Средневековая арабская философия

С появлением христианства мусульманская философия была вынуждена искать пристанища вне Ближнего Востока. Согласно декрету Зенона от 489 года, была закрыта аристотелевская перипатетическая школа, позднее, в 529 году, из-за декрета Юстиниана также ушла в немилость и гонения последняя философская школа язычников в Афинах, к которой относились неоплатоники. Все эти действия заставили многих философов переселиться в близлежащие земли.

История арабской философии

Одним из центров такой философии стал город Дамаск, который, кстати, и породил многих неоплатоников (к примеру, Порфирия и Ямвлиха). Сирия и Иран с распростертыми объятиями принимают философские течения античности. Сюда перевозятся все литературные труды античных математиков, астрономов, врачей, в том числе книги Аристотеля и Платона.

Мусульманство на тот момент не представляло большой угрозы ни в политическом, ни религиозном планах, поэтому философам было предоставлено полное право спокойно продолжать свою деятельность без преследования религиозных лидеров. Многие античные трактаты были переведены на арабский язык.

Багдад на тот момент славился «Домом мудрости», школой, где был осуществлен перевод работ Галена, Гиппократа, Архимеда, Евклида, Птолемея, Аристотеля, Платона, неоплатоников. Однако философии арабского востока было свойственно не совсем четкое представление о философии античности, что привело к причислению неверного авторства многим трактатам.

К примеру, частично книга Плотина «Эннеада» получила авторство Аристотеля, что привело к многолетним заблуждениям вплоть до средних веков на территории Западной Европы. Под именем Аристотеля были также переведены работы Прокла под названием «Книга о причинах».

Арабский научный мир IX века пополнился знаниями о математике, собственно, оттуда, благодаря трудам математика Аль-Хорезми, мир получил позиционную систему счисления или «арабские числа». Именно этот человек возвел математику в ранг науки. Слово «алгебра» с арабского «аль джебр» означает операцию по переносу одного члена уравнения в другую сторону с изменением знака. Примечательно, что слово «алгоритм», произведенное от имени первого арабского математика, обозначало у арабов математику в целом.

Аль-Кинди

Развитие философии на тот момент применялось как приложение принципов Аристотеля и Платона к существующим положениям мусульманского богословия.

Одним из первых представителей арабской философии стал Аль-Кинди (801-873 гг.), благодаря его усилиям был осуществлен перевод известного нам под авторством Аристотеля трактата Плотина «Теология Аристотеля». Он был знаком с работами астронома Птолемея и Евклида. Равно как и Аристотель, причислял Аль-Кинди философию к венцу всего научного знания.

Будучи человеком широких взглядов, он утверждал, что единого определения истины нет нигде и в то же время истина кроется везде. Аль-Кинди не просто философ, он рационалист и свято верил, что только при помощи разума можно познать истину. Для этого он часто прибегал к помощи царицы наук – математике. Уже тогда он говорил об относительности знаний в общем.

Однако, будучи набожным человеком, утверждал он, что Аллах является целью всего сущего, и лишь в нем сокрыта полнота истины, которая доступна лишь избранным (пророкам). Философ же, по его мнению, не способен достичь познания в силу его недосягаемости простому уму и логике.

Аль-Фараби

Еще одним философом, заложившим фундамент арабской философии средних веков, стал Аль-Фараби (872-950 гг.), который родился на территории южного Казахстана, затем жил в Багдаде, где перенял знания врача-христианина. Этот образованный человек, помимо прочего, был еще и музыкантом, и врачом, и ритором, и философом. Он также опирался на труды Аристотеля и интересовался логикой.

Благодаря ему были упорядочены аристотелевские трактаты под названием «Органон». Будучи сильным в логике, Аль-Фараби получил прозвище «второго учителя» среди последующих философов арабской философии. Логику он почитал за инструмент познания истины, необходимый абсолютно всем.

Логика также не появилась на свет без теоретической основы, которые наравне с математикой и физикой представлены в метафизике, объясняющей сущность предметов этих наук и сущность предметов нематериальных, куда относится Бог, являющийся центром метафизики. Посему Аль-Фараби возносил метафизику в ранг божественной науки.

Аль-Фараби разделил мир на два вида бытия. К первому он отнес возможно-сущие вещи, для существования которых есть причина вне этих вещей. Ко второму - вещи, которые содержат в себе саму причину своего существования, то есть их существование определяется их внутренней сущностью, сюда может быть отнесен только Бог.

Как и Плотин, Аль-Фараби видит в Боге непознаваемую сущность, которой, однако, приписывает личностную волю, которая способствовала созданию последующих разумов, что воплотили идею о стихиях в реальность. Таким образом, философ объединяет плотиновскую иерархию ипостасей с мусульманским креационизмом. Так Коран как источник средневековой арабской философии формировал последующее мировосприятие последователей Аль-Фараби.

Этот философ предложил классификацию познавательных способностей человека, представив миру четыре вида разума.

Первый низший вид разума считается пассивным, так как он связан с чувственностью, второй вид разума — актуальный, чистая форма, способная к постижению форм. К третьему виду разума был отнесен разум приобретенный, который уже познал некоторые формы. Последний вид - деятельный, на основе знания форм постигающий остальные духовные формы и Бога. Таким образом выстраивается иерархия разумов - пассивный, актуальный, приобретенный и деятельный.

