История и достопримечательности Чуйского тракта

Дорога М-52 (ранее Р-256) является главной транспортной артерией Алтая. Она проходит по маршруту Новосибирск - Бийск - Ташанта. Протяженность автомагистрали составляет 953 километра. Живописный участок от Бийска до Ташанты получил название Чуйский тракт. Большая часть пути проходит через республику Алтай. Ежегодно Чуйский тракт привлекает к себе внимание огромного количества туристов с разных уголков планеты. А еще он входит в пятерку самых красивых дорог мира. Сегодня мы с вами рассмотрим историю и главные достопримечательности Чуйского тракта (Алтай).

Историческая справка

Прежде чем рассмотреть достопримечательности вдоль Чуйского тракта, познакомимся с историей строительства этой дороги. В китайской хронике тысячелетней давности встречаются упоминания о дороге под названием Мунгальский тракт, которая находится как раз на месте современного Чуйского тракта. Вероятно, эта дорога была одним из ответвлений Великого шелкового пути, по которому торговые караваны следовали в Монголию. Таким образом, турист, посетивший Чуйский тракт, может не только насладиться красотами окружающих пейзажей, но и прикоснуться к многовековой истории.

Достопримечательности Чуйского Тракта

В 1756 году, когда южные алтайцы добровольно присоединились к Российской империи, началось освоение тракта. В русскоязычных источниках первые упоминания о нем датируются 1788 годом, когда купцы дошли до реки Чуя. Стремительно развивающиеся торговые отношения повлекли за собой расширение пути. Тем не менее до начала ХХ века тракт считался опасной горной тропой, передвижение по которой сопровождалось серьезным риском.

Еще с 1860 годов, когда правительство заинтересовалось укреплением политической и экономической связи с Центральной Азией и Дальним Востоком, начали рассматриваться проекты по строительству основательной дороги. Однако ни одна из предложенных идей не была реализована. Предполагается, что для этого было две причины: недостаток технической базы и расчет государства на финансовую помощь со стороны купечества. Предприниматели постепенно приспосабливали дорогу к более комфортному и безопасному передвижению по ней. Так, к началу 1890-х по участку от Кош-Агача до Хабаровки, можно было передвигаться относительно безопасно: расширена тропа, убраны камни, установлены каменные барьеры и деревянные настилы над кручами.

В 1901 году все-таки началось масштабное строительство Чуйского тракта. Через два года был готов участок от Кош-Агача до Онгудая. Тогда к работе привлекалось местное население и крестьяне из ближайших поселений. В строительстве участвовало порядка полутора сотен человек. Из-за недостатка средств и стремления к максимальному удешевлению работ сооруженная дорога быстро разрушалась. На протяжении последующих десяти лет она не ремонтировалось и к началу 1920-х вновь оказалась в плачевном состоянии.

В 1911 году ведение Чуйского тракта было возложено на Министерство путей сообщения. Для выбора наиболее удачного направления дороги и составления смет необходимо было провести масштабные изыскательские работы. В 1913 году государство выделило для этих целей 15 тысяч рублей. Тогда была произведена съемка старой дороги на участке от Бийска до Кош-Агача. Летом 1914 года в Алтай прибыла экспедиция, возглавляемая инженером и будущим писателем В. Я. Шишковым. Главной задачей кампании стало изыскание наиболее краткого и удобного направления Чуйского Тракта. Участники экспедиции прошли сотни километров. Была проведена огромная работа по изучению местности, в результате которой ученые составили карты и создали проект будущей дороги. Съемка местности проводилась с безукоризненной точностью, на карту были нанесены сотни отметок о высоте перевалов, крутизне склонов, и всех, даже самых незначительных, изменениях местности. Первая мировая война, революция и Гражданская война помешали успешному завершению изысканий.

Чуйский Тракт (Алтай): достопримечательности

После войн дорога была абсолютно непригодна для использования: большинство мостов и переходов было уничтожено, а горных участков – завалено камнями. В 1922 году, когда государство начало курс на укрепление хозяйственных и политических связей с Монголией, работы по строительству трассы продолжились. В тот же год было построено несколько мостов и паромов, и первые советские караваны отправились в Монголию.

В 1929-1930 гг. по проекту В.Я. Шишкова начались масштабные ремонтно-дорожные работы. В них было задействовано большое количество заключенных, которые были вынуждены работать в сложнейших климатических условиях. Эти годы в истории тракта запомнились, с одной стороны, как прорыв, а с другой – как большая трагедия, ведь из-за нечеловеческих условий труда погибла не одна сотня рабочих. Поэтому наряду с вдохновением от просмотра фото с достопримечательностями Чуйского тракта всегда присутствует доля скорби. Так или иначе, строительство набрало серьезные обороты, и уже к 1935 году была готова трасса на участке Бийск - Ташанта.

