Русская философия 19-20 века и место Серебряного века в культуре России

Русская философия 19-20 века (вернее, самого его начала) - это очень значительное явление как в разрезе культуры, так и истории России. Недаром этот период назван «Серебряным веком». Интересно, что исключительная важность данного культурного перелома была осознана его современниками далеко не сразу, и название это носит поздний характер. Сама эта эпоха отличается тем, что практически вся культурная и творческая жизнь пребывала в расцвете, несмотря на кризисные явления в экономике и нарастающий хаос политической жизни. Ощущение приближающегося революционного переворота словно подстегивало к небывалому цветению философское творчество. Впервые в истории философии России были созданы оригинальные и уникальные философские системы.

Сложно сказать, когда именно началась эпоха, основным достижением которой явлется русская философия Серебряного века, однако многие культурологи относят ее начало ко времени образования Философского общества при Санкт-Петербургском университете в 1897 году. Окончанием этого периода считается 1917 год, время революционных потрясений. Членами этого общества стали именно те представители интеллектуальной элиты России, которые внесли наибольший вклад в развитие философских идей своего времени, а именно А. Лосев, Н. Бердяев, С. Франк, Д. Мережковский, Н. Лосский и другие выдающиеся умы, являвшиеся авторами таких нашумевших философских сборников, как «Вехи», «Логос», «Русская мысль». В одно время с созданием этого общества один из самых сильных русских философов Владимир Соловьев написал свою книгу «Оправдание Добра», которая подытоживает его философские взгляды и резюмирует основные идеи Серебряного века.

Поиски символа и истины, попытки проникнуть в мир «по ту сторону» и поиски того, как бы обустроить мир, в котором мы живем – это всего лишь несколько штрихов к портрету разнообразных философских направлений, которыми характеризуется русская философия 19-20 века во времена своего высшего апогея. Идейными источниками этой философии были самые различные, иногда совершенно непредсказуемые элементы философского наследия – античный гностицизм и немецкие мистики, Ницше и Кант. Причем представители философских школ, создававшихся в России, не просто переносили на родную почву эти оригинальные идеи, но на их основе, отталкиваясь от них, совершали собственный творческий взлет.

Наиболее интересной в плане богатства и разнообразия идей описываемой эпохи является русская религиозная философия 19-20 веков. Сам Владимир Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский, Л. Карсавин, Н. Бердяев и многие другие составляли своеобразное ядро этой философии. Но наиболее целостные и стройные системы сумели создать Николай Бердяев и Владимир Соловьев. Их творчество даже принято называть философско-религиозным Ренессансом. Собственно говоря, подъем именно религиозной философии связана с «обратной реакцией» на распространение атеистических и позитивистских идей, а также с огромной популярностью мистических и эзотерических учений разного толка и ожиданием конца «старого мира». «Богоискательство» и «богостроительство» проникло даже в марксистский и революционный лагерь, что вызвало в нем ожесточенную полемику.

На переломе эпох русская философия 19-20 века часто обращалась к такому понятию как новое религиозное сознание и требование обновления для православия в целом и церковной институции в частности. Недогматическое видение христианства и, особенно, православного христианства у философов того времени вызывало раздражение официальной Церкви. «Эстетствующие» философы Серебряного века часто критиковали Церковь за то, что вместо того, чтобы влиять на совершенствование общества, она просто-напросто находится в услужении у государства. В частности, достаточно резко против разрыва христианства и общественных дел выступил Владимир Соловьев, который упрекал православие за уход от жизни, в связи с чем весь общественный прогресс перешел в руки неверующих. Основа философии Соловьева – софиология – состояла в том, что Бог и человек должны идти навстречу друг другу, делая добро совместно.

Не соглашаясь со многими концептуальными положениями Соловьева, Николай Бердяев, тем не менее, тоже считал, что современная ему христианская культура является неподлинной. Он считал, что кроме Ветхого и Нового Завета необходим еще «Третий завет», когда Святой Дух явится в ипостаси Софии, и тогда христианская культура исполнит свое истинное предназначение. Русская философия 19-20 века и особенно философия Бердяева часто позиционирует главную цель человечества – совершенствование творения Бога, дополняя и обогащая его. Однако и Бердяев, и другие религиозные философы, тем не менее, пытались через переосмысление античных и христианских идей решить насущные общественные проблемы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.