Владислав Крапивин, "Звёзды под дождём" - краткое содержание и анализ произведения

Владислав Крапивин – автор детских, философско-аллегорических произведений, которые воспитывают многие поколения ребят и призывают людей старшего возраста помнить, какими они были в детстве.

Произведение, рассматриваемое в этой статье, написано рукой взрослого человека с большим сердцем ребёнка. В нём задумчивый мальчик решает превратить обычный зонт в звёздное небо. Зачем? Об этом вы узнаете, прочитав анализ и краткое содержание рассказа Крапивина «Звёзды под дождем», которые приведены ниже.

звезды под дождем крапивин в п

Мальчик, которого отяготила обида

Город мокнет под дождём. Трамвайный поезд подъезжает к скверу и гостеприимно распахивает двери. В вагон входит промокший до костей мальчик. Шаря у себя в карманах, обнаруживает, что у него совершенно нет денег, и собирается выйти. Кондуктор останавливает его: «Постой, гордый какой! Возьми билет». Мальчик даже не благодарит. Он не знает, куда идёт трамвай. Дождя герой не боится, а садится в вагон только для того, чтобы подальше оказаться от дома.

Так начинается рассказ Крапивина «Звёзды под дождём». Краткое содержание невозможно представить без обращения внимания на настроение главного героя.

Обида мальчика, заставившая его путешествовать по городу в такую непогоду, да ещё и без зонтика, лежит тяжёлым грузом, оттягивает вниз плечи – герой устало опускается на сиденье рядом со светловолосой девочкой.

крапивин звезды под дождем краткое содержание

Долгожданное знакомство

Девочка оказывается знакомой: мальчик часто встречает её по дороге в школу. Хотя они ни разу не разговаривали, он каждый раз выискивает глазами её меховую шапку, а когда девочки долго не видно, переживает.

Иногда герой пытается о ней не думать и повторяет про себя, что это самая обыкновенная девчонка. Но однажды без малейших колебаний бросился на помощь, когда мальчишка целился снежком в её спину. Девочка этого не знает. «Да и ни к чему ей», - решает мальчик.

Сидя в трамвайном вагоне, они впервые заговаривают друг с другом. А потому как девочка немного знакомая, герой делится с ней своей историей.

С чего всё начиналось

Рассказ Владислава Крапивина «Звёзды под дождем» начинается с того, что главный герой оказывается под дождём на улице. Что побудило мальчика уйти из дома без зонтика? Об этом пойдёт речь ниже.

владислав крапивин звезды под дождем краткое содержание

Несколько дней назад, когда на улице светило яркое солнце, мальчик стоял на крыше сарая, держа над собой зонт. Ему предстояло прыгнуть с трёх метров вниз, где его поджидали такие же, как и он, юные искатели приключений. Однако сделать это сразу не удалось.

Дело в том, что по своей природе герой задумчив и даже поэтичен, склонен давать имена всему, что видит. Прямо возле сарая зеленели несколько островков пыльной травы, и в воображении мальчика они тут же превратились в неизведанные архипелаги. Вода в бочке напоминала глубокое озеро.

Он стоял на крыше, вызывая волну недовольства тех, кто ждал внизу. Мальчик уже решительно согнул колени и приготовился к прыжку, как вдруг его зонт стал удивительно похож на маленький купол цирка. Одинокая дырочка, сквозь которую просвечивалось небо, превратилась в далёкую звезду. Для мальчика это стало открытием. Он часто смотрит на небо и знает наизусть все большие созвездия. Но увидеть звезду днём, когда ярко светит солнце, значит для него всё равно что вспышка Сверхновой. Пусть это всего лишь пробоина в зонте.

краткое содержание рассказа крапивина звезды под дождем

Мальчик чувствовал себя изобретателем. Этот зонт мог бы стать маленьким планетарием. Для этого нужно было лишь в определённых местах проколоть материю, так, чтобы получились созвездия. А дальше можно в самый облачный день выходить на улицу, наводить зонт на Полярную звезду, которая, как известно, всегда находится на одном и том же месте, и знать, где в этот момент располагаются звёзды. Только ещё оставалась провести расчёты, ведь Земля вращается, а значит, и созвездия не стоят на месте. На этот счёт мальчик придумал простую схему: разделить зонт на двадцать четыре части, как часы в сутках, и поворачивать его в зависимости от того, который будет час.

