Линейный корабль "Азов": характеристики и фото

За довольно продолжительную свою историю Российский флот насчитывал десять кораблей с названием "Азов" (или "Память Азова"). Вообще само название относит нас к Азовским походам Петра Великого, которые были предприняты еще в конце семнадцатого века. Кстати, во время этих походов активно использовались небольшие суда - и для блокады укреплений противника, и для подвоза провианта и солдат.

корабль азов

А по итогам Азовских походов Петр Великий сказал, что "флоту быть", потому и можно считать этот исторический момент точкой отчета для Российского флота. Почти тогда же начинается история корабля "Азов", которая не закончилась до сих пор.

Первый "Азов"

Данный корабль был заложен в Кронштадте в 1736 году. Он являлся трехмачтовым линейным судном, которое несло на себе пятьдесят четыре орудия. Когда шла русско-шведская война (1741-1743 гг.), корабль состоял в эскадре Головина. Также он был участником сражения у мыса Гангут. В 1757 году судно было разобрано.

Где строили второй корабль

Заложили его на верфи в 1825 году, в октябре месяце, в городе Архангельске. Проектировал его один из самых опытных российских специалистов по корабельному делу А. М. Курочкин. Он известен тем, что спроектировал несколько десятков кораблей для Российского флота, которые и были позже построены. Наблюдателем на строительстве "Азова" был капитан второго ранга М. П. Лазарев. Это великий российский географ и путешественник, к тому моменту уже совершивший и кругосветное путешествие, и открывший Антарктиду как капитан одного из судов экспедиции - шлюпа "Мирный". Лазарев и Курочкин совместными усилиями смогли создать один из самых совершенных на тот момент военных судов во всем мире.

Спуск на воду и выход в море

В мае 1826 года корабль спустили на воду, и он прошел пробные испытания недалеко от Архангельска. Спустя несколько месяцев, в августе, линкор ушел в Кронштадт, где команда была полностью укомплектована, и прошли последние испытания. В ходе них были выявлены и тут же исправлены маленькие недостатки, а общую оценку комиссия наблюдателей выразила так: "Корабль более чем удобен и служить России будет немало, принеся тем самым огромную пользу Отечеству". Особо отметили и Лазарева, опыт которого был просто необходим для постройки судна такого масштаба.

корабль азов в наваринском сражении

Один из председателей приёмной комиссии сообщал в своем рапорте на имя Адмиралтейства: "Лазарев сделал для судна много чего полезного. Имея в виду опыт его, который вобрал в себя приключения, и большие, и малые, предлагаю сделать Лазарева командующим на судне оном, ибо лишь под его чутким руководством команда будет рьяно служить царю и Отечеству. Да и матросы Лазарева любят и жалуют его ласковыми именами, что показывает, что выбор наш будет всеми принят радостно". Капитан первого ранга Михаил Петрович Лазарев действительно был назначен первым капитаном корабля. На смотр в честь пополнения флота Российской империи (в тот год сразу несколько кораблей спустили на воду) он выводил судно сам.

Корабль "Азов": технические характеристики

"Азов" - это трехмачтовое судно. Оно имело две закрытые батарейные палубы. Несмотря на то что официально данный корабль такого типа нес семьдесят четыре пушки, на борту "Азова" находилось восемьдесят орудий. В длину судно было пятьдесят четыре метра, в ширину - четырнадцать с половиной. Осадка - шесть метров.

Такие суда вообще были не редкостью для морских просторов. В составе своих флотилий их имели и Англия, и Франция, и почти постоянный противник - Турция. Поэтому одним из важнейших факторов (если не самым важным) было мужество простых русских моряков и офицеров, проявленное в кровопролитных морских сражениях, которые и сделали корабль "Азов" легендарным.

В плане украшений корабль тоже был из разряда "диковинных". Весь борт украшали резные орнаменты, которые изображали и птиц, и животных, и древнегреческих героев. Корму украшал огромной орел - герб Российской империи. По периметру всего корабля были нарезаны цветы и геометрические фигуры разной величины. Носовая фигура представляла собой воина в полном облачении. Верхняя часть его была крупнее, чтобы при взгляде на фигуру снизу воин казался пропорционально одинаковым. Корабль считался одним из самых красивейших на тот момент среди судов Российского военно-морского флота.

