Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп: биография, творчество

Херлуф Бидструп - карикатурист из Дании, работы которого, искрометные, живые, показывают истину, изобличая пороки общества. Значительная часть его творчества посвящена борьбе с фашизмом.

бидструп херлуф

Биография

Херлуф Бидструп родился 10 октября 1912 года в Берлине. Он рисовал с самого раннего детства. Сам Херлуф вспоминает, что в детстве, стоило карандашам или мелкам попасть в его руки, он начинал рисовать. Иногда, засыпая, он пальцем выводил в воздухе "рисунки". Родители поощряли сына в его начинании. Отец, художник-декоратор и маляр, стал его первым учителем и критиком, он также расширил кругозор сына рассказами о различных странах, в которых ему довелось побывать. А рассказать было что. Еще до Первой мировой его отец, став маляром, уехал из Дании и жил, зарабатывая своим ремеслом. Он кочевал из страны в страну на протяжении двенадцати лет, проживая даже в таких странах, как Палестина и Египет, а потом, возвращаясь на родину, ехал через Германию. Там родители Херлуфа Бидструпа познакомились и полюбили друг друга.

Первая война

Херлуф Бидструп - свидетель двух мировых войн. Первая мировая вспыхнула, когда ему было все два года. В своих воспоминаниях он пишет, что помнит, как голодала его семья. Длительное время они питались только капустой кольраби. Отца подозревали в шпионаже и вскоре арестовали, поэтому, выйдя из тюрьмы, Бидструп решил уехать из страны с семьей. В Дании с продовольствием все было отлично, однако начались проблемы с жильем. Квартиру молодой семье удалось получить только через несколько лет. Скоро началась эпидемия испанки, которая едва не оставила будущего художника сиротой. В таких сложных условиях для ребенка лучшим утешением стал побег в мир фантазии.

херлуф бидструп карикатурист

Смех - лучший союзник

Еще в раннем детстве датский художник Херлуф Бидструп заметил, что его рисунки воспринимаются окружающими не так, как ему бы хотелось. Со временем, размышляя над этим, он стал понимать, какие именно элементы производят наиболее комичное впечатление. Позже он сознательно стал использовать их в своих работах, чтобы вызывать у зрителей смех. В школьные годы эта его способность еще более развилась, иногда он даже делал наброски на классной доске, развлекая преподавателей и одноклассников. Херлуф Бидструп рисовал портреты учителей и школьных товарищей и именно тогда понял, насколько сильной может быть удачная карикатура.

датский художник херлуф бидструп

В чем суть карикатуры?

Такие рисунки отличаются сознательным преувеличением, которое часто воспринимается как искажение, однако карикатурист Херлуф Бидструп никогда не искажал действительность. Карикатура должна создавать у зрителя впечатление такое же, какое у художника произвел живой объект. Легко понять, что двумерный черно-белый рисунок, который, к тому же, значительно уменьшен, вряд ли сможет произвести впечатление реального объекта, поэтому потерянное должно быть возмещено другим способом.

Херлуф Бидструп рассказывает, что карикатура, сделанная на политического противника, является наиболее удачной в случае, когда изображает не только внешний вид конкретного лица, но и проводимую им политику. Да и основной удар ведется именно по ней, а не по личности человека. Например, если герой карикатуры - буржуазный или социал-демократический политический деятель, его можно изобразить жирным, самодовольным и в целом непривлекательным. В таком случае карикатура является иллюстрацией того, что такая политика приводит к голоду и обнищанию трудящихся. Карикатурист всегда должен помнить, что его работы должны отражать оригинал даже полнее, чем фотография.

Херлуф Бидструп признается, что рисовать карикатуру очень трудно. Он говорит, что в этом деле не помогут линейки и угольники, не главное даже художественный талант, ведь суть такого изображения не в красоте. Видя неудачную карикатуру, многие оправдывают промах художника, говоря, что она не должна быть похожа на оригинал. Однако Херлуф Бидструп непреклонен: если карикатура не попала точно в цель, значит, она уже не имеет права так называться.

