Мост Петра Великого в Санкт-Петербурге. Большеохтинский мост

У Большеохтинского моста найдутся достойные конкуренты в красоте, но никто не оспорит его первенство как самого интересного и оригинального. Так считают, по крайней мере, петербургские жители.

Мост Петра Великого в Санкт-Петербурге

Предыстория

Мост Петра Великого в Санкт-Петербурге - не первая из постоянных городских переправ. Вопрос о ее строительстве поднимался в городском управлении с 1880 года, однако был отложен, в частности, из-за сопротивления влиятельного тогда сообщества водных перевозок.

В 1885 году Охтинский пригород был присоединен к Санкт-Петербургу, но только формально, поскольку без постоянной переправы хозяйственное управление территорией для столичных властей оставалось неосуществимым. Население Охты стремительно увеличивалось (от 1869 до 1900 года — на 20 тыс. человек), расширялась промышленность и торговля. Помимо традиционного судостроения и лесопереработки здесь появились предприятия: ткацкое, по обработке чугуна, по производству асбеста и красок.

Два больших пароходных перевоза не справлялись с возросшими объемами пищевых и потребительских товаров, сырья и готовой продукции. Строительство моста стало насущной потребностью, и в 1900 году началась разработка программы для конкурсных проектов. Местом строительства был выбран район Малой Охты.

Мост императора Петра Великого в Санкт-Петербурге

Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге: история строительства

Через год конкурсное проектное задание было подготовлено. Одним из пунктов его важнейших условий числилось наличие железнодорожного полотна для конной и паровой тяги. В 1901 г. комиссия объявила международный конкурс. На соискание лучшего проекта было предоставлено 16 отечественных и зарубежных работ. Ни одна из них не соответствовала необходимым техническим требованиям, и конкурсный комитет их все отклонил. Одобрения удостоился проект двух военных инженеров: профессора Григория Григорьевича Кривошеина и его соавтора подполковника Владимира Апышкова.

Понадобилось шесть лет на исправления и доработки, прежде чем проект был принят (1907 г.). Его автору Георгию Кривошеину предстояло руководить ходом строительства.

В 1909 году, 27 июня, состоялось торжество по случаю закладки моста и присвоения ему названия в честь императора Петра Великого. Трехлетний строительный подряд подписала варшавская компания, разводной механизм пролета обязывался изготовить металлический завод Петербурга.

К осени 1911 года переправа была готова. 26 октября после торжественной церемонии открытия мост был пущен в эксплуатацию, и до 1971 прослужил без какого-либо ремонта.

Большеохтинский мост Петра Великого

Послереволюционные переименования Большеохтинского моста

Мост Петра Великого на плане Петрограда 1917 года значился Охтенским, затем в послереволюционной державе получил название Большеохтенского, а с 1956 года, в связи с нововведениями в орфографии, — Большеохтинского.

В период масштабного ремонта 1993–1996 годов на пролетах было реконструировано первоначальное начертание «Мостъ императора Петра Великаго» с датами по бокам: 1908 и 1911. Среди петербуржцев распространились слухи, что переправа называется теперь мостом Петра Великого, и бывший Большеохтинский мост переименован с 1991 года. Это досадная ошибка: в названном году историческое имя вернулось Троицкому мосту. Но, невзирая на официальное в картах и документации название Большеохтинский, его величают исконным наименованием в честь основателя города.

Глобальный ремонт

Широкомасштабная реконструкция 1990 годов заняла больше времени, чем строительство всего моста. Но работа проведена колоссальная. Полностью сменены подъемные механизмы, электрогидравлический привод и металлоконструкции разводного пролета, вместо 25 тыс. прохудившихся заклепок вмонтированы высокопрочные болты. Десятки тысяч квадратных метров старого покрытия, очищенного до металлического основания, покрыто асфальтным полотном. Тысячами исчисляются тонны металлоконструкций, кубометры бетона, квадратура гранитной облицовки, понадобившихся для ремонта моста Петра Великого в Санкт-Петербурге.

Не обошлось и без казусов. Когда произвели пробную разводку почти отремонтированного моста, уложенный асфальт просто съехал на боковые пролеты с гладкой поверхности створок. Пришлось полотно на разводном пролете укладывать повторно, а чтобы оно не соскальзывало, на металлическое основание крыльев наварили арматуру.

Другие изменения

С 2000 года мост Петра Великого в Санкт-Петербурге эффектно подсвечивается 1300 мощнейшими светильниками. Прекращенное с 2005 года трамвайное сообщение увеличило транспортную пропускную способность, но конечный демонтаж рельс закончился лишь к исходу 2010 года.

Больщеохтинский мост в Санкт-Петербурге, история

Петербургский мост и парижская башня

В строительный период и после открытия моста большинство современников считало его форму грубой, не соответствующей облику элегантного Петербурга. Но таковой и парижане считали Эйфелеву башню, которая на 22 года старше Большеохтинского сооружения. На этом подобие таких разнотипных объектов не заканчивается. В них заложена особая красота, которую оценили потомки. Громоздкие детали с многорядными заклепками соединены в упорядоченный легкий узор. Это переплетение металла с его геометрической согласованностью зачаровывает и делает обе конструкции весьма схожими.

Очень вероятно, что Кривошеин бывал в Париже и ознакомился с устройством башни Гюстава Эйфеля. Как инженера-мостостроителя Григория Григорьевича не могли не заинтересовать другие постройки французского конструктора, особенно его мосты. Если понаблюдать за осуществленными проектами Кривошеина и Эйфеля, то можно увидеть их подобие в простом ажурном переплетении металла.

мост Петра Великого, бывший Большеохтинский мост

Сравнение с Тауэрским

Мост императора Петра Великого в Санкт-Петербурге сопоставляли с его лондонским собратом, построенным семнадцатью годами ранее. Тауэрский - тоже разводной, трехпролетный мост из металла, установленный на каменных опорах. Но его башни, которые в два раза выше большеохтинских, выполняли еще и функцию пешеходного перехода, когда разводились крылья пролета. Однако именно эти четырехугольные, подобные крепостным, сооружения давали повод сравнивать две необычные конструкции.

Но это не все, что сроднило питерский и лондонский мосты. В фильме «Сокровища Агры» (1983) из отечественного сериала о Шерлоке Холмсе Большеохтинский «сыграл» Тауэрский мост, а Нева — Темзу. Найдя нужные ракурсы, добавив тумана дымовой машиной и снимая белыми ночами, кинематографисты воспроизвели на ленинградской набережной подобие лондонской.

Откуда лоси?

Среди архивных фотографий можно увидеть старый снимок, на котором среди толпы любопытствующих по мосту Петра Великого в Санкт-Петербурге бредет лось. В окрестных болотистых лесах водилось много этих животных. Бывало, некоторые из них заплывали к району Малой Охты, где у моста находили пологий спуск, удобный, чтобы взобраться на берег. Иногда людям приходилось помогать заблудившимся животным выбираться на сушу.

Большеохтинский клад

И последняя история об этой конструкции, вошедшая в список петербургских легенд: золотая заклепка. Когда и почему появились такие слухи — никто не знает. Якобы строителями или проектировщиками была наудачу заложена одна драгоценная заклепка. Чтобы ее не обнаружили, деталь покрыли тонким слоем обычного металла. И всегда, со времен открытия этого объекта, находилось немало чудаков, пытающихся найти среди миллиона одинаковых единственную сокровенную заклепку.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.