Русско-турецкая война (немного истории)

Начало конфликтов относит нас еще в шестнадцатый век, когда Русское царство Ивана Грозного включило в свой состав Астраханское и Казанское ханства. Османская империя увидела в этом угрозу для своего влияния в Крыму и на Кавказе и попыталась вытеснить русских из Астрахани, но безуспешно. 1568 год - это начало продолжительных войн с Турцией, которые будут тянуться вплоть до начала двадцатого века.

Весь семнадцатый век Российская империя будет воевать с Турцией за право владения Крымом и влияние в Кавказском регионе. Восемнадцатый век, прежде всего, ознаменуется большим национальным подъемом: Греция, Болгария, Сербия - множество государств один за другим начнут кровопролитные восстания с целью скинуть с себя османское иго. Восстания перейдут в освободительные войны, которые закончатся успешно для восставших, естественно, не без помощи России. Собственно, именно на фоне этого освободительного движения на Балканах и пройдут еще несколько небольших русско-турецких войн.

флаг корабля азова

Наверное, особняком от этого должна стоять так называемая восточная война, где главным действующим лицом стал легендарный город Севастополь. В начале двадцатого века, с началом Первой мировой войны, русское правительство задумывалось над глобальной идеей овладения Константинополем как символом православной веры. Из-за неудач на фронте, а потом и в связи с революцией задумка не осуществилась. После окончания гражданской войны в России новое правительство подписало с Турцией мирный договор, который окончательно поделил сферы политического и военного влияния Турции и новосозданного государства РСФСР.

Война, в контексте которой прославился корабль "Азов", шла всего два года - с 1828-го по 1829-й. Этот конфликт слился в одно целое с греческой войной за независимость, в ходе которой Греция получила полную независимость от Турции. Как позже Болгарии и ряду других славянских государств, Россия и тут оказала очень большую поддержку греческому народу - как финансово, так и военной мощью.

Корабль "Азов" в Наваринском сражении

Национально-освободительная война греческого народа началась в 1821 году. Турецкие каратели не сумели уничтожить главные вооруженные силы Греции, зато всласть позабавились над мирным населением, вырезав, как потом показали подсчеты, почти пятую часть жителей страны. В 1827 г. Великобритания, Россия и Франция подписали Лондонскую конвенцию, в которой призвали османское правительство дать независимость греческому народу. Турция отказала, и в ответ на ее отказ корабли трех ведущих европейских государств двинулись к греческим берегам.

Корабли союзников сошлись вместе у острова Занте 13 октября. Силы британского Королевского флота были самыми многочисленными, насчитывая больше десятка кораблей. Командовал ими вице-адмирал Эдуард Кодрингтон, который и принял на себя руководство объединенной эскадрой. Россия имела восемь кораблей под командой контр-адмирала Логина Петровича Гейдена. Французы привели семь судов. Всего на всех кораблях имелось 1298 орудий разного калибра.

Их противник, египетско-турецкий флот, расположился в Наваринской бухте, под прикрытием мощных береговых батарей. Подойти к берегу, да еще и вступить в бой с противником, когда с берега союзников поливал просто шквальный огонь, - задача почти невыполнимая. Но, как показали дальнейшие события, - все возможно. Флот и сухопутные войска возглавлял египетский командующий Ибрагим-паша.

Корабли трех стран подошли к Наварину 16 октября и выдвинули условие прекратить любые военные действия по отношению к греческим восставшим. Турецко-египетское командование отказалось. Тогда, обсудив совместные действия, адмиралы трех союзных флотов решили ввести суда в бухту и, встав напротив противника, повторно выдвинуть ультиматум, пригрозив открыть огонь, если условия не будут приняты. Но данный план выполнить не удалось.

корабль азов севастополь

20 октября флотилии союзников стали входить в бухту, поделившись на две колонны. Одну из них возглавлял корабль "Азов". Суда еще не успели занять позиции, которые соответствовали задуманному, как были обстреляны и турецким флотом, и береговой батареей. Хуже всего пришлось тем, кто шел впереди - это был английский корабль "Азия" и русское судно "Азов".

По воспоминаниям участников этого боя, жара на нижних палубах стояла такая, что морскую воду для охлаждения пушек приходилось доставлять беспрерывно. Корабль "Азов" в Наваринском сражении бился с пятью кораблями противника. Проявил себя каждый из его экипажа, ибо только совместными усилиями было возможно вынести такой ад. На первом из пяти турецких кораблей команда "Азова" перебила грот-мачту. Турецкое судно потеряло маневренность, и его вывели из сражения. Почти сразу же был уничтожен линейный корабль турецкого флота - русские матросы прямым попаданием разнесли пороховой погреб, что привело к взрыву и сильному пожару. Ужа два корабля противника были уничтожены "Азовом". Но и на русском корабле были повреждения: сбита фок-мачта, несколько орудий вылетело за борт, много раненых среди экипажа. На помощь пришли два судна: французский линейный корабль и английская "Азия". Сражение только набирало свою силу.

