Музей "Подводная лодка С-189" в Санкт-Петербурге: история, отзывы, как добраться

Славный Санкт-Петербург богат музеями. Порой весьма необычными! Среди них есть музей-подводная лодка С-189. Это судно долгое время было действующим, побывало во множестве боевых походов. Именно эта подводная лодка С-189 участвовала на военном полигоне Ладожского озера в испытаниях нового оружия. Служила она верой и правдой с марта 1954 до 1990 года - более тридцати пяти лет. Тысячи моряков-подводников - офицеров, старшин, матросов - прошли службу на её борту. И сегодня подводная лодка С-189 работает, воспитывая подрастающее поколение в готовности защищать Родину.

подводная лодка с 189

Как получился музей

Это событие наверняка покажется тягостным даже далёкому от подводного флота человеку, когда судно, прослужившее тридцать пять лет, выходит из строя и становится на прикол, где медленно умирает, всеми забытое и заброшенное. Нет грустнее зрелища, чем кладбище кораблей...

Так произошло и в этот раз: подводная лодка С-189 умирала у причала порта Кронштадта целых девять лет. А в 1999 году окончательно потеряла плавучесть и затонула там же, в Купеческой гавани.

Так и осталась бы она на дне, если бы не счастливый для неё случай, который помог ей вернуться в жизнь и наполнил каюты и палубы людьми, которые больше никогда её не бросят. Подводная лодка С-189 в Санкт-Петербурге получила вторую жизнь, которую ей подарил бывший подводник Андрей Артюшин: он взял на себя все материальные затраты на ремонт и обустройство судна. Лодка была поднята со дна, поставлена в док Канонерского завода и постепенно обрела свой прежний боевой и суровый вид.

Набережная лейтенанта Шмидта

Подлодку капитально отремонтировали, восстановили интерьер, выхлопотали ей место на набережной лейтенанта Шмидта. И совсем недолго думали, что же делать с нею дальше. 18 марта 2010 года подводная лодка С-189 в Санкт-Петербурге стала частным музеем. Этот день можно считать вторым днём рождения, поэтому для новорождённой устроили настоящий праздник!

На первом же мероприятии состоялось торжественное гашение почтовой карты, где была изображена удивительная картина: подводная лодка С-189 на морском параде! Во всей красе её изобразил художник-маринист А. Заикин. Началась новая жизнь, которая уже ничем не напоминала то ужасное существование на приколе, когда лодку рвали на куски, разграбляя внутренности и воруя оборудование. Судно лишили плавучести ради лишнего килограмма металлолома - целых пять лет только небольшая часть рубки выглядывала из-под воды.

подводная лодка с 189 в санкт петербурге

Память

Музей открывался очень и очень долго: почти до самого конца уверенность в победе не была стопроцентной. Целый год ремонтировалась на Канонерском острове (Санкт-Петербург) музей-подводная лодка С-189. Фото процесса восстановления лучше никому не показывать - сердце кровью обливается... Но мало-помалу судно в порядок все же привели. Ещё год пришлось провести у достроечной стенки, где проходили работы по переоборудованию боевого судна в музей. Подводная лодка С-189 отзывы посетителей сейчас слышит только восторженные!

Правда, и гостей пустили на борт не сразу. В 2007 году был торжественно поднят флаг, что свидетельствовало об удивительных событиях, которые в нашей жизни ещё случаются. Но статус музея и своих первых посетителей только в 2010 году смогла получить подводная лодка С-189. Фото праздника можно показать всем - на счастье!

музей подводная лодка с 189

Как проходят экскурсии

В музее собралась команда, практически полностью состоящая из моряков-подводников, пусть и бывших, но настоящих профессионалов, хорошо знающих свое дело. Да и не только свое. Они знают всё, что пережила подводная лодка С-189, история ее звучит на экскурсиях. Да и сами экскурсии не похожи ни на какие другие. Во-первых, штатские находятся в полном распоряжении моряков-подводников и должны немедленно выполнять все поступающие команды. "Есть пройти к кассе и купить билет!" - отвечают гости, пусть и не с первого раза, но по-военному браво.

