Кожевенная линия на Васильевском острове

Васильевский остров - особое место в Санкт-Петербурге. Именно с ним связаны многие страницы становления и развития города. Об одном из местечек острова и пойдет сейчас речь.

санкт-петербург кожевенная линия

Васильевский остров: страницы "изначальной" истории Санкт-Петербурга

Самый первый этап застройки и развития юного Санкт-Петербурга связан с Петроградской стороной (тогда Березовым, или Фоминым островом), а точнее с Троицкой площадью: именно там располагался первый центр Санкт-Петербурга и кипела жизнь.

После перемещения в 1712 году в Петербург всех правительственных учреждений и приближенных Петра I город стал столицей российского государства. И царь принял решение о переносе центра города на Васильевский остров, который располагался в месте разделения Невы на два больших рукава - Большую и Малую Неву, и выходил береговой линией к заливу, а потому был более пригоден для развития торговли и судоходства. И порт было решено перенести на его стрелку.

Разработку плана застройки города в 1714 году было поручено сделать первому архитектору Санкт-Петербурга Доменико Трезини, но прибывший в 1716 году в северный город французский архитектор Жан Батист Леблон получил то же задание: Петра I не устраивал проект Трезини, который получался на тот момент. Но и проект Леблона Петру не понравился. Было решено вернуться к плану Трезини, но доработанному с учетом замечаний царя. В основу плана застройки острова легла система каналов, перпендикулярно пересекающих остров и друг друга.

Однако по некоторым причинам каналы, которые начали рыть, вырыты так и не были, а вместо них появились улицы, где каждая сторона являлась линией. Они пересекали три проспекта: Большой, Средний и Малый.

Васильевский остров - центр промышленности города

С самого начала Петербург стал развиваться как промышленный центр. При Петре I еще в 1703-1704 годах здесь появились пильные мельницы, а несколько позже - Пороховой двор, Зелейные мастерские и др.

Во второй половине XIX - начале XX века в южной и северной частях острова появились крупные заводы, такие как Трубочный завод (филиал Санкт-Петербургского патронного завода), Кабельный завод, "Сименс - Шуккерт" и "Сименс - Гальске", изготавливавшие электротехнические механизмы и приборы, а в годы Первой мировой войны перешедшие на производство аппаратуры для военной техники, Балтийский завод - центр по производству кораблей для Балтийского флота и др.

Кожевенная линия в Санкт-Петербурге

Линия располагалась одной своей стороной вдоль берега Финского залива, а оттого и название имела - Береговая. Во второй половине XVIII века на улице в домах № 5 и № 6 Крампом была основана канатная фабрика, да и в других домах линии располагались различные предприятия.

кожевенная линия

Название, ныне существующее, ей дали лишь в 1845 году. Что это - Кожевенная линия? Это место, связанное с открывшимся здесь производством кожевенной продукции: первыми начали функционировать дубильни - мастерские по обработке и выделке кожи, а затем - частные заводы, которых к концу века на острове насчитывалось уже девять. Одним из них был завод Николая Мокеевича Брусницына. Кроме того, в д. № 31 расположилась кожевенная фабрика Егоровых, в д. № 32 - корпус Владимирского кожевенного завода, в д. № 34 - ситценабивная фабрика Я. Лютша.

В дд. № 17 и № 18 разместился литейный механический завод, основанный Карром и Макферсоном. Постепенно его территория сильно увеличилась и стала занимать участки с № 7 по № 26. В домах № 38-40 и № 39 находился завод "Сименс - Гальске". В д. № 23 - фабрика по производству грампластинок.

Кроме кожевенных предприятий на Кожевенной линии СПб были обустроены складские и производственные помещения завода цементных труб.

Дом заводчика Брусницына

Участок рядом с тем, который сейчас на Кожевенной линии занимает дом под № 27, в конце XVIII века принадлежал вдове купца Анне Екатерине Фишер. Она должна была организовать на этой территории кожевенное предприятие.

