Телемедицина – это что такое? Телемедицина в системе здравоохранения

Телемедицина – это результат достижений телекоммуникационных технологий в области здравоохранения. Такое явление помогает поднимать эффективность лечения, ровно как и диагностику, на качественно новый уровень. Благодаря телемедицинским технологиям можно, к примеру, оказывать высококвалифицированную и своевременную медицинскую помощь удаленным больным. Кроме того, за счет такого метода доктора способны определить диагноз на основании полученных посредством электронной почты, к примеру, изображений рентгеновских снимков или каких-либо лабораторных и инструментальных исследований пациента.

телемедицина это

Учитывая то, что основная часть узких специалистов выполняет свою работу в специализированных медицинских заведениях крупных городов, это приводит к некоторой централизации врачебной помощи. Правда, достижения телемедицины устраняют потребность в физическом присутствии врача на месте.

Что такое телемедицина?

Телемедицина – это современный подход, который позволяет осуществлять консультации докторов со своими пациентами, которые находятся в самых отдаленных районах и уголках страны. При этом в целях проведения консультаций тяжелых больных врачи могут полагаться не только на собственный опыт. За счет телемедицинских технологий доктора и специалисты имеют возможность слушать лекции, которые проводят известные ученые касательно самых актуальных проблем в здравоохранении и медицинской науке. Кроме того, благодаря этому удается поддерживать профессиональный контакт с ведущими мировыми научными и исследовательскими центрами, а также с коллегами из тех или иных районных больниц наряду с ведущими специалистами областных поликлиник. Крайне привлекательной является возможность применения технологий видеоконференций, которые позволяют обеим сторонам осуществлять живое общение в видеорежиме. Телемедицина в системе здравоохранения набирает все большую популярность.

Необходимость в совете коллег

Когда доктор сталкивается лицом к лицу со сложным случаем в своей практике, он, как правило, советуется и консультируется с коллегами. Зачастую появляется потребность общения с докторами не только со своего места работы, а со специалистами из других медицинских учреждений, как в России, так и за границей. При этом врачи обмениваются снимками, медицинской документацией, видеоизображениями и так далее. На фоне современного уровня развития информационных технологий стал возможен обмен электронными версиями различных документов, а также общение при помощи интернета, ровно как и проведение различных видеоконференций.

Немного истории о телемедицине в системе здравоохранения

По сути, телемедицина – это не такое уж новое явление, как может показаться. На самом деле, сама идея осуществления дистанционной медицинской помощи появилась еще сто лет назад. Именно в то время сразу после изобретения телефона люди предпринимали попытки передачи звучания тонов сердца для того, чтобы специалисты на другом конце провода могли оценить фактическое состояние здоровья пациента.

телемедицина в россии

После того, как во второй половине прошлого века началось активное освоение космоса, появилась необходимость удаленного мониторинга физиологического состояния космонавтов. Именно тогда и стали появляться первые телеметрические системы, нашедшие впоследствии свое применение в авиации, спорте и военной медицине в том числе. То есть российская телемедицина существует давно.

50-е годы. Первые шаги

В пятидесятые годы прошлого столетия канадский врач Ютрас первым передал видеоизображение из клиники на свой домашний приемник. Впоследствии он разработал телемедицинскую систему, которая связала две больницы в Монреале для проведения телерадиологической диагностики. Тогда же студентам-медикам Психиатрического института в США впервые была осуществлена удаленная демонстрация больных, страдающих неврологическими заболеваниями. Но самым ярким достижением тех лет стала передача рентгенограммы легких из Америки в Канаду посредством коаксиального кабеля. Технологии телемедицины уже тогда применялись.

Развитие в 70-е

В семидесятые годы прошлого века было разработано огромное количество телеметрических систем, а также приборов для различных сфер медицины. Преимущественно это были те или иные экспериментальные устройства, которые применялись в частных случаях.

телемедицина в системе здравоохранения

И, наконец, наиболее важным этапом в развитии телемедицины стало возникновение мобильных станций, которые позволяли предоставлять дистанционную помощь в удаленных районах при помощи спутниковых технологий. Благодаря такому проекту медицинская помощь была оказана почти четырем тысячам человек, которые, вероятнее всего, ее попросту не получили бы, при отсутствии развития соответствующих технологий.

Задачи телемедицины в современном мире

На сегодняшний день такое явление, как телемедицина в России преследует ряд следующих задач:

  • Регулярное проведение профилактического обслуживания населения.
  • Максимально возможное снижение стоимости медицинских услуг.
  • Возможность проведения обслуживания удаленных субъектов наряду с устранением изоляции.
  • Рост качества медицинского обслуживания.

Телемедициной можно назвать направление, которое находится на стыке нескольких областей таких, как телекоммуникации, информационные технологии и образование. Для России это направление достаточно новое.

Потребность медицины в информационных стандартах

Компьютерные системы, чья деятельность направлена на сбор, обработку и проведение анализа медицинской информации сегодня являются особенно актуальными для всех структур здравоохранения в нашей стране. Наряду с этим, такие факторы, как ориентирование на решение узких, локальных вопросов наряду с отсутствием стандартных приемов хранения, передачи и преобразования медицинских сведений в едином информационном пространстве являются заметными препятствиями на пути к проведению эффективного процесса информатизации здравоохранения.

