Приходилось вам слышать слова, которые ставились в несоответствующих падежах? Этим грешит суржик - смешанная речь из русских, украинских и еврейских слов. Происходит это из-за того, что правила склонения в разных языках отличаются.
Чтобы правильно выбрать падеж существительных, нужно знать, к какому виду они принадлежат.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Слова, неправильно употребляемые, режут слух. Для их грамотного использования существуют определенные правила, не такие уж и сложные. На Руси издревле по-разному изменяли по падежам живое и неживое. Когда язык систематизировали, определили, что бывают имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Причем самостоятельно не всегда удается определить, к какому виду относится то или иное слово. Покойник неживой, не имеет души, но слово это грамматически одушевленное. А вот растения живые - растут, дышат. Но неодушевленные. Почему?
Есть один аспект этого вопроса, который уходит корнями в мифологию. В древности люди придерживались других представлений о живом и неживом. Отсюда множество устоявшихся выражений, показывающих неодушевленность солнца (оно выглядывает, встает, садится, просыпается, в сказках у него спрашивают совета, и оно отвечает) и куклы (в играх она ест, спит, ходит, говорит, плачет). Ранее действительно считали их живыми и это отразилось в языковых формах. Слово "труп" же всегда считали неодушевленным, потому что под ним рассматривается лишь оболочка существа, личность же отсутствует. Как же идентифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные?
Правило
Поскольку живое и неживое отвечают на разные вопросы, хорошо воспользоваться этим способом. Потом осуществить проверку полученного результата. После можно уточнить наше исследование в соответствии с исключениями, которые лучше запомнить.
1. Итак, сначала стоит выяснить, кто или что перед нами. Так в большинстве случаев можно понять, к какому виду относится нужное нам слово.
Кто? | Что? |
Щенок | Игрушка |
Птичка | Кресло |
Животное | Игра |
Цыпленок | Нос |
Рекс | Кличка |
2. В дальнейшем множественное число нужного слова ставят в винительный падеж (для простоты его можно обозначить ВП) и выясняют, с каким падежом оно совпадает. Если с именительным (ИП) - это неодушевленность.
- Игрушки.
- Кресла.
- Игры.
- Носы.
- Клички.
Если с родительным (РП) - одушевленность.
- Щенков.
- Птичек.
- Животных.
- Цыплят.
- Друзей.
Часто этого бывает достаточно, чтобы определить одушевленные и неодушевленные имена существительные. Правило имеет исключения.
Живые неодушевленные
Это куклы, мишки Тедди, собачки, зайчики, роботы и тому подобные. То есть те игрушки, с которыми производят действия, как с живыми. Сложившиеся формы слов будут выглядеть так:
- Кукол.
- Мишек.
- Зайчиков.
- Собачек.
- Роботов.
Некоторые обозначения в играх тоже считаются одушевленными. Это следует запомнить:
- Королей.
- Вальтов.
- Ферзей.
- Дам.
Люди, которые умерли или погибли, считаются одушевленными: самоубийца, усопший, преставившийся, погибший.
- Самоубийц.
- Усопших.
- Преставившихся.
- Погибших.
Есть много таких слов, но все они одушевленные. Когда же речь идет о бренной оболочке (труп, тело, падаль, туша) - это уже неживое.
Сказочные и нематериальные персонажи (ангелы, демоны, нимфы) тоже одушевленные. Наблюдается закономерность: если в представлении народа что-то является живым - в склонении такого слова ВП = РП.
Живые неодушевленные
Группу, какое-либо множество, совокупность людей, животных или причисляемых к живым существ принято считать неодушевленными. Это толпа, армия, народ, стадо, стая, сонм. Правильно говорить: "Вижу толпы, армии, народы, стада, стаи, сонмы".
Все растения и грибы - неодушевленные. Их издавна рассматривали как пищу, а не как часть живой природы. Интересно, что некоторые виды морепродуктов (лангусты, устрицы, омары) сначала появились в России как экзотические блюда. Поэтому в рецептах встречается их склонение по неодушевленному принципу: кальмары отварить и нарезать в форме лапши.
То, что не видно взглядом, считается неодушевленным.
Это микроорганизмы, вирусы, эмбрионы, дрожжи, бактерии. Хотя здесь тоже есть интересные исключения. Например, отношение к эмбриону меняется, когда он становится видимым – в пробирке.
Когда нельзя определить одушевленные и неодушевленные имена существительные
Примеры, показывающие невозможность отнесения слова к тому или иному делению:
- чинить автоматику,
- увидеть меч-рыбу.
Эти слова не склоняются по числам. При изменении по падежам у них находится своя форма окончаний. Поэтому они стоят вне одушевленности.
