Александров Александр Леонардович. Искусство против скверны

В 2009 году культурная общественность РФ лишилась выдающегося отечественного режиссера, литератора и сценариста, оставившего богатое творческое наследие. Проститься с Александровым Александром Леонардовичем пришли лишь его верные соратники и друзья, возможно, потому, что при жизни он безжалостно, порой жестоко позволял себе высказываться о коллегах и российском кинематографе в целом. При этом Александров не щадил и себя – не шел на компромиссы, не позволял себе халтурить.

Александров александр леонардович

Начало трудового пути

Александров Александр Леонардович, биография которого началась с момента появления на свет 26 июня 1947, родился в Москве в семье служащих. Начинал свой трудовой путь с должности оформителя сцены Театра юного зрителя. В этот период он занимался преподаванием эстетики и написанием статей для отдела юмора и сатиры на Всесоюзном радио. 1971 год в биографии кинодраматурга ознаменовался окончанием режиссерского факультета МГИКа, а 1975 стал еще одной вехой в творческом становлении мастера, он окончил сценарное отделение Высших курсов режиссёров и сценаристов. Его профессиональный рост курировали наставники – Л. Голубкина и М. Львовский.

утоли моя печали

Творческое наследие

Александров Александр Леонардович дебютировал в большом кино в ипостаси сценариста к киноленте «Сто дней после детства». Мелодрама об особенностях пребывания подростков в пионерском лагере была срежиссирована С. Соловьёвым. За участие в создании картины сценарист совместно с постановщиком были удостоены Госпремии СССР.

Как режиссер Александров прославился четырьмя работами: «Утоли моя печали», «Любовь французская и русская», «Номер «люкс» для генерала с девочкой» и «Приют комедиантов».

Большинству он известен как автор 12 книг и трех пьес. Самыми известными литературными опусами автора являются «Барбекю в губернском клубе», «Пушкин. Частная жизнь», «Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой», «Екатерина II и её фавориты» и «Павел I и его сумасбродства». Каждый литературный опус вызывал резонанс общественности и не оставался незамеченным.

Кроме этого, Александр Леонардович написал сценарии к 16 кино- и анимационным лентам, среди которых: «И на камнях растут деревья», «Юкка», «Башня» и другие.

александров александр леонардович биография

Самая мрачная работа

В послужном списке режиссера кинокритики неслучайно выделяют кинокартину «Утоли моя печали». Этот мрачный фильм конца перестройки позиционируется ими как жуткое и предельно трагичное кино. В нем продемонстрирована трагедия целых поколений, погрязших в бездуховности и эгоизме, абсолютно не понимающих, в чем причина их несчастий и бед. Кинорежиссер Александров создал противоречивый фильм, многие кинодеятели ругают ленту за категоричность, неприглядность в демонстрации мерзости – практически все персонажи вызывают неприязнь, а интерьеры удручающе грязны. Хотя в этом и состоит идея автора, который надеялся, что зритель, увидев скверну жизни, найдет в себе силы задуматься, ужаснуться и очиститься, поменяться в лучшую сторону.

кинорежиссер александров

В строю до последнего вздоха

До самой кончины Александров Александр Леонардович находился в неустанном творческом поиске, оставался в строю. Перед смертью он успел закончить работу над сценарием к проекту П. Лунгина, в основу которого была положена оратория «Страсти по Матфею» от епископа Иллариона. Очередную книгу автор закончить не успел, хотя в ней был собран шокирующий материал. В новом произведении Александров был особенно суров, не щадил кумиров миллионов, самых известных и любимых народом личностей. Данный факт неудивителен, достаточно припомнить, как резко Александров показал другую, традиционно скрытую от общественности сторону жизни актера Василия Ливанова. В последние годы он служил постоянным источником информации для неоднозначных новостей на ТВ и в печатных СМИ об известнейших персонах советского кинематографа.

Погребен Александров Александр Леонардович на Аксиньинском кладбище в Подмосковье, неподалеку от дома, в котором жил последние годы.

Личная жизнь

Александров Александр Леонардович был связан узами брака трижды. Первой женой стала дочь литератора В. Полторацкого Татьяна, второй раз режиссер повел под венец актрису Ирину Малышеву. Оба брака привели к разводам. Третьей супругой режиссера была Лала Александрова, с которой Александр познакомился во время работы над картиной «Золотая шпага». Лала выступала в качестве художника по костюмам и сразу привлекла внимание сценариста. Дочь Александра Леонардовича продолжила дело отца. Авдотья Александрова – актриса и режиссер, сын, Тима Александров, предпочел реализовать себя на ином поприще.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.