Последующие работы проводились главным образом с целью улучшения дорожного полотна и его расширения. В 1938 году тракт получил капитальную реконструкцию. В 1956-1957 гг. был восстановлен участок Усть - Сема - Шебалино и пущены в эксплуатацию мосты через Ишу, Катунь и Бию. Строительство дорожного полотна на сложных участках перевала Чике-Таман завершилось лишь в 1984 году. Теперь, когда мы с вами знаем историю Чуйского тракта, достопримечательности, рассмотренные ниже, будут восприниматься совсем по-другому.

Музей Чуйского тракта (354 км)

Достопримечательности Чуйского Тракта на машине

Для удобства мы с вами будем знакомиться с достопримечательностями Чуйского тракта по километражу. В скобках после названия населенных пунктов, расположенных вдоль трассы, будет указано расстояние от ее начала. Такие же цифры указаны на дорожных знаках близ этих населенных пунктов. В городе Бийске расположился музей, посвященный Чуйскому тракту. В нем можно познакомиться с фотографиями и документами времен строительства дороги. Именно с музея начинается привычный туристический маршрут по Чуйскому тракту.

Гора Бабырган

В 30 к югу от города Бийска располагается гора Бабырган – северный форпост Алтайских гор. Гора находится на левом берегу реки Катунь, в 14 километрах от поселка Платово. Вершинный гребень Бабыргана состоит из отдельных скал высотой до 15 метров, которые имеют живописные формы башен.

Село Майма (435)

Данный населенный пункт располагается в 7 километрах к северу от города Горно-Алтайска, на реках Алгирке и Майме, в месте, где они впадают в Катунь. В селе находится храм Сошествия Святого духа. Это первая каменная постройка в Горном Алтае. От села Майма Чуйский тракт идет по долине Катуни.

Озеро Ая

Озеро и одноименная деревня располагаются в 17 километрах от села Майма, на левом берегу Катуни, немного в стороне от трассы.

Чуйский Тракт: достопримечательности по километражу

Озеро, которое находится в ложбинке и окружается зелеными горами, отличается теплой и очень чистой водой. Его вода заполняет одну из трех котловин, расположенных на поверхности террасы. В центре озера находится островок под названием Беседка Любви. До него можно добраться вплавь, благо теплая и чистая вода способствует комфортным водным процедурам. Окрестности озера привлекают чарующими горными пейзажами, пещерами и величественными сосновыми борами.

Село Манжерок (470)

На 470-м километре дороги, у подножия горы Малая Синюха расположилось село Манжерок. Населенный пункт был основан русскими переселенцами в конце 19-го века. Главная достопримечательность села – источник питьевой воды, обладающей целебными свойствами. В Манжероке, на реке Катуни, также находится популярный порог Манжерокские ворота. Здесь с шумом и брызгам свежая вода пробивает себе дорогу между громадными камнями.

В полутора километрах от села, слева от тракта, находится Манжерокское озеро. Оно расположилось в старинной террасе правого берега реки Катунь. Озеро мелководное, с довольно пологими берегами. В нем водятся следующие виды рыб: карась, карп, линь, щука и гольян.

Источник Аржан-Суу (478)

В 8 километрах от Манжерока находится государственный памятник природы – родник, целебная вода которого насыщена медью, серебром и другими минеральными примесями. Она оказывает благотворное влияние на здоровье человека и долго хранится. Близ источника можно встретить так называемые шаман-деревья, на которые посетители вешают цветные тканевые ленточки. Как и в других достопримечательностях Чуйского тракта и Горного Алтая в целом, здесь в обилии представлена местная сувенирная продукция.

Чуйский Тракт (Горный Алтай): достопримечательности

Тавдинские пещеры (477)

Следующий пункт нашего с вами виртуального путешествия по достопримечательностям Чуйского тракта находится на противоположном берегу речки Катунь, практически напротив источника Аржан-Суу. Переправиться к Тавдинским пещерам можно из поселка Известковый, который располагается на 5 км выше по долине. Несмотря на то что пещеры находятся прямо в отвесных скалах, добраться до них не сложно. Давным-давно они служили пристанищем для людей. Внимания заслуживает также Тавдинская карстовая арка, представляющая собой небольшой природный мостик.

