и проявляются в разных частях генома. Такая двойная мутация стала надежным признаком того, что эволюция человека продолжается.

Отдельное внимание стоит уделить проблеме СПИДа. Пандемия этого заболевания, начавшаяся в 80-е годы, стала одним из основных демографических факторов на данный момент. Практически 40 млн. человек страдают от этого заболевания, причем пик эпидемии приходится на южноафриканский регион, где заражено около 25% взрослых.

Были пройдены многие стадии эволюции человека – но ключевой из них является естественный отбор. Именно он и стал одним из факторов появления СПИДа, так как подразумевает собой определенные мутационные процессы, обеспечивающие защиту от заболевания. И, скорей всего, с течением времени, в человеческом организме образуются определенные соединения, которые смогут эффективно бороться с этой неизлечимой болезнью.

Происхождение и эволюция человека заняли не одну тысячу лет. За это время у нас увеличился объем мозга, изменились черты лица, мы стали ходить прямо, научились разговаривать. Изо дня в день мы развиваемся, приобретаем новые навыки и способности, эффективно боремся с заболеваниями и стараемся выжить в сложном мире, поэтому нельзя сказать, что эволюция остановилась, просто она немного замедлила свой ход.