Культура является важнейшим элементом в любой государственной системе. Именно поэтому она должна регулироваться законодательно. Существует закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятый еще в 1992 году. Именно этот нормативный акт будет рассмотрен в статье.
Задачи закона
В первой статье ФЗ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" говорится о приоритетных задачах, которые ставят перед собой создатели нормативного акта. Вот что стоит здесь выделить:
- формирование юридических гарантий для осуществления профессиональной культурной деятельности на свободной основе;
- объединение народов, этносов и граждан для культивирования и популяризации культуры;
- защита и обеспечение конституционного права граждан РФ на деятельность в сфере культуры;
- определение основных принципов и норм юридического характера в сфере культуры;
- своевременное финансирование различных культурных организаций;
- определение принципов проведения политики в сфере культуры;
- поддержка и законодательное закрепление принципа невмешательства государства в творчество;
- отсутствие цензуры.
Какие области регулирует представленный нормативный акт? Здесь стоит отметить работу с памятниками культуры, с литературой и кинематографом, телевидением и наукой, музейным делом, народными промыслами и многими другими явлениями.
Далее следует рассказать, что вообще понимается под культурной и творческой деятельностью в основах законодательства Российской Федерации о культуре.
О чем идет речь в законе?
Культурной деятельностью, согласно закону, является совокупность функций по сохранению, формированию, популяризации и распространению разного рода культурных ценностей. Культурными же ценностями обычно называют идеалы нравственного или эстетического характера.
Культурные ценности нередко образуют культурные блага - разного рода услуги и условия, которые предоставляются организациями или обычными лицами для удовлетворения потребностей граждан. Культурные ценности и блага составляют российское культурное наследие и достояние. Но для работы подобной системы необходима качественная государственная политика, под которой в законе понимается совокупность различных норм и принципов для деятельности по формированию, сохранению, популяризации и распространению культуры. Именно деятельность государства и регулирует закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
О правах человека в культурной сфере
В разделах II и III Закона № 3612-1 говорится о правах человека, а также различных народов и этносов в культурной сфере РФ. Так, статья 8 закрепляет важнейший принцип неотъемлемости прав каждого человека на деятельность культурного характера. В последующих статьях говорится о приоритетности человеческих прав перед правами государства, различных групп и организаций. В законе "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" закрепляются права и свободы на следующие виды деятельности:
- на творчество и проявление личной культурной самобытности;
на приобщение к культурным ценностям; - на воспитание и образование через призму художественности и эстетики;
- на реализацию собственности в сфере культуры;
- на создание организаций, предприятий, общественных объединений или учреждений в культурных сферах;
- на вывоз результатов культурной деятельности за рубеж и т. д.
Таким образом, в законе закрепляется принцип государственного протекционизма в культурной сфере. Любая профессиональная деятельность человека в области культуры должна культивировать национальное достояние.
Про обязанности государства
В разделе VI закона "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" указываются основные обязанности государственных органов в рассматриваемой области. Вот что здесь стоит выделить:
- формирование специальных государственных программ по сохранению и развитию российской культуры;
- обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, ценностей и разного рода благ;
- создание условий для самореализации талантов среди граждан;
- своевременное финансирование культурных и творческих организаций;
- ведение точной и качественной статистики в области культуры;
- проведение независимого оценивания качества услуг культурными организациями, контролируемыми государством;
- обеспечение информационной открытости культурными организациями.
Отдельное место в государственных обязанностях занимает экономическое регулирование. Именно про него будет рассказано далее.
Об экономическом регулировании
В статье 41 закона "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 1992 года говорится про формирование и ликвидацию культурных инстанций. Согласно нормативному акту, учредителями могут выступать только регионы РФ либо сама Российская Федерация как единое государство. Здесь же выделены лица юридического и физического типа. При этом принятие решений по финансированию, ликвидации или реорганизации архивов, библиотек, музейных фондов и прочих организаций принимает только само государство в лице исполнительных органов.
В статье 44 закона указан принцип приватизации культуры. Необходим он как для своевременного финансирования культурных объектов, так и для качественного их сохранения.
Изменения в законе
Более чем за 20 лет рассматриваемый нормативный акт претерпел немалые изменения. Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (от 2015 года с изменениями) периодически дополнялся и видоизменялся. Так, закон дополнился разделом IX, в котором был закреплен принцип тесного сотрудничества с зарубежными странами. Необходимо это в основном для популяризации российской культуры на мировом уровне.
Стоит также выделить незначительные изменения, касающиеся законодательного закрепления полномочий различных государственных органов, в том числе и инстанций местного самоуправления. Часть статей утратила силу, в особенности те, в которых говорится о собрании несуществующих поныне органов (вроде совета народных депутатов и т. д.).