На самом деле астрономический зонт изобрёл учёный Н. Е. Набоков. Про эту находку и идёт речь в произведении Крапивина «Звёзды под дождём». Краткое содержание должно также упомянуть о следующих событиях, случившихся немного погодя в доме главного героя.

Достав из-за шкафа старый зонт, герой начал дырявить иглой его чёрную ткань. Но как раз в это время гостившей у них Веронике Павловне понадобилось выйти на улицу, а за окном хлестал дождь. Обнаружив испорченный зонт в руках у мальчика, она страшно возмутилась. Обиженный герой ушёл на улицу искать утешения у дождя. Так он оказался в трамвае.

анализ и краткое содержание рассказа крапивина звезды под дождем

Для слушающей девочки идея с планетарием кажется очень любопытной. Она находит в кармане мел, которым обычно чертит на асфальте классики, и предлагает мальчику нарисовать придуманную им карту звёздного неба прямо на её зонте. Но сделать этого мальчик не успевает: трамвай подъезжает к остановке, на которой девочка с мамой выходят.

Какая польза от астрономического зонтика?

Вдохновлённый новой идеей, вооружившись оставленным ему мелом, мальчик принимается искать того, кто разрешит ему нарисовать на своём зонте звёздное небо. На затеплившуюся в главном герое надежду обращает внимание читателя рассказа автор Владислав Крапивин. «Звёзды под дождем» (краткое содержание произведения рассматриваем в этой статье) обязательно расскажет ещё об одном герое.

В полупустом вагоне мальчик видит мужчину в форме, которая остаётся чистой, даже несмотря на дождь. Это капитан в блестящих сапогах, фуражке и со звёздами на погонах.

Однако вместо того, чтобы разделить с мальчиком радость открытия, капитан пытается найти пользу от его изобретения. И не найдя, выходит из вагона, унося за собой зонт.

Мастер и Шахматист

В вагон заходят двое людей, которым мальчик тут же придумывает имена: «Шахматист» и «Мастер». Они ведут оживлённую беседу, во время которой человек, получивший от мальчика прозвище «Мастер», неловко разворачивается и нечаянно, но больно задевает главного героя зонтом. Мальчик не обижается, а поспешно использует эту оказию, привлёкшую к нему внимание, чтобы предложить сделать из ударившего его зонтика планетарий.

К удивлению самого героя, его внимательно выслушивают. И всё в этот раз получилось бы, но оказывается, что нужный зонт совсем не чёрный, а коричневый, да ещё и с серым рисунком. Конечно, из такого зонта звёздное небо не получится – мальчика постигает очередная неудача.

Маленькое небо

В трамвай входит малыш. В одной руке у него бидон, предназначенный для сметаны, во второй он держит открытый зонт, который никак не желает закрываться.

В кратком содержании рассказа Крапивина «Звёзды под дождем» нужно сказать, что главный герой в этот момент чувствует себя взрослым и сильным, поэтому помогает малышу справиться с сопротивляющимся зонтиком, а после предлагает нарисовать звёздное небо. Хотя и не сразу, но малыш соглашается. Впрочем, уже через несколько минут, он просит мальчика, чтобы тот рисовал ему настоящие звёзды: большие, с лучиками, а не просто точечки, которыми наш герой хочет их обозначить.

Это делает задачу мальчика невыполнимой, ведь так ничего не поместится. Но, видя обиду малыша, вспоминая своё недавнее разочарование, он рисует большие пятиконечные звёзды, месяц и даже ракету. Планетарий и в этот раз не удаётся, но герой рад, что смог подарить малышу маленькое небо.

Капитан, уплывающий в Антарктиду

Проводив малыша, мальчик решает, что ему пора возвращаться домой, как вдруг замечает над своей головой два зонтика, которые сходятся вместе, чтобы защитить его от потока воды. Но недавняя обида ещё даёт о себе знать, и главный герой отходит от прикрываюших его своими зонтиками мужчины с молодой девушкой - дочкой.

