Противолодочный самолет Ил-38Н: технические характеристики, вооружение

В конце 90-х для обеспечения эффективного противостояния натовским подлодкам российскими конструкторами были начаты работы по модернизации самолета Ил-38. Новая доработанная авиационная модель получила обозначение Ил-38Н.

глубинные бомбы

Модернизированный самолет поступил на вооружение ВМФ России в 2000-х и был справедливо назван американцами «убийцей подлодок». В статье представлено описание противолодочного самолета, его технических характеристик и вооружения.

Начало работ

В 90-х авиационным конструкторам от Министерства обороны России поступил заказ на переоснащение строевых Ил-38 новым радиоэлектронным оборудованием. Перед разработчиками была поставлена задача: создать самолет, который так же, как и его предшественник, применялся бы для уничтожения подлодок противника, но отличался бы большей эффективностью.

Разработчик

Проектом Ил-38Н занимались в Конструкторском бюро С.В. Ильюшина. Суть работ заключалась в модернизации уже имеющегося Ил-38.

кб ильюшина

Данный самолет в свое время был создан в КБ Ильюшина на базе пассажирского Ил-18В в рамках проекта «Тунец». Выпуск данной модели осуществлялся с 1967 по 1972 годы. За это время было собрано 65 таких самолетов. Ил-38 в строю уже почти 50 лет. Это считается немалым сроком службы авиационной единицы. В связи с этим некоторые военные эксперты предполагали, что после такой продолжительной эксплуатации Ил-38 порежут на металлолом или сдадут в качестве экспоната в музей. Однако в самолете используется очень качественная «начинка» и надежный планер. За все годы службы с Ил-38 случилось всего два летных происшествия, причиной которых стал человеческий фактор. Теперь же конструкторы решили Ил-38 максимально улучшить, оснастив новой поисково-прицельной системой и продлив его эксплуатационный ресурс на 15 лет. Одновременно с модернизацией самолета, предназначенного для российского ВМФ, в КБ Ильюшина проектировалась аналогичная авиационная модель для ВМС Индии: Ил-38 SD. Российскими специалистами были модернизированы шесть базовых моделей Ил-38. Самолеты были заново переоборудованы и переданы заказчику в 2010 году. На данный момент службу в ВМС Индии несут уже четыре Ил-38 SD.

Испытания

Впервые Ил-38Н с красным бортовым номером тестировался в апреле 2001 года. Управление самолетом осуществлялось командиром экипажа В.М. Иринарховым и помощником командира, заслуженным летчиком-испытателем России В.И. Бутовым. Через несколько лет противолодочный самолет с желтым бортовым номером был отправлен на повторное тестирование. Испытания были окончательно завершены в 2012 году. Модернизированный Ил-38 был передан для нужд Северного флота России. На сегодня сведения об использовании данной авиационной единицы не предоставлены к свободному доступу.

О системе от ОАО «Ленинец»

Усовершенствованый Ил-38Н отличается от предыдущих моделей наличием новой поисково-прицельной системы, наделяющей его значительно расширенными возможностями. Базой для данной системы стала экспортная модель Sea Dragon ("Морской змей"), которая была начата американскими авиационными конструкторами еще в 1962 году. Российский вариант значится как система «Новелла-П-38». По получению заказа Минобороны российскими конструкторами было решено оснастить старый Ил-38 данным поисково-прицельным комплексом. Благодаря внедрению этой системы стало возможным выявление самолетом Ил-38Н воздушных целей на дистанции до 90 тыс. метров. Кроме того, модернизированный Ил-38 способен осуществлять слежку за 50 надводными объектами в радиусе не более 32 тыс. метров. Положение целей не влияет на эффективность слежения.

Устройство кабины

Управление поисково-прицельным комплексом выполняется из кабины Ил-38Н при участии двух операторов. Кабина оборудована двумя автоматизированными рабочими местами.

ил 38н характеристики

Операторам предоставлены два жидкокристаллических цветных многофункциональных экрана, пульт управления и клавиатура. На экранах изображается тактическая обстановка и цифровая навигационная карта.

самолет ил 38н

Компоненты системы

Установка «Новелла-П-38» является навигационным прицельно-поисковым комплексом. Система состоит из следующих компонентов:

  • Радиолокационной системы высокого разрешения.
  • Телетепловизионной системы «Ланнер-А» с лазерными, телевизионными и тепловизионными каналами, для которых предусмотрена гироскопическая стабилизация.