Село Барангол (492)

Данный населенный пункт находится на берегу Катуни. Здесь можно найти большое количество туристических баз и гостевых домов. Поэтому Барангол будет интересен тем, кто хочет отдохнуть после увлекательной и изматывающей езды по достопримечательностям Чуйского тракта на машине. От Барангола пешком можно пройтись до живописного Камышлинского водопада.

Села Еланда и Куюс

Между данными селами находится огромное количество всяческих памятников археологии: могильников и курганов, а также наскальных изображений. Сильнее всего этими объектами насыщены окрестности Эдигана, Орокоя и Еланды, а также устья Чеба и Бийки. Недалеко от села Эдиган, в километре от одноименной реки, находится ряд живописных порогов. Огромная масса воды, проходящая между отвесными скалами, образует водовороты и хаотичные струи. Чтобы попасть в эти населенные пункты, придется на 495-м километре съехать с Чуйского тракта на Чемальский и проехать по нему 62 км.

Чуйский Тракт: фото с достопримечательностями

Каракольская галерея

Рассматривая достопримечательности Алтая и Чуйского тракта, нельзя не упомянуть столь колоритное место, как так называемая Каракольская галерея. В селе Туекта, на левом берегу реки Каракол, примерно в двух километрах от ее устья, располагается несколько плит, на которых можно увидеть наскальные рисунки и руническое письмо. Поворот на село Туекта находится примерно в 2,5 км от поворота на Усть-Кан (514 км).

Долина Большого Ильгуменя

После перевала Чике-Таман (661 км) дорога проходит через березовые и тополиные рощи, вдоль реки Большой Ильгумень. Кстати говоря, по долинам рек проходит большая часть Чуйского тракта, так как в этих местах почва ровнее всего. На Катуни, неподалеку от устья Большого Ильгуменя, расположился один из наиболее мощных порогов – Ильгуменский. Проехав немного дальше, вдоль дороги можно встретить столбики-балбалы и каменных баб.

Катунские террасы

На протяжении всего Большого Ильгуменя, вплоть до устья реки Чуи, располагаются довольно высокие речные террасы. Есть предположение, что они были созданы в короткий срок, вследствие того, что естественная плотина была прорвана высокогорным озером и вода с огромной силой хлынула на открытое пространство.

Достопримечательности вдоль Чуйского Тракта

Село Акташ (788)

Акташ является бывшим горняцким поселком, который образовался около месторождения ртути. В поселке находится пограничный пункт, в котором выдают разрешения на посещение деревни Ташанта. Здесь достопримечательности Чуйского Тракта заканчиваются, так как данный населенный пункт граничит с Монголией. Акташ привлекает туристов не только тем, что в нем расположен пограничный отряд. В этом селе находится некий рубеж природных зон: за ним начинается Курайская, а затем Чуйская высокогорная степь. На оставшейся части тракта зелень встречается очень редко. Если продолжить путь по монгольском участку трассы, то из окна можно будет созерцать в основном сухую землю с колючками и камнями, которую периодически «разбавляют» горные вершины.

Кроме того, недалеко от Акташа, на реке под названием Чибитка, расположился источник с чистейшей минеральной водой. Также данный населенный пункт служит началом дороги в долину Большого Улагана, которая привлекает туристов пузырыкскими вулканами. Недалеко от Акташа также можно посмотреть на каскад небольших водопадов и живописные ущелья. Немного далее дорога с обеих сторон будет окружена огромными розовыми скалами, которые получили название «Красные ворота». С левой стороны от дороги находится озеро Чейбеккель, которое прозвали «мертвым морем» из-за того, что в нем никогда не водилась рыба.

Чуйский Тракт: достопримечательности по километражу (фото)

Заключение

Мы с вами рассмотрели лишь основные достопримечательности Чуйского тракта. В действительности их гораздо больше. Но ценно даже не это, а то, что самой интересной, загадочной и живописной достопримечательностью этого района является сама дорога. Объездить достопримечательности Чуйского тракта на машине можно буквально за один день. Но по пути встречается столько красивых мест, что, как говорят в своих отзывах туристы, постоянно хочется остановиться, чтобы полюбоваться ими и сфотографироваться. Чтобы поездка была максимально комфортной, рекомендуется заранее изучить достопримечательности Чуйского Тракта по километражу. Фото и информации о них предостаточно, чтобы детально спланировать свой маршрут.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
толком то ничего автор и не увидел, а для галочки и писать не стоило
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.