Рождение легенды

За четыре часа сражения, помимо двух вышеназванных, команда уничтожила еще три судна противника. Корабль "Азов" в Наваринском сражении получил сто пятьдесят три пробоины, из которых семь - ниже ватерлинии. Были сбиты почти все мачты, пробита обшивка в том месте, где находился пороховой погреб (только чудом взрыва не последовало). Убитых было двадцать четыре человека, раненых - шестьдесят семь.

Как итог сражения - это почти полный разгром турецко-египетской эскадры. Турки потеряли около шестидесяти кораблей и свыше четыре тысяч убитых и раненых, что составляет две трети от всего количества. Союзная флотилия трех государств не потеряла ни одного корабля. Как отметили все участники данного сражения, главный удар принял на себя линейный корабль "Азов". В Наваринском сражении он получил настолько сильные повреждения, что просто чудом держался на воде и требовал капитального ремонта. А может и не чудом, а на силе русского духа? Подвиг корабля "Азов", бой с которым не смог выдержать ни один из пяти "соперников", навсегда вписан в историю славных побед русской армии и флота.

На протяжении всего сражения на "Азове" находился командующий русским флотом, контр-адмирал граф Л. П. Гейден. На судне был поднят вымпел, обозначающий присутствие командующего на борту, который не был спущен до конца сражения. Обычно флагманский корабль всегда стараются сберечь, дабы не подставлять под удар командующего, поэтому бой, который дал противнику корабль "Азов", - это еще и героизм контр-адмирала, который не посчитал нужным защитить себя от возможной смерти в самом эпицентре Наваринского сражения.

Награда героям

За подвиг, который совершила в Наваринском бою команда "Азова", капитан Лазарев был пожалован в контр-адмиралы. Также, помимо наград от российского правительства, ему вручили свои ордена Англия (орден Бани), Франция (орден Святого Людовика), а позже, в 1835 году - Греция, пожаловав орден Святого Спасителя. Настолько представителей западных государств впечатлило сражение корабля "Азов" с пятью кораблями противника. Будущий герой обороны Севастополя, тогда еще лейтенант Нахимов, был удостоен следующего по рангу звания и ордена св. Георгия четвертой степени. Медали и ордена получили все члены экипажа, но, к сожалению, двадцать четыре из них - посмертно.

линейный корабль азов история

Ну а, пожалуй, самой главной наградой можно назвать Георгиевский адмиральский флаг, который подняли на линейном корабле "Азов". Сам царь Николай Первый подписал указ: "Флаг сей подарить кораблю на вечное пользование и хранение за подвиг, где проявилась сила и мощь русского оружия". В истории Русского флота лишь два корабля удостаивались такой чести: "Азов" и "Меркурий" - в 1829 году. Больше никто из русских императоров никогда не дарил кораблям знамена, потому эти два события настолько уникальны. Флаги перешли по наследству кораблям, которые были названы в честь героев: "Память Азова" и "Память Меркурия".

После сражения, выйдя из бухты, корабль следовал до Мальты, где встал на ремонт. С такими пробоинами, которые имело судно, была опасность просто не дотянуть до дома. Там же команде был вручен Георгиевский флаг, который доставили из России курьером. Знамя было поднято под залпы праздничного салюта из орудий всех кораблей, стоявших на рейде у Мальты.

Последний бой

Как не странно это звучит, но погиб корабль "Азов" вовсе не в бою, а от ветхости и гнили. Едва ли не главной проблемой российского флота являлось плохое дерево: древесина гнила, корабли просто рассыпались с годами. Не минула чаша сия и легендарный "Азов" - в 1831 году, после обследования корпуса судна специальной комиссией, было сделано заключение, что корабль на воду спускать нельзя, такелаж нужно снять, а судно - разобрать.

Слишком сильные повреждения были получены судном в Наваринской бухте. Да и домой ведь корабль вернулся не сразу, а продолжал после ремонта на Мальте курсировать у берегов Греции, блокировать турецкие корабли и нести военную службу вплоть до подписания перемирия. Потом был трудный путь домой, когда приходилось пробираться даже сквозь льды. Все это, безусловно, сказалось на состоянии корабля. Но в истории навсегда останется подвиг русских моряков. Георгиевский флаг корабля "Азов" хранится в Санкт-Петербурге, в военно-морском музее. Увидеть данный символ доблести и героизма теперь можно каждому. Таким был линейный корабль "Азов", история которого - эталон мужества.

