Жизнь и творчество художницы Элизабет Виже-Лебрен

Среди множества имен известных живописцев, которые у всех на слуху (Матисс, Пикассо, Ван Гог и прочие), есть имя женщины, которая сейчас, быть может, не настолько популярна, однако оставила после себя богатое наследство из своих полотен. А в период ее жизни и расцвета творчества она являлась даже придворной художницей! Элизабет Виже-Лебрен – вот о ком идет речь.

Ранние годы

Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (тогда еще просто Виже) появилась на свет в 1755 году в Париже, в семье художника. Семья была творческой – брат Элизабет, Этьен, впоследствии стал писателем, и подобная атмосфера праздника, творчества, развлечений царила в их доме все детство маленькой Лиззи. Отец Луи был выходцем из простой рабочей семьи, самостоятельно сделавшим себе имя, добрым и веселым человеком (в отличие от жены Жанны – сварливого и крутого нрава), и дом их всегда был полон гостей. Какие только люди их не посещали! Элизабет и Этьен с детства были знакомы с Вольтером, Дидро, Грезом… Мать никогда не участвовала в общении с гостями – ей совершенно не нравился образ жизни мужа, и она стремилась, чтобы дети вели себя так же, как и она. Однако что старшая дочь, что младший сын пошли в отца.

элизабет виже лебрен

С шестилетнего возраста Элизабет Виже стала воспитанницей католического пансиона по настоянию матери. Девочке там было скучно, и вместо того, чтобы слушать наставниц, она рисовала в тетрадке. Ее ругали и мать, и учителя, один лишь отец ликовал, узнав, что любимая дочь пошла по его стопам. С того самого времени он принял решение учить ее живописи, что и сделал, забрав ее из пансиона.

Начало карьеры

С восьми лет юная Лиззи прилежно училась рисованию под строгим руководством отца и делала успехи. Однако в двенадцать лет все рухнуло: отец внезапно скончался. Мать очень скоро нашла нового мужа, придворного ювелира. Он был очень богатым, но, как и жена, совершенно не поощрял увлечения падчерицы. Элизабет приходилось несладко, однако ей повезло: два друга отца согласились давать ей бесплатные уроки и, разглядев в девочке несомненный талант, стали хлопотать о выставках ее работ. Вскоре культурный Париж заговорил о новой восходящей звезде – юной Элизабет Виже.

элизабет луиза виже лебрен

С пятнадцати лет Элизабет стала зарабатывать своим мастерством столько, что могла вполне поддерживать благосостояние семьи. Это изменило отношение к ее выбору и матери, и отчима – последний стал намного приветливее и не упускал возможности приласкать Лиззи. Она же мечтала как можно скорее «вылететь из гнезда».

Творческая манера

Картины Элизабет Виже-Лебрен уже с юного возраста отличала интересная черта: она, рано поняв, что богатые любят лесть, усиленно занималась в живописи именно этим. Ее работы несколько театральны, преувеличены, идеализированы. Люди, запечатленные ею на картинах, предстают в самом выигрышном свете. Конечно, ее не могли не полюбить за это, и еще подростком она заслужила звание «талантливой портретистки». В такой манере Элизабет Виже-Лебрен продолжала писать всю свою жизнь.

Замужество

Мечта Элизабет покинуть отчий дом сбылась, когда ей было двадцать: в 1775 году она заключила брак с Жаном-Батистом Лебреном. Он был коммерсантом – торговал картинами и сам писал их, однако никогда не стал столь же популярен, как его жена. Нельзя сказать, что Элизабет любила мужа – она вышла за него по расчету, отлично понимая, что это ее шанс, во-первых, сбежать из дома, где не было сил терпеть приставания отчима, а во-вторых, получить выгодные связи, ведь Лебрен был знаком со многими влиятельными лицами.

элизабет виже лебрен картины

Поэтому, несмотря на то, что многие знакомые (в том числе, кстати, и отчим) отговаривали ее от этого брака, рассказывая о Лебрене много не слишком хороших вещей (что он пьяница, любитель женщин и азартных игр, что нет у него силы воли), она вышла за него замуж. А уж Лебрен, во всяком случае, был рад иметь такую красавицу-жену – Элизабет к двадцати годам совершенно расцвела, превратившись в молодую обворожительную женщину (красота ее прекрасно видна на автопортретах, коих ею написано было много).

