Закон от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (1992). Изменения и дополнения 2015 г.

Культура является важнейшим элементом в любой государственной системе. Именно поэтому она должна регулироваться законодательно. Существует закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятый еще в 1992 году. Именно этот нормативный акт будет рассмотрен в статье.

Задачи закона

В первой статье ФЗ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" говорится о приоритетных задачах, которые ставят перед собой создатели нормативного акта. Вот что стоит здесь выделить:

  • формирование юридических гарантий для осуществления профессиональной культурной деятельности на свободной основе;
  • объединение народов, этносов и граждан для культивирования и популяризации культуры;
  • защита и обеспечение конституционного права граждан РФ на деятельность в сфере культуры;
  • определение основных принципов и норм юридического характера в сфере культуры;
  • своевременное финансирование различных культурных организаций;
  • определение принципов проведения политики в сфере культуры;
  • поддержка и законодательное закрепление принципа невмешательства государства в творчество;
  • отсутствие цензуры.

Какие области регулирует представленный нормативный акт? Здесь стоит отметить работу с памятниками культуры, с литературой и кинематографом, телевидением и наукой, музейным делом, народными промыслами и многими другими явлениями.

Далее следует рассказать, что вообще понимается под культурной и творческой деятельностью в основах законодательства Российской Федерации о культуре.

О чем идет речь в законе?

Культурной деятельностью, согласно закону, является совокупность функций по сохранению, формированию, популяризации и распространению разного рода культурных ценностей. Культурными же ценностями обычно называют идеалы нравственного или эстетического характера.

основы законодательства российской федерации о культуре

Культурные ценности нередко образуют культурные блага - разного рода услуги и условия, которые предоставляются организациями или обычными лицами для удовлетворения потребностей граждан. Культурные ценности и блага составляют российское культурное наследие и достояние. Но для работы подобной системы необходима качественная государственная политика, под которой в законе понимается совокупность различных норм и принципов для деятельности по формированию, сохранению, популяризации и распространению культуры. Именно деятельность государства и регулирует закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

О правах человека в культурной сфере

В разделах II и III Закона № 3612-1 говорится о правах человека, а также различных народов и этносов в культурной сфере РФ. Так, статья 8 закрепляет важнейший принцип неотъемлемости прав каждого человека на деятельность культурного характера. В последующих статьях говорится о приоритетности человеческих прав перед правами государства, различных групп и организаций. В законе "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" закрепляются права и свободы на следующие виды деятельности:

  • на творчество и проявление личной культурной самобытности;
    на приобщение к культурным ценностям;
  • на воспитание и образование через призму художественности и эстетики;
  • на реализацию собственности в сфере культуры;
  • на создание организаций, предприятий, общественных объединений или учреждений в культурных сферах;
  • на вывоз результатов культурной деятельности за рубеж и т. д.

закон основы законодательства российской федерации о культуре

Таким образом, в законе закрепляется принцип государственного протекционизма в культурной сфере. Любая профессиональная деятельность человека в области культуры должна культивировать национальное достояние.

Про обязанности государства

В разделе VI закона "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" указываются основные обязанности государственных органов в рассматриваемой области. Вот что здесь стоит выделить:

  • формирование специальных государственных программ по сохранению и развитию российской культуры;
  • обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, ценностей и разного рода благ;
  • создание условий для самореализации талантов среди граждан;
  • своевременное финансирование культурных и творческих организаций;
  • ведение точной и качественной статистики в области культуры;
  • проведение независимого оценивания качества услуг культурными организациями, контролируемыми государством;
  • обеспечение информационной открытости культурными организациями.

основы законодательства российской федерации о культуре 2015

Отдельное место в государственных обязанностях занимает экономическое регулирование. Именно про него будет рассказано далее.

Об экономическом регулировании

В статье 41 закона "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 1992 года говорится про формирование и ликвидацию культурных инстанций. Согласно нормативному акту, учредителями могут выступать только регионы РФ либо сама Российская Федерация как единое государство. Здесь же выделены лица юридического и физического типа. При этом принятие решений по финансированию, ликвидации или реорганизации архивов, библиотек, музейных фондов и прочих организаций принимает только само государство в лице исполнительных органов.

фз основы законодательства российской федерации о культуре

В статье 44 закона указан принцип приватизации культуры. Необходим он как для своевременного финансирования культурных объектов, так и для качественного их сохранения.

Изменения в законе

Более чем за 20 лет рассматриваемый нормативный акт претерпел немалые изменения. Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (от 2015 года с изменениями) периодически дополнялся и видоизменялся. Так, закон дополнился разделом IX, в котором был закреплен принцип тесного сотрудничества с зарубежными странами. Необходимо это в основном для популяризации российской культуры на мировом уровне.

основы законодательства российской федерации о культуре 1992
Стоит также выделить незначительные изменения, касающиеся законодательного закрепления полномочий различных государственных органов, в том числе и инстанций местного самоуправления. Часть статей утратила силу, в особенности те, в которых говорится о собрании несуществующих поныне органов (вроде совета народных депутатов и т. д.).

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.