Герой России Сергей Леонидович Богдан – лётчик-испытатель компании "Сухой"

Год 2017-й – юбилейный для одного из самых именитых лётчиков-испытателей современности. Богдан Сергей Леонидович, Герой РФ, известный тем, что первым поднял в воздух истребитель пятого поколения, в марте отметил своё 55-летие. Что известно об этом удивительном человеке?

Сергей Леонидович Богдан

Путь в профессию

Уроженец Саратовской области, Сергей Богдан появился на свет в 1962-м, 27 марта. Но его детство прошло в подмосковном Воскресенске, куда родители переехали из Вольска. Город находился недалеко от посадочного курса аэродрома "Жуковский", поэтому над жителями пролетали самые современные военные самолёты. К тому же отец будущей знаменитости служил в авиации – всё это предопределило дальнейший выбор профессии.

Известен случай, когда юноша, проверяя себя, забрался на кран, раскачивая его во все стороны. Хотя сам он утверждает, что опасается высоты и никогда не был экстремалом. Любой человек, не чувствуя опоры под ногами, испытывает некоторый дискомфорт, но неуверенность проходит после регулярных прыжков с парашюта.

Сергей Леонидович Богдан – выпускник Борисоглебского военного училища лётчиков. С 1983 года он летал на Су-17М2, дослужившись до командира эскадрильи (полк Морской авиации, Черноморский флот).

Богдан Сергей Леонидович

Начало карьеры лётчика-испытателя

После восьми лет службы в строевых частях Сергей Богдан поступил в ЦПЛИ (г. Ахтубинск). Это не было неожиданным решением. Ещё в детстве он зачитывался книгами про Галлая, Чкалова, хотя подтолкнул его к тому, чтобы попробовать себя в профессии лётчика-испытателя, подполковник Незнанов, отвечающий за воздушную огневую и тактическую подготовку. Тот внимательно следил за результатами подопечного, разглядев необходимые задатки.

Реализовать желание удалось лишь спустя 4 года. До перевода во флот лётчик Богдан Сергей Леонидович проходил службу в Монголии, откуда не было возможности приехать в Россию. Отправившись в 1991-м из Крыма в Ахтубинск на собеседование, он попал сразу на вступительные экзамены. Надо сказать, это были настолько тяжёлые испытания, что офицер сбросил 30 кг веса.

Параллельно он поступил и в МАИ, ради получения квалификации инженера-испытателя. Затем учился и работал в ГЛИЦ, принадлежащем Минобороны РФ. Будучи военным, поставил на крыло более 50 видов боевых самолётов. В его активе первые посадки истребителей Су-25УТГ, а также Су-33 на авианесущий крейсер. За это в 2000 г. он получил орден Мужества. И в этом же году уволился в запас, имея звание полковника.

Лётчик Богдан Сергей Леонидович

Работа в компании "Сухой"

Уволившись из армии, лётчик-испытатель Богдан Сергей Леонидович остался в профессии. Он продолжил работу в ОКБ "Сухого", приняв участие в испытаниях Су-27СКМ, Су-30 МК2, Су-47.

Ему доводилось совершать показательные полёты в России и во Франции во время проведения авиационных выставок. В 2006 г. он удостоился звания заслуженного лётчика-испытателя. В его послужном списке, кстати, нет ни одного катапультирования.

Богдан признаёт, что 80% авиационных происшествий происходит из-за человеческого фактора, поэтому главными качествами профессионала считает честность и надёжность. Иногда из-за сокрытия какой-либо информации целому коллективу сотрудников приходится разбирать самолёт чуть ли не по винтику в поисках несуществующей неполадки.

Надёжность важна, ведь чтобы проводить испытания на крайних режимах, приходится готовиться к каждому полёту от 1,5 до 3-х часов, а по его окончании делать грамотный разбор. Важна и нацеленность на результат. Так, в коллективах лётчиков-испытателей лишь небольшая часть достигла уровня, позволяющего выполнять сложные полёты. Сергей Леонидович Богдан уже с 2003 года начал готовиться к испытаниям истребителей пятого поколения. Именно ему довелось поднять в воздух знаменитый Т-50.

лётчик-испытатель Богдан Сергей Леонидович

Герой РФ

Звание, присвоенное Богдану в 2011 году, – это оценка заслуг по испытанию и внедрению новой авиатехники. Накануне, в 2010-м, лётчик-испытатель поднял в воздух с аэродрома Комсомольска-на-Амуре прототип будущего Т-50. Полёт продлился 45 минут. А на авиасалоне МАКС -2015 истребитель пятого поколения уже был представлен официально, став его кульминацией.

Сергей Леонидович Богдан когда-то сравнивал Су-27 с легковым автомобилем, пришедшим на смену грузовикам. Теперь истребитель четвёртого поколения кажется тяжёлым и неестественным, а поколение 4++ (Су-35) уже демонстрировало новое качество управляемости, оставив далеко позади легендарную 27-ю модификацию. Главное достоинство Т-50 и его отличие от предшествующего истребителя - низкая заметность на радаре. Если самолёт такой же массы может быть виден за 300 км, то современная модель – за 100 км, и это представляется огромным преимуществом в бою.

Лётчик-испытатель лично встречался с президентом Путиным, который интересовался сравнительными характеристиками Т-50 и F-22, подчёркивая, что совершенствование российской авиатехники происходит в ответ на угрозу. Сергей Леонидович Богдан считает, что по сверхманевренности и другим характеристикам отечественный самолёт ни в чём не уступит американскому. Только F-22 сегодня стоит на вооружении, а Т-50 ещё требует доработки.

Сергей Леонидович Богдан

День сегодняшний

Сергей Богдан по-прежнему в строю, возглавляя лётную службу компании "Сухой" и лично осуществляя испытательные полёты. Он является примером для своих подчинённых. О его преданности профессии говорит отношение к самолётам, рождение которых он сравнивает с появлением на свет ребёнка. Требуются те же 9 месяцев. Причём на протяжении последних четырёх от 20 до 50 человек круглосуточно трудятся над новым экземпляром. От умения и навыков испытателя зависят результаты труда многих людей, ответственность перед которыми он всегда ощущает.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.