комиксы херлуфа бидструпа

Образование

Херлуф Бидструп вспоминает, что его будущее определилось как бы само собой, после того как он десять лет провел в школе и хорошо сдал выпускные экзамены. Постепенно карандаши в его руках сменились масляными красками. В старших классах общей школы он стал посещать художественное училище, где изучал проекцию, геометрию, законы перспективы. Все это было подготовкой, необходимой для поступления в Академию художеств. После окончания школы Бидструп еще год занимался в художественном училище.

Королевская Академия художеств оказалась не такой уж неприступной и приняла юного карикатуриста. Бидструп вспоминает, что ему сложно было рисовать с натурщиков. Ему не удавалось сохранять интерес к объектам, которые каждый день часами стояли не двигаясь, словно статуя. Все рисунки, сделанные в свободное время, были изображениями людей в движении. В кармане будущего карикатуриста всегда имелся блокнот, в котором он делал наброски всего, что видел в течение дня.

Во время учебы Бидструпа в Академии художеств обострилось политическое положение в мире. Именно в те годы произошел поджог рейхстага в Берлине, пришел к власти Гитлер, а Димитров героически боролся с фашистами на Лейпцигском процессе. Эти события живо интересовали студентов Академии.

херлуф бидструп биография

Поиск стиля

После окончания Академии Херлуф Бидструп вновь столкнулся с реалиями жизни. Что делать молодому живописцу? Он решил, что самое важно - это поиск собственного стиля. Да и само время диктовало правила: наступил век индивидуализма, где каждый художник обязан был оставить след в живописи, показать свою примечательность. На короткое время он был очарован лозунгами абстракционистов, многие из которых учились с ним на одной скамье. Абстрактная живопись - это возможность выразить свою индивидуальность без особых затрат времени. Приверженцы этого "лагеря" считали, что нет смысла стараться отобразить действительность, если с помощью фотоаппарата можно сделать это за долю секунды и в десятки раз точнее. А вот абстрактная картина - это чистое произведение искусства. Однако Херлуфа Бидструпа, интересующегося, прежде всего, именно живым человеком, лозунги абстракционистов привлекали только из-за того, что путем создания реалистичных изображений он не мог отразить действительность и свои волнения: фашизм и опасность новой войны.

Первые публикации

Конечно, Бидструп мог бы начать писать картины, призывающие к миру, однако вероятность того, что их удастся экспонировать на многолюдных выставках, была практически нулевой. Кто станет выставлять молодого, неизвестного художника? К тому же большинство жителей Дании не посещали выставок, ведь в последние годы там выставлялись в основном результаты экспериментов художников.

Как-то вечером Бидструп сидел у радиоприемника и слушал речь Гитлера, эмоциональную, истерическую. До эпохи телевидения было далеко, но молодой художник настолько живо представил себе оратора, что тут же сделал несколько набросков. Результатом этой работы стала первая серия рисунков. Антифашистский журнал "Культуркампен" опубликовал карикатуры на Гитлера. Под ними напечатали цитаты из этой речи, а серия получила общий заголовок "Рисунки Бидструпа. Текст Адольфа Гитлера". Позже этот журнал публиковал многие другие антифашистские рисунки Херлуфа.

бидструп херлуф творчество

Наследие

Прошло еще немало лет, прежде чем Херлуф Бидструп получил признание. Он оставил потомкам больше пяти тысяч рисунков, которые издавались целыми книгами. В СССР они издавались огромными тиражами, так как он считался прогрессивным художником, изобличающим пороки и язвы капитализма. Он стал почетным членом Академии художеств СССР. Умер знаменитый карикатурист в 1988 году в городе Аллерёде (Дания). Ему было 76 лет. Вклад Бидструпа в развитие карикатуры сложно переоценить. Более того, он добился того, что этот вид искусства может даже больше, чем другие, влиять на общественное мнение и формировать его.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.