Ибн Сина

При разборе арабской средневековой философии кратко стоить представить жизненный путь и учение еще одного выдающегося мыслителя после Аль-Фараби по имени Ибн Сина, который дошел до нас под именем Авиценна. Его полное имя звучит так — Абу Али Хусейн ибн Сина. А согласно еврейскому прочтению будет Авен Сена, что в итоге дает современное Авиценна. Арабская философия благодаря его вкладу пополнилась знаниями о физиологии человека.

Родился врач-философ близ Бухары в 980 году и умер в 1037 году. Он снискал себе славу гениального врача. Как гласит история, в юности он вылечил эмира в Бухаре, что сделало его придворным лекарем, снискавшим милость и блага правой руки эмира.

Трудом всей его жизни можно считать «Книгу исцеления», куда вошло 18 томов. Он был поклонником учения Аристотеля и так же признавал разделение наук на практические и теоретические. В теории он ставил превыше всего метафизику, а к практике относил математику, почитая ее средней наукой. Низшей наукой считалась физика, так как она изучает чувственные вещи материального мира. Логика воспринималась, как и ранее, вратами на пути к научным познаниям.

Арабская философия во время Ибн Сины считала возможным познание мира, которого можно достичь только посредством разума.

Можно было бы отнести Авиценну к умеренным реалистам, ведь он высказывался об универсалиях так: они существуют не только в вещах, но и в уме человека. Однако есть отрывки в его книгах, где он утверждает, что они существуют и «до материальных вещей».

Труды Фомы Аквинского в католической философии базируются на терминологии Авиценны. «До вещей» - это универсалии, формирующиеся в сознании божественном, «в/после вещей» - универсалии, родившиеся в уме человеческом.

В метафизике, которой также уделял внимание Ибн-Сина, разделяют четыре вида бытия: духовные существа (Бог), духовные материальные предметы (небесные сферы), телесные предметы.

Как правило, сюда относятся все философские категории. Здесь свойство, субстанция, свобода, необходимость и т. д. Именно они составляют основу метафизики. Четвертый род бытия — это связанные с материей понятия, сущность и существование индивидуальной конкретной вещи.

К особенностям арабской средневековой философии относится следующая трактовка: «Бог является единственным существом, сущность которого совпадает с существованием». Бога относит Авиценна к необходимо-сущей сущности.

Таким образом, мир делится на возможно-сущие и необходимо-сущие вещи. Подтекст намекает на то, что любая цепь причинностей ведет к познанию Бога.

Сотворение мира в арабской средневековой философии теперь рассматривается с неоплатонической точки зрения. Будучи последователем Аристотеля, Ибн Сина ошибочно утверждал, цитируя плотиновскую «Теологию Аристотеля», что мир создается Богом эманативно.

Бог в его представлении создает десять ступеней разума, последняя из которых обеспечивает формы наших тел и осознавание их наличия. Как и Аристотель, Авиценна считает материю необходимым и совечным Богу элементом любого существования. Он также почитает Бога за мыслящую себя чистую мысль. Так, согласно Ибн Сине, Бог несведущ, ведь он не познает каждый отдельно взятый предмет. То есть миром руководит не высший разум, а общие законы разума и причинности.

Кратко арабская средневековая философия Авиценны состоит из отрицания учения о переселении душ, ведь он считает, что она бессмертна и никогда не обретет иную телесную форму после освобождения от бренного тела. В его понимании только душа, освободившаяся от чувств и эмоций, способна вкусить райское наслаждение. Таким образом, согласно учению Ибн Сины, средневековая философия арабского востока базируется на познании Бога через разум. Такой подход стал вызывать негативную реакцию мусульман.

Аль-Газали (1058-1111)

Этого персидского философа звали на самом деле Абу Хамид Мухаммед ибн-Мухаммед аль-Газали. В юности он стал увлекаться изучением философии, стремился познать истину, но со временем пришел к тому, что истинная вера отходит от философского учения.

Пережив серьезный кризис души, Аль-Газали покидает город и придворную деятельность. Он ударяется в аскетизм, ведет монашеский образ жизни, иными словами, становится дервишем. Это продлилось одиннадцать лет. Однако после уговоров его преданных учеников вернуться к преподаванию, он возвращается на должность учителя, но его мировоззрение теперь строится в другом русле.

Кратко арабская философия времени Аль-Газали представлена в его работах, среди которых числятся «Оживление религиозных наук», «Самоопровержение философов».

Значительного развития в это время достигают естественные науки, в числе которых были математика и медицина. Он не отрицает практической пользы этих наук для общества, но призывает не отвлекаться на научное познание Бога. Ведь это приводит к ереси и безбожию, по мнению Аль-Газали.

Аль-Газали: три группы философов

Он делит всех философов на три группы:

  1. Те, кто утверждает вечность мира и отрицает существование всевышнего Творца (Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит).
  2. Те, кто переносит естественно-научный метод познания на философию и объясняет все причинами естественными — пропащие еретики, отрицающие загробную жизнь и Бога.
  3. Те, кто придерживается метафизического учения (Сократ, Платон, Аристотель, Аль-Фараби, Ибн Сина). С ними Аль-Газали не согласен больше всего.