Прилагательные-помощники
По форме винительного падежа согласующихся прилагательных определяются одушевленные и неодушевленные имена существительные. Примеры:
- Увидели нового ученика – увидели новый стол.
- Погладили красивого щенка – погладили красивую блузку.
- Получили крупных телят – получили крупные неприятности.
Сначала стоит словосочетание, где винительный падеж равен родительному (ВП = РП), а потом – именительному (ИП).
Эти прилагательные облегчат определение одушевленных и неодушевленных имен существительных.
Собственные и нарицательные
Все собственные имена существительные потому и получили такое название, что являются единственными в своем роде. Обычно это имена, но могут быть и клички, и прозвища. Если находится им совпадение – это скорее нонсенс. Для таких случаев есть слово «тезка», к примеру. Даже если это кличка неживой игрушки – это все равно одушевленное. Есть и неодушевленные имена собственные. Это названия, данные какому-либо учреждению, произведению искусства или сочинению. Есть и географические наименования.
Нарицательные – от старославянского «нарицать» (называть) – это названия групп предметов или понятий.
Правильно изменять их по падежам поможет таблица.
собственные | нарицательные | |
одушевленные | ВП = РП | ВП = РП |
неодушевленные | ВП = ИП | ВП = ИП |
Хорошо развиваются навыки при заполнении такой таблицы. Можно заполнить ее, ставя все слова в винительном падеже, хотя это и не обязательно. Можно просто разделить лист на четыре части и выписать предложенные слова по группам.
Иван Иванович Жучка Мурка Мальчиш Кибальчиш Золушка | Директор Собака Кошка Персонаж Падчерица |
Волга «Белый клык» «Апассионата» Эрмитаж Каспийское море | Река Повесть Соната Бетховена Музей Море |
Еще лучше разобраться с этой темой помогут специальные упражнения.
Упражнения
Помогут закрепить навыки, как определить одушевленные и неодушевленные имена существительные, упражнения. Нужно подставить правильное слово, подобрать нужный падеж или проверить грамотность записанного словосочетания.
Упражнение 1
Подставьте правильные слова в следующих предложениях.
- Приходя в школу, ученики видят (учителя, директор, новые парты, плакатов, друзей, дежурный, старых дверей, школьных мелков).
- Для городского парка приобрели (певчих птиц, каруселей, скамеек, посетителей).
- Опаздывая на работу, пришлось догонять (троллейбуса, трамвая, знакомого таксиста).
Упражнение 2
Подберите нужный падеж в следующих предложениях.
- Мы пристроили (котята) и впридачу подарили (пакетики с кормом) для них.
- Выйдя на полянку, мы увидели (мальчики и корзины с грибами).
- В зоопарке служители кормят (птицы) и поливают (деревья).
Упражнение 3
Приведите примеры одушевленных и неодушевленных имен существительных, подходящих в следующих случаях:
- За столом сидит … и мечтает.
- Врачи сказали, что … уже не дышит.
- Наш … совсем раскрошился.
- Как ярко горит этот … сегодня.
- Старый … совсем развалился.
Урок
Чтобы учащиеся хорошо запомнили вышеприведенные правила, педагог может посвятить урок одушевленным и неодушевленным именам существительным. Хорошо использовать схему, обозначающую равенство падежей.
Одуш. | Неодуш. |
ВП = РП | ВП = ИП |
Напомнив, что проверяется множественное число, в качестве упражнения можно предложить назвать пять одушевленных и пять неодушевленных имен существительных, глядя на картинку. Подойдет фото щенка с игрушечным цыпленком в зубах.
Получающиеся словосочетания не всегда будут правильные, это естественно. Но особо смешные учитель может подчеркнуть. Такой метод «от противного» поможет запомнить неправильное употребление падежей.
Хорошо понять правило помогут примеры одушевленных и неодушевленных имен существительных, которые подставляют вместо пропущенных слов. Для этого упражнения заранее выписываются на листок предложения с пропущенными словами. На их место следует вставить одно из предложенных слов, записанных на доске. Учитель следит, чтобы перед учениками были разные варианты: на одной стороне доски одушевленные, на другой – нет.
Как один из вариантов может быть использован такой набор слов:
Мальчик Девочка Кукла Мама Папа Жучка | Машинка Скакалка Мяч Игра Двор Дом |
Текст, который подойдет для этого упражнения:
В выходной день стояла прекрасная погода. Ребята выбежали во двор. (?) кормили и наряжали своих (?). (?) не привлекали такие игры, они запускали (?) с горы. (?) и (?) радовали старые (?). «Где еще найдешь такие (?), - говорили они и не торопились звать своих (?) и (?) домой. А ребята уже взяли (?) и (?) и устроили шумные (?).
Такой урок ребятам очень понравится. Главное – хорошо подготовить наглядный материал и схемы. Успехов!