Что такое копное право?

Что нам известно о праве Древней Руси? Существовало некое подобие административной и уголовной ответственности, что подтверждает Русская Правда. А что можно сказать о гражданских правоотношениях? На Руси общественные связи входили в систему мирского самоуправления, которая имела форму прямой демократии. Самоуправление, в свою очередь, относится к области копного права. На Руси это широчайшая структура с самыми разными институтами и ответвлениями. Именно о копном праве будет подробно рассказано в статье.

Понятие копы

Что представляла собой Древняя Русь? Это тысячи поселений, которые объединялись в общины. Любые важные вопросы решались всем миром - на вече, основной форме народного самоуправления. Община могла включать в себя до 10 селений. Необходимо было выбрать центральное место, где решались бы приоритетные насущные проблемы. Такое место именовалось капищем (копищем), а само собрание - копой. Копа собиралась на вече - народном совещании.

В чем состояла цель общины? Это предупреждение нарушения законов, выявление и наказание преступников, судопроизводство, а также решение прочих насущных вопросов. Принимали участие в копе все взрослые лица, входящие в общину. Участники копы должны были обладать постоянной оседлостью на соответствующей территории.

Представители народного собрания именовались соседями околичными (простые участники), сходатаями (собирали копу) и судьями копными. Особенным уважением пользовались старцы - "мудрейшие мужи", нередко дававшие полезные и умные советы. Иногда приглашались и "люди сторонние"- представители других общин. Нужны они были в качестве свидетелей. В самом процессе иноземцы участия не принимали.

Таким образом, копное право в Древней Руси обладало немалым количеством субъектов. В народном самоуправлении принимало участие большое количество разных людей. Разбирались уголовные дела, а также поднимались вопросы собственности.

Что такое копное право? Основные принципы и признаки

Все участники копы должны прийти к единому мнению по тому или иному вопросу. Отсюда истекает первый принцип копного права - единогласие.

Разбирательства по уголовным делам имели ряд особенностей. Это, например, смягчение наказания обидчика, которого пострадавший простил. Сюда же относятся искреннее раскаяние виновного лица, прощение смертельно раненого или исполнение его последней воли.

копное право

Ведение копного права в Древней Руси не предполагало дискриминации или учета лишь отдельных сословий. Копа считалась общей для всех жителей государства, за исключением разве что челядин - захваченных в плен иноземцев.

Копа наследовала традиции обычного права. Например, обиженный должен был сам находить виновника.

Копа делилась на три части - три собрания. Первое созывалось для расследования дел по горячим следам. Если преступление не удавалось распутать, то наступала вторая стадия, предполагающая сбор дополнительных доказательств. До третьего собрания доходили лишь самые запутанные дела. Разъяснение обстоятельств нарушений норм копного права реализовывалось за счет двух способов: опроса и исследования улик.

Последним принципом рассматриваемого права являлось немедленное исполнение судебных решений. Понятие обжалования существовало, но применялось оно крайне редко.

Выборные должности

Вече и копное право - это в первую очередь элементы местного самоуправления Древней Руси. В любой подобной системе существует ряд важных должностей. В Древнерусском государстве таковыми считались старосты (старшины), десятские и сотские.

Кто такой сотский? Само название должности происходит от слова "сотня". Сотского избирали жители ста различных дворов, расположенных, как правило, на одной улице. Выбранное лицо становилось местным представителем. Если сравнивать с сегодняшней системой должностей, то сотский немного напоминает муниципального депутата. Только занимается он судопроизводством в рамках своей территории.

Десятский отстаивал интересы десяти дворов. Однако десятские избирались не везде, а лишь на тех территориях, где проживали наиболее активные и крепкие домохозяева. Представленное должностное лицо занималось разрешением семейных неурядиц и земельных споров, а также контролем за порядком.

Староста, он же старшина, избирался сотскими. Он наделялся особыми полномочиями и представлял все селение. В обязанности старосты входила ратификация грамот, оглашение княжеских постановлений и контроль за порядком в селе. По сути, он являлся посредником между князем и простым народом. За все свои действия старшина держал ответ перед десятскими и сотскими.

Земельный князь и его дружина

Сельские общины объединялись в земли, коими управлял великий князь и его ставленники.

Великий князь находился в Киеве. Его братья, племянники или сыновья властвовали в прилежащих областях - например, в Смоленской, Суздальской, Владимирской или любой другой земле. А кто такой земельный князь?

Копное право предполагает выборный процесс, по результатам которого мог бы избираться земельный князь. Правило это лицо дюжину (12) лет. Срок полномочий князя мог быть продлен, если он хорошо справлялся со своими обязанностями. Если же этот человек, напротив, нарушал законы или обычаи, то лишался своих обязанностей на неограниченный срок. Судьба земельного князя зависела от старшин, которые его и выбирали.