Неподалеку по той же линии продавался жилой каменный дом с конторой, который в XIX веке купил Н. М. Брусницын, где и поселился с семьей. А затем начал возводить здесь кожевенный завод и развивать производство. После смерти Николая Мокеевича его дело продолжил сын Николай Николаевич, действительный статский советник и почетный гражданин. Промышленные здания из красного кирпича и сейчас еще можно видеть по указанному адресу.

кожевенная линия спб

А вот дом под № 27 был перестроен и стал настолько роскошен, что вошел в копилку архитектурных шедевров Петербурга как один из прекраснейших особняков, возведенных в стиле эклектика. На самом деле изначально этот дом был перестроен А. С. Андреевым, который пристроил дополнительный объем с запада, увеличил окна первого этажа и высоту второго этажа. Потом А. И. Ковшаровым была еще более увеличена высота второго этажа и присоединена пристройка с востока - для парадной лестницы. Во дворе организовали Зимний сад, для которого соорудили оранжерею.

Фасад особняка декорирован рустовкой в виде прямоугольных блоков небольшого размера по первому этажу, а по второму - в простенках между окнами в виде удлиненных прямоугольников, повернутых по горизонтали. Кроме того, второй этаж украшает один прямоугольный и два полукруглых эркера, треугольные и лучковый фронтоны, сандрики над окнами и лепнина в виде гирлянд.

После революции 1917 года здание перешло к кожевенному заводу им. Радищева и стало заводоуправлением.

Соседнее же здание под № 25 было построено все тем же А. И. Ковшаровым как жилое для рабочих кожевенного завода Брусницыных.

Винный завод

Винный завод Перетца на Кожевенной линии был основан в начале XIX века. Расположился он в специально построенном одноэтажном доме под № 30. Автором сооружения был известный петербургский архитектор Викентий Иванович Беретти, а во второй половине века надстраивал третьим этажом его не менее известный архитектор - Рудольф Богданович Бернгард.

Лицевой фасад дома оформлен тремя классическими портиками. А стены окрашены в цвет красного кирпича.

С 1820 по 1850 год в этом доме разместился винный склад Казенной палаты, а далее здание перешло во владение Владимирского кожевенного завода. Напомним, что этому же заводу принадлежало и соседнее здание под № 32.

Сименс - Гальске

Рядом с историческим корпусом кабельного завода, расположившемся в доме № 40, есть два удивительных по своему контрасту с промышленной застройкой территории сооружения: достаточно ветхий деревянный домик и небольшая башенка, напоминающая готические постройки. Это - дома № 36-38. Вероятно, в них жили хозяева завода.

Деревянный жилой дом возведен на каменном фундаменте с высоким цоколем и сложен в виде сруба из бревен по традициям древнерусского зодчества.

кожевенная линия г санкт-петербург панорамы

Одноэтажный дом имеет шесть окон по лицевому фасаду и три окна по торцевому, жилой обустроенный чердак и мансарду с тремя окнами. Декоративная отделка лаконична и выполнена в стиле народной резьбы по дереву. Резьба украшает мансарду и второй этаж торцевого фасада вместе с фронтоном. Также декоративными резными планками отделаны и наличники окон.

Флигель с готической башенкой выстроен из камня или кирпича, оштукатурен и выкрашен красно-коричневой краской.

кожевенная линия это что

Декор фасадов очень строгий: они окрашены в белый цвет. Круглая башенка венчается удлиненным восьмигранным с чуть выгнутым краем навершием, которое сверху украшено латинским крестом. Вероятнее всего, это была семейная или заводская церковь - католическая, так как основателями завода были немцы - Вернер Сименс и Иоган Гальске, изобретатели и инженеры.

В панорамах г. Санкт-Петербурга Кожевенная линия занимала особое место - промышленный центр Васильевского острова. Она создавала впечатление о городе как о крупном промышленном центре, а с открытием и развитием Балтийского завода - как о современном центре судостроения. А значит, играла большую роль в создании и укреплении имиджа России на международной арене.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.