ил 38н

  • Радиогидроакустической системы.
  • Магнитометрической системы.
  • Командно-тактической.
  • Системы, отвечающей за радиоэлектронную разведку.

Характеристики Ил-38Н

Самолет оборудован четырьмя двигателями АИ-20М. Мощность каждого составляет 4250 л. с. Самолет, достигнув высоты 6 км, способен развить максимальную скорость до 650 км/ч. Ил-38Н обладает крейсерской скоростью 465 км/ч. В разных авиационных версиях имеется свой практический потолок, который варьируется в пределах 8-10 км. Модернизированный Ил-38 способен транспортировать груз весом до 8400-9000 кг.

Состав самолета

Экипаж состоит из семи человек:

  • Два пилота. Из них один выполняет функции командира корабля, а второй – его помощника.
  • Штурман-навигатор.
  • Штурман-оператор радиолокационной станции.
  • Оператор СПИУ (самолетного приемного индикаторного устройства).
  • Бортинженер.
  • Бортрадист.

Внешнее оформление

Фюзеляж модернизированного Ил-38 темно-серого цвета. Бортовой номер самолета указан желтыми цифрами. Ил-38Н комплектуется новым навесным оборудованием, которое представляет собой систему РТР, осуществляющую радиотехническую разведку.

система новелла

Местом расположения навесного оборудования стал специальный контейнер над фюзеляжем. Существует предположение, что система РТР в дальнейшем будет использоваться для поддерживания связи с морской космической системой разведки и целеуказания РТР «Лиана». Однако достоверность данной информации, ставшей известной СМИ, пока не проверена.

Местом для расположения обзорно-поисковой системы является носовая часть фюзеляжа. Для системы разработан специальный сферический контейнер.

О вооружении

Для боевой версии модифицированного Ил-38 предусмотрены:

  • Противолодочные глубинные бомбы.
  • Радиогидроакустические буи разных типов. Общее количество буев не превышает 150 единиц.
  • Торпеды АТ-1 или АТ-2 и АПР-2.
  • Осветительные авиационные бомбы.
  • Морские мины.

Дополнительно усовершенствованный Ил-38 может комплектоваться ракетами воздушного базирования «Калибр-А», дальность полета которых составляет 5 тыс. км. Полезная нагрузка, на которую рассчитан противолодочный самолет, не более девяти тонн.

О предназначении

В свое время Ил-38 самостоятельно или совместно с кораблями выполнял следующие задачи:

  • Поиск и уничтожение подлодок противника.
  • Проводил морскую разведку и поисково-спасательные операции.
  • С привлечением Ил-38 устанавливались минные заграждения.

Как утверждают эксперты, появление Ил-38 у берегов даже на большом отдалении оказывает ощутимое психологическое воздействие на потенциального противника. Для этого достаточно осуществления плановых полетов без нарушений правил использования воздушного пространства. Ярким тому примером может стать срыв американо-японских учений в 2010 году. Обе стороны опасались, что российский Ил-38, настроенный на их частоту радаров, сможет перехватить сверхсекретную информацию. По этой причине военные маневры США и Японии были свернуты.

В результате проведенной модернизации (см. выше) боевые возможности данного противолодочного самолета были увеличены в четыре раза. Благодаря внедрению компонентов новой поисково-прицельной системы, стало возможным использование усовершенствованного Ил-38 для решения различных военных задач, в том числе обнаружения подводных и надводных целей, а также быстрого уничтожения подлодок при помощи глубинных бомб. В зависимости от боевой задачи, состав оборудования может меняться. Самолет способен патрулировать заданный ему район в течение продолжительного времени. Получив необходимую информацию о цели, командир Ил-38Н может передать полученные сведения другим самолетам или кораблям, а также успешно атаковать противника самостоятельно.

Применение самолета не ограничивается только борьбой с вражескими подводными лодками. Данную авиационную модель используют для решения различных народно-хозяйственных задач. Благодаря наличию специальных датчиков, позволяющих выявлять любые гравитационные аномалии, модернизированный Ил-38 очень востребован в океанологии, экологии, геологоразведке, ледовой разведке и т. д.

противолодочный самолет

Сегодня при помощи Ил-38, оборудованного системой «Новелла-П-38», составляются магнитные и гравитационные карты Северного Ледовитого океана.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.