Это не экскурсия, а настоящее представление! Словно попадаешь в насыщенный морской романтикой военный быт. Спуститься гостям внутрь обязательно помогают, поскольку лазать по люкам привычно только подводникам. А внутри очень тесно! Потолки большинству людей не дают разогнуться по-настоящему. Все выступающие части наверху заботливо обмотаны чем-то мягким, и недаром такая предусмотрительность - многие благодарят за отсутствие синяков и шишек.

санкт петербург музей подводная лодка с 189 фото

Впечатления

Первым делом посетители попадают в торпедный отсек на корме, откуда начинается осмотр музея. Повезёт тем, кто выберет время в будний день, чтобы приобщиться к советскому подводному флоту. Как уже было сказано, внутри очень тесно, поэтому остаётся удивляться, как подводники могут действовать безошибочно быстро в боевых условиях. Даже когда на экскурсии десять человек - развернуться буквально негде.

А ведь подводная лодка С-189 спокойно вмещала пятьдесят шесть моряков, которые не сойдут через час на берег, не вдохнут свежего воздуха, не распрямятся и не потянут руки и ноги во все стороны! Они на подводной лодке жили и выполняли боевые задачи, долгими месяцами не видя сушу даже в перископ. Посетителям перископ показывают обязательно. Можно даже посмотреть, каким красивым Санкт-Петербург предстает перед глазами. Ещё одна причина посетить музей в будни: воскресными днями очередь на пирсе собирается очень и очень длинная.

подводная лодка с 189 фото

О проекте и торпедах

Об истории подводных лодок этого проекта гостям рассказывают на экскурсии. От экскурсовода мы узнаём, что С-189 - класс средних подводных лодок, с дизель-электрическим двигателем проекта 613, оснащенных торпедами - две на корме и четыре на носу. Их строительство велось до 1957 года, кстати, с 1950 года успели построить двести пятнадцать штук - это довольно внушительная цифра. Кстати, это самая массовая модель, лицензию на которую продали Китаю, где их построили более двадцати.

Цельносварной корпус кажется очень прочным. Многим становится интересно, как люди умудряются добывать металлолом? С тяжёлым сердцем экскурсоводы отвечают и на такие вопросы... Конечно, гораздо охотнее они рассказывают о проекте. Эти подводные лодки были проектированы с учётом технических решений, которые нашли немецкие конструкторы в своих последних и незавершённых моделей. Особенно это касается дизеля и его работы под водой. Всего отсеков на подлодке семь, осмотр начинается с последнего, на корме, где установлены торпеды.

Вооружение

Седьмой отсек служит убежищем, а дверь, ведущая в шестой, не рассчитана на большое давление. Сначала лодки такого типа вооружались артиллерийскими установками: 2М-8, 25-миллиметровым спаренным зенитным автоматом, позже - спаренным орудием, 50-миллиметровым СМ-24ЗИФ. Однако в 1956 году со всех лодок были сняты орудия, так как стали бесполезными и только добавляли лишний вес. Такая самооборона уже не помогала.

Проход из шестого отсека в пятый обустроен с настоящим переборчатым люком, который выдерживает 10 кг на каждый 1 см2. В пятом отсеке - дизели с Коломенского завода 37Д мощностью в 2000 лошадиных сил и компрессоры к ним. Почти такие же дизели стояли на тепловозах Packard. В первом отсеке целых четыре торпедных аппарата. Весь боекомплект составляет 10 боевых единиц, 4 из которых готовы уйти к цели, а 6 остаются в резерве. Интереснее торпед только 16 подвесных коек рядом. Матросы буквально жили на рабочих местах.

подводная лодка с 189 история

Про лодку

Во время экскурсии посетителей не покидает странное ощущение нереальности того мира, который остался за бортом. И кажется, что существует только море, только служба. Наверное, это потому, что во всех отсеках воссоздана реальная обстановка, в которой служили советские подводники. Именно такие лодки до конца 80-х годов ХХ века охраняли нашу страну на всех флотах. Эти суда - и разведчики, и минёры, но их главное предназначение - уничтожение транспортов и боевых кораблей противника.