Муж с женой поддерживали скорее партнерские отношения: он ввел ее в аристократический круг «высшей элиты», где она нашла себе новых клиентов. Художница усердно рисовала и зарабатывала больше, чем супруг, чей бизнес, если говорить откровенно, не слишком-то шел в гору. Картины Элизабет Луизы Виже-Лебрен становились все более и более популярными, она обрастала заказчиками, и супруги открыли частную галерею, где выставляли работы. Помимо выгодных клиентов, нашла портретистка и выгодных покровителей – ее опекали самые знатные дома.

Жанна-Жюли

Спустя пять лет в браке у супругов Лебрен родился первый и единственный ребенок – дочь Жанна-Жулия Луис. Элизабет, полюбившая малышку более всего на свете, называла ее просто Жюли и ни на секунду не отпускала от себя. Дочка явилась для нее настоящим лучиком в не самом счастливом браке – отношения с мужем у Элизабет не ладились, становясь день ото дня все более прохладными (спустя некоторое время они даже стали жить отдельно).

художница элизабет виже лебрен

И хотя в то время было принято нанимать гувернанток, Элизабет все время проводила с ребенком и очень много рисовала себя и дочь вместе. Девочка, кстати, была удивительно похожа на мать и не уступала той в красоте, а повзрослев, даже превзошла ее.

Мария-Антуанетта

За два года до рождения дочери в жизни Элизабет Виже-Лебрен произошло удивительное событие, полностью перевернувшее ее жизнь – знакомство с королевой Марией-Антуанеттой. Слух о талантливой портретистке достиг и двора, и в 1778 году Элизабет была приглашена в Версаль, чтобы написать портрет монаршей особы. С самого первого момента знакомства две девушки сблизились между собой – Мария-Антуанетта, привезенная во Францию из Австрии, чувствовала себя чужой в Париже и охотно поддалась на лесть и комплименты Элизабет, для которой, конечно, была совсем нелишней протекция коронованной особы.

Так начались удивительные приключения в жизни Элизабет Виже-Лебрен. Она стала новой забавой королевы, ее развлечением, компаньонкой, фавориткой – назвать можно как угодно, суть останется той же. Год спустя Мария-Антуанетта назначила девушку официальной придворной художницей, но только рисованием обязанности Элизабет не ограничивались: она гуляла вместе с королевой, играла на клавесине, пела дуэтом, путешествовала – в общем, находилась при ней практически неотлучно.

элизабет виже лебрен мемуары

За более чем десять лет близкой дружбы с королевой Элизабет Виже-Лебрен написала более тридцати ее портретов. Она изображала Марию-Антуанетту одну, с детьми, в разных залах и нарядах и, конечно, чуть более идеальную, чем это было на самом деле. Королева с восторгом принимала каждую работу художницы и в 1783 году способствовала тому, что Элизабет Виже-Лебрен стала членом Королевской академии художеств. Это событие породило неслыханный общественный резонанс – ведь в то время не принято было принимать в подобные учреждения женщин (поскольку там учили рисовать человека с обнаженной мужской натуры). Тем не менее Элизабет с помощью Марии Антуанетты все удалось, а зависть к ней, и без того большая, возросла в разы. Помимо портретов королевы, Элизабет писала и других знатных людей, близких ко двору – в основном женщин, с которыми она чувствовала себя более свободно.

Последний портрет Марии-Антуанетты кисти Элизабет Виже-Лебрен появился в 1789 году, и в этом же году произошло охлаждение королевы к своей любимице. Случилось это стараниями одной из коллег Элизабет, посчитавшей, что та заняла ее место при дворе. Она распространила по Парижу сплетни о романе Виже-Лебрен с министром финансов, а также их фальшивую переписку, в которой якобы они издевались над королевой. Гордость Марии-Антуанетты была уязвлена, и она не захотела больше видеть Элизабет. Неизвестно, что было бы дальше, если бы не известные исторические события – близилась Великая французская революция.

Французская революция

Расставшись с Марией Антуанеттой в 1789 году, Элизабет никогда больше ее не видела – королева погибла на эшафоте, как, впрочем, и некоторые придворные дамы. Та же участь ждала бы и саму художницу, ведь она была фавориткой королевы, но Элизабет вовремя почувствовала опасность и, желая спасти дочь и себя, спешно покинула Францию. Уезжая из Парижа, она и подумать не могла, что ее «вояж» затянется на целых одиннадцать лет.

элизабет луиза виже лебрен картины

Первой страной, которую посетили Элизабет и Жюли, была Италия. Побывав в Риме и Неаполе, написав портреты нескольких тамошних знатных особ, Элизабет Виже-Лебрен собиралась вернуться домой, полагая, что все уже утихло. Однако на родине ее ждал сюрприз: имя художницы внесли в список контрреволюционеров, которых надлежало арестовать и отправить под суд, что в конечном итоге означало бы смерть. Поэтому с возвращением пришлось повременить. Так, с заездом в Австрию, Элизабет и Жюли оказались в России.