Память Азова

Кораблей с таким названием было несколько в составе Российского флота. Два судна в девятнадцатом веке по своему "содержанию" не сильно отличались от предшественника-героя. Это были линейные парусники с количеством орудий на борту от шестидесяти до восьмидесяти пяти. А вот еще об одном расскажем чуть подробнее, ибо данное судно было уже броненосным фрегатом.

подвиг корабля азов

Заложен он был в 1886 году на Балтийском заводе. Спустя два года был спущен на воду и прошел испытания. Тогда же на корабле подняли Георгиевский флаг, который перешел "по наследству" как дань памяти морякам-героям, а так же названию судна. На борту корабля "Память Азова" путешествовал на Дальний Восток цесаревич Николай, позже ставший царем Николаем Вторым. Судно пережило Первую мировую войну и Октябрьскую революцию. Советская власть недолго использовала корабль как учебное пособие, но в 1919 году судно было сдано на металл. Флаг корабля "Азова" был помещен в музей и больше не передавался "по наследству".

"Азов" - новая история

Такое название имел большой противолодочный корабль, ходивший в строю Советского военно-морского флота. После того как его стали списывать, название принял десантный корабль "Азов", который используется Российским ВМФ до сих пор. Противолодочный корабль был заложен на заводе в Николаеве в 1972 году. Спустя год он был спущен на воду и прошел испытания. В состав Краснознаменного Черноморского флота, что базируется в городе-герое Севастополе, корабль "Азов" был зачислен 19 февраля 1976 года.

Судно участвовало в боевых походах на Кубу, во Францию, Грецию и Румынию. Ниже представлено его фото. Корабль "Азов", кстати, стал единственным, на который было задумано установить зенитно-ракетные комплексы "Форт". Для этого даже провели модернизацию палубы. В итоге к 1977 году большой противолодочный корабль "Азов" стал единственным в мире, который нес на себе зенитно-ракетные комплексы для ближнего, среднего и дальнего действия. В 2000 году судно было выведено из состава Черноморского флота, а спустя два года - увезено на металл.

История большого десантного корабля "Азов", который получил данное название только в 1998 году, начинается в Польше. Именно там в 1988 году был на верфи заложен корабль данного типа. Спущен на воду он был в 1999 году, а спустя год вошел в состав Черноморского флота, база которого находится в городе Севастополе. Корабль "Азов" принимает участие в походах, учениях, маневрах и различных операциях, для которых привлекаются суда Российского военно-морского флота.

Его технические характеристики выглядят так:

  • 4080 тонн - водоизмещение судна;
  • длина корабля - 112 м, ширина - 15 м; осадка у судна - 3,5 м;
  • максимальная скорость корабля - 18 узлов;
  • вмещает корабль в себя 500 тонн груза и 225 солдат; имеется танковый трюм;
  • экипаж корабля составляет 87 человек;
  • на судне стоят: артустановки АК-176 и АК-630, система УМС-73 "Град" и ПУ ПЗРК.

корабль азов фото

Флаг линейного корабля "Азов" теперь принадлежит истории и не выносится из музея, где находится и сейчас. Суда, которые носили, носят и, безусловно, будут носить гордое имя корабля-героя, и без Георгиевского флага отлично справляются с весьма непростой задачей - беречь и приумножать мощь и славу русского оружия.

А может, дело вовсе не в подвиге отдельно взятого корабля, отдельно взятых матросов и офицеров? Может, сподвиг корабля "Азов" - это абстрактный пример того, как умеет воевать (и воюет) Россия, вне зависимости от века, противника и расстановки сил? История судна, которое отправилось помогать Греции - это история всей России, которая всегда отличалась тем, что интересы своих друзей ставила выше, чем свои собственные. Пусть даже потом "друзья" не отвечали взаимностью. А может, подвиг - это всего лишь подвиг, а флаг корабля "Азова" - всего лишь символ отличия, не больше? Главное - знать свою историю, ибо иной у нас нет и никогда не будет.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Служил в первом экипаже БПК АЗОВ и горжусь этим!Корабль драили.чистили.красили после спуска на воду.Изучали историю всех кораблей от ПЕРВОГО АЗОВА!!За годы сулжбы повидал много интересного.Есть что вспомнить!!!
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.