владислав крапивин звезды под дождем

Недоумевая, но и не настаивая на общении, мужчина говорит о том, что уже отвык от дождя. В этих словах скрыт смысл, который скажется на дальнейшем развитии рассказа Крапивина «Звёзды под дождём». Краткое содержание максимально близко к оригинальному тексту передаёт и то, что мальчик не обращает внимания на слова Капитана (так он окрестил мужчину), а думает о том, что его трамвая долго нет, и придётся идти пешком. Вдогонку он слышит, как Капитан предлагает поделиться с ним одним зонтиком, на что мальчик довольно резко реагирует: «Вы считаете, что зонт нужен только для того, чтобы под ним укрывались от дождя?» «Конечно нет!» - отец и дочка с улыбкой начинают перечислять, где ещё может пригодиться зонт. Это смягчает сердце юного героя, и он неожиданно предлагает им свой маленький планетарий. Но для этого нужен зонтик.

«Согласятся ли они?» - мальчик неуверенно смотрит на мужчину, и тот кивает. Более того, он достаёт складной нож, в котором спрятан штопор и говорит герою сразу дырявить зонт, ведь мел сотрётся. «Ты возьмёшь его с собой?» - почему-то спрашивает отца девушка.

Этой фразой ещё раз делается акцент на таинственности Капитана в рассказе Крапивина «Звёзды под дождём». Краткое содержание далее говорит о том, что довольный мальчик заканчивает свою работу и пытается объяснить, как работает его маленький планетарий. Мужчина останавливает его: «Я знаю». Герой смущённо замолкает, мужчина продолжает: «Ты молодец, но надо было учесть ещё и то, что Земля вращается вокруг солнца». Наш маленький герой падает духом, думая, что его изобретение потерпело фиаско. «Нет, что ты, - заверяет его капитан, - ты молодец! А туда, куда я еду, всё равно не видно Полярную звезду». Мальчик поднимает на него удивлённые глаза, ведь если Полярную звезду не видно, значит это южное полушарие! «Верно, - подтверждает капитан. - Я еду в Антарктиду».

звезды под дождем крапивин владислав отзывы

Мальчик узнаёт в капитане человека, о котором когда-то давно читал в книгах. Это он, о чьих приключениях мечтает наш герой. «Как тебя зовут?» - спрашивает у мальчика капитан. «Славка», - отвечает мальчик. «Хочешь, я привезу тебе антарктический камень? - серьёзно спрашивает капитан. - Запоминай адрес».

«Я сам найду вас», - уверяет герой. Славка знает, что такого человека он обязательно отыщет, пусть даже в самом большом городе.

Анализ произведения

В рассказе «Звёзды под дождём» Крапивина В. П. можно чётко провести разделительную черту между взрослым и детским миром: реальность противостоит мечтам.

Следует упомянуть о детях этой повести: девочке, которую Славка встречал по пути из школы, малыше с бидоном, самом главного герое. Это маленькие фантазёры, способные наделить небывалым смыслом самый повседневный предмет. Они не требуют от своих открытий практической пользы, но наслаждаются происходящим. Вероника Павловна, капитан в блестящих сапогах и идеально чистой одежде мыслят совершенно иначе: для них свойственен рационалистический взгляд на вещи. Это противостояние сохраняется по всему рассказу, хотя однажды оно практически исчезает, сглаживаемое появлением взрослых персонажей, наделённых детской способностью видеть то, что трудно рассмотреть невооружённому глазу. Это персонажи Мастера и Шахматиста. В конце повести появляется Капитан, уплывающий в Антарктиду, который понимает детей, потому что сам сумел сохранить в себе «память детства». И именно этот персонаж разрешает конфликт между рационализмом и мечтой.

Автор рассказа «Звезды под дождём», Крапивин Владислав, отзывы об этом произведении комментирует всегда так: "Славка - это тот человек, которым каждый из нас хотел быть в детстве, но так и не стал". Поэтому если вы хотите погрузиться в сказочный мир, полный звёзд, света фонарей и капель воды на трамвайных стёклах, прочитайте весь рассказ в оригинале.

Мне уже 60лет. Читал этот замечательный рассказ в четвертом классе, и то, что я здесь пишу эти строчки, - говорит о не стираемом детском впечатлении о нем.