Ваш ребенок сообщил вам, что собирается заниматься исследовательской работой. Вы бы не удивились, если он был студентом. Однако он еще только учится в начальной школе. Само собой, у вас возникает множество вопросов. Например:
- для чего вообще нужна исследовательская работа в младшей школе;
- что представляет она собой;
- как организован процесс;
- какую роль в этом процессе играют взрослые.
Что такое научно-исследовательская работа в начальной школе
Цель современного образования - «научить ребенка учиться». Разнообразные педагогические подходы и технологии (в числе которых и исследовательские работы в начальной школе) стремятся развить в малыше такие качества, как самостоятельность, инициативность, способность к сотрудничеству, социальная активность и ответственность. С точки зрения государственного стандарта образования, в начальной школе закладываются основы универсальных способов учебных действий, навыков самообразования. В настоящее время в педагогике разработаны разнообразные образовательные технологии, позволяющие максимально развивать творческий подход ребенка. Существует два пути приобретения знаний ребенком - репродуктивный и продуктивный. В первом случае ребенок получает знания от взрослых, во втором - путем самостоятельного освоения. Научно-исследовательская работа учащихся - это деятельность поискового характера, которая ведет к открытию и познанию нового и является мощным инструментом развития малыша. Одним словом, сплошные плюсы.
Какие навыки и умения учащихся развивает исследовательская деятельность?
Итак, подробнее. В процессе написания исследовательской работы ребенок становится субъектом обучения. Каких ожидать результатов? На практике кроха учится:
- осознавать учебные задачи;
- генерировать идеи;
- находить нестандартные решения проблемных ситуаций;
- вырабатывать гипотезы;
- наблюдать и проводить эксперименты;
- самостоятельно контролировать свою работу;
- оценивать качество выполнения своей работы.
В общем, приучайте детей к науке с раннего возраста. Вы не пожалеете. А ребята в будущем обязательно вас поблагодарят.
Условия организации научно-исследовательской работы
Организация успешной научно-исследовательской или проектной работы - непростая задача для педагога. Творчески мыслящий преподаватель должен создать обстановку сотрудничества школьников и взрослых, обеспечить творческий рост ребенка. Полноценная исследовательская деятельность возможна в том случае, если педагогом реализованы следующие условия:
- Определена мотивация исследования. Учащийся должен видеть смысл своей творческой деятельности, возможность реализации своих талантов и способностей.
- Создана рабочая творческая среда. Учителю следует поощрять стремление к творческому поиску, поддерживать познавательный интерес у учащихся.
- Создана комфортная психологическая атмосфера в коллективе. При ведении исследовательской деятельности педагог постоянно создает атмосферу «ситуации успеха» для каждого учащегося. Каждому ребенку нужно дать возможность поверить в свои силы и осознать успешность своей деятельности.
Формы проектно-исследовательской деятельности
Следующий момент. Процесс исследовательской деятельности осуществляется учеником под руководством преподавателя. При его организации возможно применение нескольких форм деятельности. Это:
- урок-исследование по теме работы;
- кратковременные исследования (экспресс-исследования) по теме в процессе урока;
- наблюдения и описания результатов.
Алгоритм научно-исследовательской работы учащихся
Рассмотрим порядок организации. Для организации детской исследовательской работы необходима последовательная реализация следующих шагов:
- Выбор интересной и полезной темы.
- Поиск гипотез, возможных вариантов разрешения поставленной проблемы.
- Сбор необходимого материала.
- Анализ полученных данных, обобщение.
- Коллективная презентация и защита результатов.
Что из этого следует? Исследовательские работы учеников первого-четвертого класса обязательно должны быть оформлены и правильно презентованы. Таким образом ребенок понимает социальную значимость своего научного эксперимента.
Кстати, лучшие исследовательские работы учащихся начальной школы можно использовать для портфолио педагога при очередном подтверждении квалификации или портфолио школьника. А также для проведения выставок и конкурсов. В последнем случае за лучшие исследовательские работы ребятам выдаются грамоты и дипломы. В дальнейшем эти моменты могут учитываться при поступлении выпускника в вуз.
Что необходимо знать для проведения исследовательской работы
И напоследок. Невероятно важен выбор тем детских исследовательских работ в начальной школе. Что необходимо учесть? Самое главное:
- тема должна увлечь ребенка;
- тема должна быть выполнима;
- тема должна нести практическую пользу.
На что обратить внимание? Лучше всего подходят для исследовательских работ в начальной школе темы из разделов «Окружающий мир», «Моя семья», «Домашние животные», «Красота нашего языка», «Тайны вселенной» и т. д. Всё на усмотрение педагога и ребёнка. Для сбора данных по тематике исследования ребятам можно предложить:
- подумать о том, что уже известно по данной теме;
- выписать важную информацию из книг, газет и журналов;
- узнать и записать информацию, полученную от других;
- использовать телевидение;
- использовать интернет;
- осуществить наблюдение и экспериментальную деятельность под руководством взрослых.
Заданий немало. И очень важным моментом является привлечение к исследовательской работе учеников младшей школы родителей. Но взрослые не должны браться за проект сами. Их функция - оказать помощь советом, информацией, поддержать мотивацию ребенка.
Делаем выводы. Участие в проектной работе:
- способствует формированию широкого мировоззрения ребенка, расширяет кругозор;
- прививает навыки универсальных способов учебной деятельности;
- даёт толчок к самостоятельному развитию;
- прививает навыки самоорганизации и самоконтроля;
- развивает активность учащихся, укрепляет чувство социальной ответственности.
Дети приходят в начальную и среднюю, старшую школу учиться, что значит учить себя. Ведение исследовательской деятельности позволяет получить максимальный эффект в этом процессе.