Наталья Чернова и ее роль в истории балета

Театральный критик - редкая в нашей современности профессия. Обычно её выбирают независимые личности, подчас обрекая себя на нелегкую жизнь в театральном обществе. Чтобы заявить о своем мнении, которое может радикально расходиться с общественным, нужно быть человеком сильного характера и определенного темперамента, уверенным в своей правоте и не желающим отказаться от своего слова ни при каких условиях.

Одна из разновидностей этой профессии - балетный критик. Он должен обладать обширными знаниями в теории танца и его поэтики. Балетоведение, как и театральная критика появилось в России во второй половине XVIII века. Тогда балет как искусство только начинал развиваться, и с этого же времени стали появляться первые публикации, был издан даже "Танцевальный словарь", чтобы читатели были в курсе сложных названий элементов танца. Это было очень модно и актуально.

Начало работы в профессии

К профессии балетоведа и театрального критика Наталья Чернова шла долгие годы. С детства её привлекал балет. Она родилась в 1937 году, в период расцвета этого искусства. Необыкновенное благородство и изящность танца завораживали её. Отучившись в школе, она решила посвятить свою жизнь изучению театральной хореографии и драматургии. В 1960 году она с успехом заканчивает ГИТИС по специальности "Театроведение", где обязательным было изучение истории литературы, музыки и кино, театра.

Наталья Чернова
Выбрав узкую специализацию, Наталья Чернова и не рассчитывала на высокие гонорары. Литературно-театральные издания никогда особым богатством не располагали. Поэтому театральный критик - это прежде всего энтузиаст своего дела, любящий его безгранично. Кем и была Чернова Наталья Юрьевна, это стало её призванием и профессией на всю жизнь. Ведь написать рецензию на спектакль, анализируя каждый его эпизод, - дело достаточно тонкое. Наталья Юрьевна обладала даром обращать внимание на те мелочи, описание которых было бы полезно для каждого читателя и интересно.

Преподавание в училище

Ещё одно направление в биографии Натальи Черновой - педагогическая и научно-исследовательская деятельность. В 1976 году она начинает работу в Московском хореографическом училище. Это одно из старейших учебных заведений столицы, созданное ещё Екатериной II. Здесь был открыт первый класс танца и изящных искусств. Указом императрицы был подписан рескрипт о создании комитета управления театрами.

Наталья Чернова биография
В 1806 году классы стали Московским театральным училищем. На протяжении всего времени существования учебного заведения вели занятия именитые преподаватели, и среди них Наталья Чернова. Они учили девчонок и мальчишек искусству хореографии, балетоведения.

История балета в московском училище

Дивное, утонченное искусство. Здесь содержание каждой роли раскрывается в танцевальных образах. Наталья Чернова рассказывала на своих уроках, как искусство зародилось, как развивалось в эпоху Средневековья, о первых итальянских учителях, о знаменитых балеринах разных времен.

Чернова Наталья Юрьевна
С замиранием сердца слушали студенты о Екатерине Максимовой, Майе Плисецкой - знаменитых балеринах - выпускницах московского училища. Ведь танец - это такое искусство общения со зрителем, где единственным инструментом для передачи информации служит тело, его пластика. Наталья Юрьевна учила своих студентов понимать и разговаривать на языке танца, ведь для этого нужно было знать историю предмета.

Уроки драматургии

В 1988 Чернова Наталья Юрьевна приходит в качестве преподавателя в ГИТИС, туда, где она сама получила свою профессию. Она начинает читать лекции по сценарной драматургии балета. Сценарий - это литературная модель любого спектакля, где расписаны все эпизоды действия.

Чернова Наталья балетовед и театральный критик
Образование и опыт, полученный в стенах ВНИИ искусствоведения и на посту научного сотрудника музея им. А.А Бахрушина помогают ей донести до учеников основные понятия драматургии. Научить их с помощью такого инструмента, как танец объяснить зрителю смысл любого произведения.

Книги, очерки, рецензии

Работы по искусствоведению начала писать ещё в далеком 1960 году, тогда же вышли и её первые очерки и статьи. Она было автором популярных среди балетоманов произведений о великих артистах, их таланте, о развитии танца. В 1984 году в свет выходит книга о великом русском балетмейстере Касьяне Голейзовском. Он прожил долгую, плодотворную жизнь, которую посвятил балету. Ещё до революции он создал свою студию и с вдохновением ставил эстетические программы. Книга Натальи Черновой о нем затронула достаточно серьезные аспекты балетного искусства, ведь Касьян Голейзовский пытался взглянуть на танец по-новому, используя пластику человеческого тела в новых интерпретациях.

Чернова Наталья Юрьевна фото
Это произведение стало интересно любителям балета, его читали. Она писала и о великих балеринах, об истории их становления. Частыми были рецензии на спектакли, в которых участвовали Екатерина Максимова, Майя Плисецкая и другие великие артисты. Для постоянных читателей, которые хотели быть в курсе событий балетного искусства, выходили книги уже с фото Черновой Натальи Юрьевны на титульном листе. Она писала о мастерах сцены, о деятельности балетных трупп Большого театра и его гастролях, рецензии на поставленные спектакли.

СТД и "Золотая маска"

Наталья Чернова приложила немало усилий для развития балетного искусства в России. Её семинары в СТД РФ пользовались популярностью среди коллег и студентов, они были одни из самых востребованных. Она привлекала молодежь своими рецензиями на различные спектакли, отмечая хореографический стиль каждого из них. Она была и членом жюри фестиваля и национальной премии "Золотая маска" в качестве именитого балетного и театрального критика. Наталья Юрьевна стала одним из первых организаторов видеофестивалей современного танца в России.

Умерла в 1997 году в Москве. Ей было 60 лет.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.