Теория права не является универсальной концепцией. Существует естественный, теологический, марксистский, психологический ее варианты – список можно продолжать долго. В этой статье заострим внимание на социологической школе права, ее достоинствах и недостатках, а также ведущих представителях.
Зарождение направления
Данное течение в правоведении появилось не так давно. О социологической юриспруденции мир узнал в конце XIX века. Другое ее название – доктрина "живого" права. В это же время социология обосновалась в отдельную отрасль знаний, поэтому данная правовая концепция сложилась двумя основными путями:
- Формирование теории права в границах общей социологии.
- Распространение социологических методик познания в юриспруденции.
Основные концепции школы сформировались тогда, когда юридические догмы, рассчитанные на свободную конкуренцию, перестали удовлетворять большую часть общества. В начале эпохи капитализма судебная система под видом нового толкования стала вводить качественно иные нормы. Отсюда и возникло утверждение о том, что право надо искать не в нормах, а в реальной жизни.
В нашей стране социологическая теория права получила широкое распространение после Октябрьской революции на основе критики старых имперских законов. Однако когда советское государство сформировало свою правовую систему, такие мысли оказались не в почете.
Представители направления
Говоря вкратце, сторонники данного направления считали, что право возникает при реализации законов в повседневной жизни. Этими представителями социологической школы права были:
- Во Франции – Ф. Жени.
- В США – Р. Паунд, Гарвардская школа права, Американская реалистическая школа права.
- В Австро-Венгрии – Е. Эрлих.
- В России – С. А. Муромцев.
Основные тезисы
Концепции социологической школы права кратко можно выразить следующими тезисами:
- Право воплощается не в законе или же позитивном праве, а в реализации установленных норм. Отсюда социологическая юриспруденция выходит из рамок закона к правоприменительной практике. Закон – сфера должного, право – сфера сущего.
- Позитивное право, по которому закон считался книжным и "мертвым". Его противовесом в современной теоретикам реальности выступало "живое" право, наблюдаемое в действии.
- Играет роль только реальное поведение участников правовых отношений. А также их юридические действия, отношения, правопорядок, применение законов. Право – это, прежде всего, юридическая практика.
- Создателями "живого" права выступают администраторы и судьи. Именно они создают закон и являются истинными правотворцами.
Преимущества теории
Проанализировав учение социологической школы права, можно выделить следующие достоинства ее концепций:
- Правотворчество на основе реальных прецедентов, изученных на базе конкретно-социологических методов.
- Общественные отношения ставятся выше правовой нормы.
- Социологическое правотворчество соответствует децентрализованному управлению, невмешательству государства в экономику и прочим прогрессивным идеям.
- Только изучение законодательства в реальной жизни, в действии ведет за собой создание эффективных правовых норм, более совершенных законов. Изучение права в жизни проводит к выявлению его недостатков, коллизий, "белых пятен".
Недостатки теории
Говоря о плюсах и минусах социологической школы права, коснемся ее явных недостатков:
- Развитие концепции ведет к размытию границ такого понятия, как право. Если под правом понимать прежде всего реализацию законов, утратится разница между законным и противозаконным. Ведь воплощение в жизнь может быть и правомерным, и неправомерным.
- Если правотворческая деятельность станет прерогативой судей, это может привести к произволу в судебной практике. Особенно в этом ключе критиковали социологическую школу уголовного права.
- Без устойчивой нормативной основы велика вероятность проявления тенденции к решению судебных дел в пользу экономически и политически влиятельных лиц.
Ключевые особенности теории
Данная теория на фоне остальных имеет существенные отличия, а именно:
- Чрезмерное внимание к судопроизводству.
- Отсыл к тому, что первым делом судья должен принимать решение, доверяясь своей интуиции, а лишь затем оформлять его ссылками на пункты закона, другие прецеденты.
- Лишение правовой нормы активной роли. Нормы устанавливает суд.
- Истинность теории подтверждалась достижением ею ожидаемого эффекта в реальности.
- Отказ от изучения сущности права, мотивируемый тем, что ее познать невозможно.
- Право как орудие для достижения общественных целей.
Концепция Р. Паунда
Познакомимся поближе с трудами яркого теоретика социологической школы права Роско Паунда (1870-1964). Ученый был деканом Гарвардской правовой школы, президентом Международной академии сравнительного правоведения.
Основой для его теории стала философия прагматизма. Суть ее состоит в том, что научная истина достигается только опытным путем, а ценность заключается в прикладной полезности. Отсюда Паунд считал, что право – это субъективный опыт, который не складывается в общие законы. Дальше – больше: цель и задачу права невозможно познать, отчего и все данные ему оценки противоречивы.
При этом ученый выделял один объективный критерий – его полезность для общества. Поэтому юрист должен изучать именно жизнь, применение права, где практическое воплощение последнего наиболее заметное, где оно близко пододвигается к общественной практике.
Паунд полагал, что главная задача теории права – это создание так называемой "социальной инженерии". Так назывались средства социального надзора над обществом, которые бы контролировали противостояние агрессивного и социального инстинктов общества, что и является, по мнению теоретика, сутью жизни людей. А что же право? Оно должно быть высшей формой соцконтроля, так как способно принуждать, дать правомочие на применение силы. Высшая миссия законов здесь - защита вечных начал и ценностей цивилизации, а именно принципов, норм и институтов либерального типа правопорядка.
По Паунду внешних форм у права всего три:
- Административные и судебные процессы.
- Режим упорядоченной гражданской деятельности, который поддерживает политически организованный социум путем систематического применения силы.
- Весь объем правовых предписаний, применяемый судебной и административной системой в политически организованном сообществе.
Отметим еще несколько любопытных высказываний этого теоретика социологической школы права:
- Законодательство ("книжное право") и судебный процесс, правопорядок ("право в действии") должны быть разграничены.
- Право обязано максимально быстро реагировать на изменения в общественной жизни, отчего нужно сделать легальным судопроизводство, крепко не привязанное к законодательству ("юстиция без права").
- Ученый призывал расширить правомочия судей и иных правоприменительных органов. Гарантом защиты от возможного произвола он называл их правосознательность.
Учение школы "реалистов"
Взгляды Паунда в рамках социологической школы права развили "реалисты" – Джером Фрэнк, Карл Ллевеллин, основываясь не только на прагматизм, но и на бихевиоризм. Приведем некоторые тезисы их учения:
- Юридическая практика и право тождественны.
- Ценность права измеряется в эффективности его применения.
- На вынесение решения по конкретному судебному делу большей частью влияют не правовые нормы, а участники процесса, особенности и мотивы их поведения.
- Судья – главный субъект правотворчества. Отсюда им может быть только юрист, который может как критически оценить закон, так и имеет способность сам сотворить право.
- Социальная ценность права в том, что оно является чем-то неопределенным, что и позволяет социуму свободно развиваться.
- Право не должно быть догматичным, оно должно изменяться вместе с реалиями общественной жизни.
Концепции социологической школы права не кажутся лишенными смысла. Но вместе с тем они довольно противоречивы. Данная теория уводит право от догматизма к "живому" правотворчеству, закрывая глаза на то, что такой путь может привести к расцвету анархии и произвола.