Россия

В Петербурге французская художница прожила без малого шесть лет – с 1795 по 1801 год. И страна, и город, и русский народ произвели на нее самое благоприятное впечатление, о чем она, будучи верна себе, свидетельствовала в своих дневниках. А вот ее как раз приняли не очень хорошо – если быть точнее, приняла ее так императрица Екатерина Вторая.

Слава Элизабет катилась впереди нее, и, приехав в Петербург, художница быстро обросла заказами. Клиенты восхищались ею наперебой, и Екатерина тоже захотела узнать, чем же так прекрасна француженка. Она заказала Виже-Лебрен портрет своих внучек Елены и Александры. Работа была исполнена в срок, однако именитой заказчице она совершенно не понравилась. Воспитанная в ином духе, нежели европейки, восхищающиеся идеализированной театральностью рококо, Екатерина предпочитала барокко и видеть хотела правду, а не «причесанную» картинку. В портрете девочек кисти Элизабет Виже-Лебрен императрица, по ее собственному признанию, не нашла ни сходства с оригиналом, «ни вкуса, ни благородства». В дальнейшем Екатерина с презрением и негодованием отзывалась о французской художнице, впрочем, ту это смущало не особо – заказов у нее и без того было предостаточно.

За время пребывания в России дочь Элизабет, Жанна-Жюли, вышла замуж и сбежала от матери, тем самым повторив ее собственный путь. Когда Элизабет собралась уехать из России, Жюли с мужем все еще оставались там.

Возвращение во Францию

Во Франции тем временем «бал правил» Наполеон. Он более чем прохладно отнесся к Элизабет Виже-Лебрен, да и высший свет уже успел позабыть ее за то время, пока она отсутствовала. Денег не было, жить было негде – бывший супруг (с Жан-Батистом они развелись вскорости после отъезда Элизабет и Жюли в Италию) забрал дом себе. Поэтому художница приняла для себя единственно верное решение – уехать вновь. На сей раз целью стала Англия, которая так полюбилась Элизабет, что она прожила в ней целых семь лет.

Вернулась во Францию (на сей раз навсегда) она по личному приглашению Наполеона, вспомнившего вдруг о былой славе Элизабет. К тому времени ей было уже за пятьдесят, и работать так споро, как раньше, она не могла. Да и Франция была уже не той, что помнилась ей – по позднейшему признанию Элизабет, она так и не сумела принять и полюбить свою новую страну.

элизабет виже лебрен произведения

Вскоре после возвращения во Францию туда же приехала Жюли со своим мужем. Она стала жить вместе с матерью, однако трагически скончалась в 1813 году. С ее уходом у Элизабет пропал смысл жизни. Произведения Элизабет Виже-Лебрен начали появляться все реже, пока, наконец, художница не перестала писать совсем – сначала автопортреты, так любимые ею прежде, затем и все остальное.

В 1842 году Элизабет Виже-Лебрен умерла в возрасте 86 лет. В последний путь ее провожали лишь несколько человек – все, кто остался от былых поклонников портретистки.

Интересные факты

  1. До дрожи ненавидела парики, не носила их сама и в свое время даже отказалась выйти замуж за мужчину, носившего парик.
  2. Называла себя счастливой, только стоя за мольбертом.
  3. Достигла такого совершенства, что могла написать прекрасный портрет за два-три часа. В результате цены на ее полотна были даже выше, чем у многих именитых художников той эпохи.
  4. Некоторые картины ее авторства ошибочно приписываются кистям других живописцев.
  5. Всю жизнь вела дневники, где пела дифирамбы практически каждому, с кем общалась.
  6. Была ровесницей Марии-Антуанетты.
  7. Мемуары Элизабет Виже-Лебрен вышли в свет в 1835 году и претерпели позднее несколько переизданий.
  8. По подсчетам самой художницы, она написала за всю свою жизнь более 660 портретов и по 15 пейзажей и исторических сюжетов – всего около 700 работ.
  9. Являлась членом восьми Академий художеств разных стран.

Жизнь Элизабет Виже-Лебрен является примером судеб многих талантливых людей, сначала снискавших огромную славу и величие, а затем медленно угасавших в одиночестве. К счастью для художницы, она, в отличие от большого количества своих коллег по несчастью, оставила после себя множество работ, которые выставляются и ценятся любителями живописи по всему миру до сих пор. А это уже немало.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.