копное право в древней руси

Каждый князь имел свою дружину - небольшое военное формирование на случай "лет лихих". Сослуживцы были в основном молодыми, именовались они "другами".

Размещалась дружина в отдельном поселении. Управлял военным отрядом воевода. Подчинялись ему армейские сотники и десятники - старосты сотен и десяток воинов. Дружины из разных областей могли объединяться, в результате чего образовывалась рать, состоящая из соратников.

Капище

Численность копы варьировалась от 100 до 300 человек. Капище, то есть место проведения собрания, организовывалось в центре сельской общины, в дубраве или роще. Место выбиралось таким образом, чтобы рядом находился родник, озеро, пруд или река. Все дела решались под открытым небом. Надо сказать, что выбор места для капища - это уже своеобразная традиция, а возможно, даже ритуал. Нередко на месте проведения вече справлялись народные праздники, организовывались гуляния. Масленица, Коляда, Красная Горка, день Ивана Купалы - все эти празднества широко отмечались именно на коповище (копище, капище).

Собиралась копа тоже по-особенному. Народ оповещался о собрании заранее. В день заполнения капища зажигался громадный костер, служивший световым сигналом. Гремели и звенели колокола, о начале сбора громогласно заявляли старосты.

Нередко уголовные дела разрешались прямо на месте преступления, без собрания копы. Но происходило это лишь в том случае, если точно был установлен "лик" преступника, а также его причастность к содеянному. Сегодня от слова "лик" исходит понятие "улика".

Надо сказать, что все люди на капище принимали активное участие в собрании. Большинство решений принималось добросовестно и с немалой долей энтузиазма. Немного заблуждаются те историки, которые принимают копу только лишь за "народную милицию". Собрание граждан формировалось для решения самых разных вопросов и проблем. В некоторых поселениях поднимаемые на собраниях темы могли даже записываться в специальные уставы.

Уклад копы

Что известно о копном праве наших предков? Сколько лет оно просуществовало? Эти вопросы до сих пор исследуются многочисленными русскими историками. Известно, что копный уклад обеспечивал высокую рождаемость среди славянского народа. Это позволяло быстро восстановить численность населения после эпидемии или военных действий. На капищах нередко обучали будущих воинов. Собирались молодые люди, которым "старейшие мужи" показывали искусство обращения с оружием.

Немало сил тратили на выращивание льна, из которого делалась почти вся одежда. Дело в том, что на льняную ткань не садятся насекомые-паразиты. Для безупречно поддержания местности, где рос лен, необходимо было много трудиться. Уклад копы предполагал охрану или вырубку лесов, подготовку почвы, семян и т.д. Особое внимание уделялось и липовым рощам. Из коры липовых деревьев делали корзинки, лапти, мочалки и прочие бытовые вещи.

копное право на руси

Согласно исследованиям историка Данилова, копное право было присуще всем христианским народам до XVII века. Окончательно уничтожило копный уклад появление земств, а также опричнин при Иване IV Грозном. Свидетельствуют об этом многочисленные источники периода угасания копы. В них протоколировались многочисленные тяжбы появляющихся феодалов с вече. Можно ли говорить в таком случае, что общинно-родовой строй был вытеснен феодальным? У историков расходятся мнения на этот счет.

Вече

Какую роль в копном праве играет вече? Это собрание, на котором люди могли высказаться или проголосовать по тому или иному вопросу. Само понятие вече происходит от слов "вещевать", "извещать". Правом голоса пользовались лишь жители общины, обладающие постоянной оседлостью. Это старейшины - главы родов. Женщины, а также братья и сыновья старейшин, не обладавшие постоянными хозяйствами, имели право голоса лишь в исключительных, наиболее важных случаях.

Какое значение в копном праве играли старцы? Это "мудрейшие и старейшие мужи", роль которых заключалась в контроле над соблюдением традиций и обычаев на вече. Мнением старцев также интересовались, но лишь в тех случаях, когда надо было вынести особенно важный приговор. Считалось, что именно старцы знали и соблюдали все общинные традиции и законы, даже самые древние.

что такое копное право

Священные положения копного права передавались из поколения в поколения. Вече или капище были сердцем и разумом сельского поселения. Здесь решались все самые важные и актуальные вопросы: начало и окончание земельных работ, починка троп, мостов и дорог, сенокос, наем сторожей и пастухов, ремонт и чистка колодцев, проведение выборов, хранение запасов на случай неурожая и многое другое. Спорящих приводили к примирению, виновных наказывали, раскаявшихся прощали, отличившихся поощряли. Все решалось при активном участии каждого коренного жителя села. Никто не оставался в стороне. Даже недопущенные на вече люди всегда старались узнать, что именно происходило на собрании.