Первая лодка проекта 613 была спущена на воду в 1950 году в Горьком, а через 4 года появилась С-189, единственно выжившая подводная лодка. Её строили на Балтийском заводе (в то время Судостроительный завод имени Орджоникидзе) менее полугода: в сентябре 1954 года она начала свою нелёгкую службу, которую выполняла вплоть до 1990 года. Тридцать пять лет в Балтийском море и Атлантическом океане она выполняла боевые задачи, много раз была названа лучшим кораблём, была награждена переходящим Красным знаменем обкома ВЛКСМ и занесена в Книгу Почёта. В 1978 году участвовала в торпедных стрельбах и отстрелялась точно в цель на отлично. Лодка побывала и на Неве, и на Химкинском водохранилище как украшение военно-морского парада. А потом всё закончилось...

Разные сведения

Этот музей поистине уникален. Посетители чувствуют необъяснимый трепет, когда попадают в этот грандиозный 18-метровый плавучий военно-исторический музей. Они сразу узнают столько нового, столько интересного, что голова идёт кругом. Хорошо, что военные сведения у экскурсоводов перемежаются интересными рассказами о длительных морских походах, забавными случаями из повседневной морской жизни, которая на суше кажется смешной или странной. Но не только об устройстве дизель-электрической подводной лодки узнает посетитель!

Например, хлеб. Тот самый, к которому мы все привыкли. Но привыкли мы к хлебу свежему. Как быть с этим в долгом плавании? Выручает спирт. Нет, не внутрь матроса! Хлеб пропитывался им для того, чтобы за многие месяцы боевого дежурства моряков буханку не подъела плесень. После пропитки его плотно заворачивали в целлофан. По мере надобности буханку нагревали на плите до тех пор, пока не испарится весь спирт. Посетители не верят, что после такой обработки изделия не теряют свои свойства - и вкусовые, и энергетические. Наверняка после экскурсии некоторые экскурсанты дома экспериментировали со спиртом и хлебом.

музей подводная лодка с 189 отзывы

И всё-таки ещё об оснащении

Посетителям покажут всё: все аккумуляторные батареи, все рации в рубке радиосвязи, все офицерские каюты и кают-компанию. Многим (особенно мужчинам всех возрастов) интересно радиоэлектронное оснащение: гидролокатор, станции шумопеленгования и обнаружения надводной цели.

Можно даже покомандовать в третьем отсеке на центральном командном пункте, где раньше располагались гидроакустики с радиометристами и штурман с перископом, откуда шло управление глубиной, курсом, всплытием, погружением. Здесь, на подводной лодке С-189, интересно всё - от гирокомпаса и торпедного аппарата до осушительного насоса и корабельных часов.

Нужная информация

Официально это учреждение культуры так и называется: музей "Подводная лодка С-189". Адрес его прост: набережная лейтенанта Шмидта, Ленинградская военно-морская база, плавучий причал, музей "Подводная лодка С-189". Как добраться до этого места, может подсказать любой местный житель. Сначала нужно приехать в Санкт-Петербург, например, поездом на Московский вокзал. Далее на метро до станции "Василеостровская", а затем на автобусе №1.

Если хочется одновременно посмотреть город, то садитесь на Невском проспекте на троллейбус №5, автобусы №27 и №22 и двигайтесь до площади Труда. Далее вас ждет приятнейшая прогулка через Благовещенский мост с выходом на набережную лейтенанта Шмидта. Касса работает до 18:00, а музей - до 19:00. В понедельник и вторник лучше не приезжать - в музее выходные дни. Всю необходимую информацию можно узнать на официальном сайте.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Первого мая решили с детьми посетить музей, пр ехали с другого города. По расписанию музей должен работать до 19 часов, но 17.35 сказали, что кассы закрыты и их не волнует, что мы с детьми мокнем под дождём. Директор на просьбы объяснить причину не вышел. Персонал общался грубо и бесцеремонно. Очень жаль, что юным Россиянам так и не удалось приобщиться к истории военно морского флота. Просьба министерство курирующее данный объект обратить внимание на данную ситуацию. С уважением семья вое
Копировать ссылку
0
ужасное и хамское поведение со стороны всего персонала этого музея! пришли мамы с детьми до 5 лет и до 14 л. дождавшись своей очереди под дождём и при температуре +3, мы заходили в музей и оказался один из нас 6х одиннадцатым! мало того, что грубияны на входе постоянно хамили, отвечали ужасно на обычные вопросы! в итоге стали хватать наших детей за плечи, прогоняя их с судна! никто им такого права не давал ! мотивируя, что кто-то один лишний! значит пережидайте очередь, а это ещё полчаса! объясн
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.