Арабская философия средних веков времен Аль-Газали порицает метафизиков из-за трех основных ошибок:

  • вечность существования мира вне Божьей воли;
  • Бог невсеведущ;
  • отрицание его воскресения из мертвых и личного бессмертия души.

В противовес метафизикам Аль-Газали отрицает материю как совечное божеству начало. Таким образом, его можно отнести к номиналистам: есть лишь конкретные материальные предметы, которые создает Бог, минуя универсалии.

В арабской средневековой философии ситуация в споре об универсалиях приобрела характер, противоположный европейской. В Европе номиналистов преследовали за ересь, однако на Востоке дела обстоят иначе. Аль-Газали, будучи богословом-мистиком, отрицает философию как таковую, утверждает номинализм в качестве подтверждения всеведения и всемогущества Бога и исключает существование универсалий.

Все изменения в мире, согласно арабской философии Аль-Газали, не случайны и относятся к новому творению Бога, ничто не повторяется, ничто не совершенствуется, есть лишь внесение нового через Бога. Так как философия имеет границы в познании, обычным философам не дано созерцать Бога в сверхразумном мистическом экстазе.

Ибн Рушд (1126-1198)

В 9 веке с расширением границ мусульманского мира многие образованные католики подвергаются его влиянию. Одним из таких людей был житель Испании и приближенный к Кордовскому халифу человек Ибн Рушд, известный под латинской транскрипцией – Аверроэс.

Благодаря своей деятельности при дворе (комментирование апокрифов философской мысли) он заслужил прозвище Комментатора. Ибн Рушд превозносил Аристотеля, утверждая, что только его надо изучать и истолковывать.

Основной работой его считается «Опровержение опровержения». Это полемическое произведение, опровергающее «Опровержение философов» Аль-Газали.

К характеристикам арабской средневековой философии времени Ибн Рушда относится следующая классификация умозаключений:

  • аподиктические, то есть собственно научные;
  • диалектические или более или менее вероятные;
  • риторические, которые дают лишь видимость объяснения.

Таким образом, вырисовывается и деление людей на аподиктиков, диалектиков и риториков.

К риторикам можно отнести большую часть верующих, довольствующихся простыми объяснениями, которые усыпляют их бдительность и тревожность перед неизвестным. К диалектикам можно отнести таких людей, как Ибн Рушд и Аль-Газали, а к аподиктикам - Ибн Сину и Аль-Фараби.

При этом противоречия между арабской философией и религией в действительности не существует, оно появляется от невежества людей.

Познание истины

Священные книги Корана считаются вместилищем истины. Однако, как утверждает Ибн Рушд, Коран содержит два смысла: внутренний и внешний. Внешний выстраивает лишь риторическое знание, в то время как внутренний постигается лишь аподиктиками.

По мнению Аверроэса, предположение о сотворении мира создает массу противоречий, что ведет к ошибочному пониманию Бога.

Во-первых, считает Ибн Рушд, если предположить, что Бог является творцом мира, то, следовательно, ему чего-то не достает, что умаляет Его собственную сущность. Во-вторых, если мы Бог истинно вечен, то откуда берется понятие о начале мира? И если Он константа, то откуда в мире изменения? Истинное знание по Ибн Рушду включает в себя осознание совечности мира Богу.

Философ утверждает, что Бог знает лишь самого Себя, что ему не дано вторгаться в сущее материальное и производить изменения. Так выстраивается картина независимого от Бога мира, в котором материя – источник всех преобразований.

Отрицая мнения многих предшественников, Аверроэс говорит о том, что только в материи могут существовать универсалии.

Грань божественного и материального

По Ибн Рушду, универсалии принадлежат миру материальному. Он также не соглашался с трактовкой причинности Аль-Газали, утверждая, что она не иллюзорна, а существует объективно. Доказывая это высказывание, философ предложил мысль о том, что мир существует в Боге как единое целое, части которого неразрывно связаны друг с другом. Бог создает в мире гармонию, порядок, откуда и произрастает причинно-следственная связь в мире, а она отрицает любую случайность и чудеса.

Вслед за Аристотелем Аверроэс говорил, что душа является формой тела и поэтому после смерти человека тоже умирает. Однако умирает она не целиком, только ее животная и растительная души - то, что делало ее индивидуальной.

Разум

Разумное начало вечно по Ибн Рушду, оно может быть приравнено к божественному разуму. Так, смерть превращается в приобщение к божественному и безличному бессмертию. Отсюда вытекает, что Бог не может общаться с человеком в силу того, что просто не видит его, не познает его как индивидуальность.

Ибн Рушд в своем экзотерическом учении относился довольно лояльно к мусульманской религии и утверждал, что, несмотря на явную ложность учения о бессмертии, не стоит говорить народу об этом, ведь народ этого не будет в состоянии понять и погрузится в полный аморализм. Религия такого рода помогает держать людей в ежовых рукавицах.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.