Волости

Сельские общины существовали достаточно долгое время. С началом феодальной раздробленности приходит понятие "волости" - определенных государственных территорий, имеющих собственный уклад и власть. Сельские старосты избирали волостного старшину. Формировались волостной суд и волостное правление. Эти два органа занимались рассмотрением сложных юридических дел, в том числе и уголовных.

Срок полномочий волостного старшины на Руси - три года. Возможным было и его переизбрание. Понятие копы окончательно меняется на вече – собрании по важным вопросам. Последнее могло быть всеземным (общегосударственным) либо губернским. Земельные князья начинают подчиняться не старшинам, а великому князю.

Первым великим земельным князем, который стал именовать себя царем, был Иван Грозный. Влияют ли все представленные изменения на основные признаки копного права? Мнения историков по этому вопросу разнятся. Одни исследователи заявляют, что изменилась лишь оболочка государственного устройства. Сами же вечевые и копные законы остаются. Другие исследователи говорят о глобальной модернизации копного права и замене его принципами самодержавия.

основные признаки копного права

По словам историка и исследователя Сергея Данилова, копное право - это древнейшая форма организации самоуправления в сельской общине. На копе решаются вопросы сходатоев, расследуются уголовные дела, поднимаются вопросы хозяйства, земледелия и т.д. Даже с установлением самодержавия и постепенным угасанием вече народные собрания не исчезли. Копное право существовало и развивалось на протяжении многих веков. Это своеобразная школа русского права, переходившая из поколения в поколение.

Традиции и обычаи

Какие обычаи и традиции связаны с копным правом? Известно, что одно капище могло включать в себя представителей десятка сел. При этом выделялось одно главное, наиболее крупное село, в котором и обустраивалось "мисто" для вече. Здесь часто собирались сходатаи. В результате на месте капища вырастал целый город, жители которого именовались мещанами (местными).

о копном праве наших предков

Надо сказать, что большинство городов произрастало именно из коп. Об этом утверждают и исследователи копного права - Стрижак и Сергей Данилов. Одни города были пограничными, другие же сразу вырастали как крепости. С чем это может быть связано? Согласно древнейшим обычаям, земельный князь был обязан обустраивать и защищать копу. Если он не исполнял свои обязанности, то его изгоняли. Селяне добровольно несли трудовую повинность по строительству особенно важных объектов. Если село, где обустраивалось капище, находилось рядом с дикими племенами, то возводились защитные сооружения. В результате этого вырастал целый город.

Разложение копного права на Руси

Копное право явилось важнейшим элементом общинного строя. Пришедшая на Русь христианизация, однако, несколько изменила вид копы. Общинно-родовой уклад сменился феодальным, крестьяне сделались крепостными, то есть зависимыми. Копа вытесняется и зарождающимися помещиками - классом феодалов.

Долгое время существовал сельский суд - место, где крестьяне могли решить насущные вопросы и обсудить житейские дела. Это последний отголосок копного права, который был ликвидирован к XVII веку. Утратили свое значение мужи-сходатаи, напрочь исчезли старцы. Остались разве что старосты, и те не обладали никакой властью. Они лишь направляли основные виды крестьянских работ. Управлялось селение одним депутатом, посланным от помещика. В присутствии священника депутат производил суд, занимался расправой, собирал налоги и т.д.

 копное право это

Установившийся образ жизни повлек за собой обеднение и упадок сельского народонаселения. Не способный противиться беспределу со стороны помещика, простой крестьянский обыватель часто пускался в пьянство, разврат или даже в разбойничество.

О понятии копы и вече вспомнило "Общество объединенных славян". Это декабристская организация, чуть позже слившаяся с "Южным обществом" Пестеля. Представители этого течения считали, что копа являлась символом славянской свободы и русского уклада. По их мнению, необходимо было восстановить исконно русское копное право. Англичане не любили и не знали общины, западные славяне имели совсем другой уклад. Восточные же славяне, то есть русские, должны были обратиться к истокам. Для этого "Общество объединенных славян" предлагало ликвидировать тиранию и самодержавие. Реализовать подобные идеи у них не вышло: всем известна плачевная судьба декабристов.

Вновь обратили внимание на копу только славянофилы, идеи которых были распространены в середине XIX века. Однако представители данного течения, в отличие от декабристов, выступали за сохранение самодержавия как важнейшего и незаменимого элемента русской действительности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.