Трансакционные издержки в работах ведущих мировых экономистов

Р. Коуз является основоположником неоинституционализма. Именно он в 1937 году в своей работе «Природа фирмы» заложил идею трансакционных издержек, под которым понимал затраты на обеспечение функционирования рыночной системы. Позднее это определение несколько изменилось. Их стали трактовать как затраты от эксплуатации экономических систем.

Норт видел трансакционные издержки как источник социальных, политических институтов. То есть институты и различные виды контрактов существуют в целях экономии данного вида затрат.

Трансакционные издержки фирмы играют важную роль в решении вопроса открывать фирму или нет, они возникают тогда, когда индивиды обменивают права собственности в условиях неполной информации. Эти затраты рассматриваются в связи с продвижением контракта, с заключением (оформлением) контракта и контролем за выполнением контракта.

Выделяют следующие трансакционные издержки:

  1. Поиска информации, которые состоят из затрат ресурсов, времени, необходимого для ведения поиска, и из потерь, которые связаны с несовершенством и неполнотой приобретаемой информации.
  2. Измерения. Сюда относятся затраты на проведение измерения, на измерительную технику, а также на осуществление мер, целью которых является обеспечение безопасности сторон от ошибок измерения и потери от ошибок.
  3. Заключения контрактов и ведения переговоров.
  4. Спецификации и защиты прав на собственность. Сюда входят затраты на содержание арбитража, судов, госорганов, затраты ресурсов и времени, необходимые для восстановления нарушенных прав, а также потери, вызванные плохой спецификацией прав и их ненадежной защитой.
  5. Оппортунистического поведения.

Уильямсон рассматривал трансакционные издержки по частоте и по специфичности активов:

  • 1 уровень. Разовый обмен между сторонами на анонимном рынке. Здесь нет специфичности активов, а ключевым является уровень цен. Активы: предмет покупки и продажи, деньги.
  • 2 уровень. Повторяющийся обмен между сторонами массовыми товарами. Частота увеличивается, но специфичности активов еще нет. Возникает система предпочтений. Повторяющиеся покупки и, следовательно, мы экономим на информации, так как знаем, что этот продукт качественный.
  • 3 уровень. Повторяющийся контракт, который связан с вложениями в специфические активы. Специфические активы создаются под определенную трансакцию. Здесь возникают потери при расторжении контракта на продажу специфических активов. Возникает отношения вокруг возмещения убытков, либо в распределении риска.
  • 4 уровень. Инвестиции в уникальные активы (идиосинкратические активы). Актив жестко привязан к определенной функции (технологии). Идиосинкратические трансакции требуют объединения усилий фирмы. Между фирмами возникает фундаментальная трансакция, то есть внерыночный тип связи, взаимозависимость сторон друг от друга. Конечно, покупатель может перейти и к другому поставщику, но это невыгодно обеим сторонам.

Управленческие трансакционные издержки – это издержки исполнения контракта между фирмой и ее наемными работниками. Они включают в себя затраты на управление персоналом, защиту от поглощения, то есть расходы на создание, поддержание и изменение самой организации. Также выделяются издержки эксплуатации организации, затраты, связанные с физическим пересечением товаров и услуг границ смежных производственных процессов.

Проблема обновления и изменения форм документации – это тоже трансакционные издержки.

Величина данного вида затрат зависит от поведения индивидов. Следовательно, необходимо вложение средств для формирования благоприятного климата на предприятии. Большой проблемой является измерение этого вида расходов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.