российская телемедицина

В результате этого рождаются противоречия между постоянно увеличивающимися информационными потребностями и качеством соответствующего обеспечения организаций по здравоохранению.

Стандартизация

На данный момент важно признать, что главную роль для успешного внедрения телемедицина в здравоохранении играет стандартизация. За последние десять лет наибольшие усилия специалистов, которые работают в области медицинской информатики, были сосредоточены на двух главных предметных темах, а именно на стандартизации врачебной терминологии и передаче данных.

Концепция стандартов телемедицины

Концепция функциональных стандартов телемедицины в России требует решения следующих задач:

  • Медицинская информационная система нуждается в том, чтобы в ее состав входили исключительно те компоненты, которые разрабатываются одним производителем. Такая необходимость объясняется тем, что на данный момент большое количество врачебной техники оснащается компьютерами с личным программным обеспечением. Но подобные программы либо не могут общаться с другими компонентами, либо ведут диалог в своем формате, поддерживая тот или иной стандарт обмена данными. Внедрение единого стандарта в отношении обмена информацией позволило бы устранить проблемы внутри информационной системы.
  • На сегодняшний день наблюдается завершение периода автономных компьютерных систем в сфере медицины, которые разрабатываются отдельными подразделениями в целях решения тех или иных задач. Сейчас наступает другой период, когда начинают взаимодействовать между собой медицинские компьютерные системы. Стандарты информационных технологий делают возможным обмен информацией не только внутри конкретной системы, но и по отношению к внешним базам в том числе. Это помогает взаимодействовать региональным медицинским учреждениям с крупными центрами, а также российским организациям с иностранными.

технологии телемедицины

  • Современные стандарты приводят к облегчению внедрения в медицинскую сферу информационных технологий. Благодаря использованию программного обеспечения, которое поддерживает эти стандарты, и оборудования для телемедицины, лечебные учреждения будут обладать возможностью постепенного внедрения информационных систем, начиная с каких-либо отделов, заканчивая постепенным созданием структур большого масштаба.
  • Программное обеспечение, которое поддерживает современные стандарты, может дольше не устаревать и легко модернизироваться, а также обновляться. Как показывает практика, такой тип обслуживания работает стабильнее. К тому же он на порядок дешевле, ввиду того, что введение стандартов способно вызывать рост конкуренции на рынке программного обеспечения.

Перспективы телемедицины

Для различных медицинских организаций внедрение технологий телемедицины может означать скорое сокращение количества визитов пациентов и их продолжительности пребывания в стационаре. Кроме того, это ведет к возможности оказания медицинской помощи персонализированного характера, диагностике болезней, а также к общему повышению качества обслуживания. Все это, разумеется, может повлечь сокращение затрат, а значит, повышение прибыли.

Мониторинг в домашних условиях

В свою очередь, пациенты могут проводить мониторинг своего состояния здоровья в домашних условиях, а также получать узкоспециализированную врачебную помощь, даже в том случае, если они находятся в удаленных регионах. Помимо всего прочего телемедицина дает возможность осуществлять контроль приема лекарственных средств, что также значительно повышает качество жизни пациентов.

Постоянное совершенствование

Постоянное развитие все новых технологий, к примеру, интернета и 5G, вносят дополнительный вклад в бесконечное совершенствование системы телемедицины, ровно, как и мобильных решений для системы здравоохранения. Поэтому вовсе неслучайно, что уже сейчас увеличивается количество компаний, которые занимаются разработкой тех или иных мобильных решений в сфере здравоохранения. К ним можно отнести различные устройства, предназначенные для занятий фитнесом и поддержки здорового образа жизни, а также всевозможные приборы, которые используются для амбулаторных исследований, например, тонометры, электрокардиографы, глюкометры наряду с решениями для проведения дистанционной передачи медицинских сведений.

Проблематика развития телемедицины

Несмотря на актуальность и удобство, а также невероятный прогресс компьютерных технологий в современном мире, в функционировании телемедицины существует ряд проблем, которым непременно следует найти решение. Итак, речь идет о следующем:

телемедицина в здравоохранении

  • Существуют проблемы обеспечения стандартизации и совместимости компьютерных устройств наряду с технологиями, которые применяются в области телемедицины.
  • Наблюдается недостаточность развития нормативной базы, ровно как и отсутствие международных стандартов, что в результате приводит к большому количеству некачественных и ненадежных решений.
  • Отсутствие готовности пациентов к применению нового типа медицинского обслуживания, что в некоторой степени связано с предыдущей проблематикой.
  • Некоторые трудности с защитой и конфиденциальностью данных.
  • Еще одна проблема заключается в том, что услуги телемедицины на сегодняшний день не в полной мере покрываются страховкой.

Все вышеперечисленные трудности заметно сдерживают дальнейшее развитие рынка телемедицины, поэтому требуют скорейшего решения.

В заключение

Таким образом, на сегодняшний день предметом телемедицины РФ является передача медицинских сведений между отдаленными друг от друга точками, в которых находятся врачи, пациенты, либо другие провайдеры помощи. Когда речь идет о телемедицине, то следует понимать, что подразумевается использование и применение телекоммуникаций в целях связи специалистов с больницами, клиниками, другими врачами, которые оказывают первичную помощь различным пациентам, находящимися в это время на определенном расстоянии. Проводится подобный контакт для осуществления диагностики, консультации либо лечения, а также непрерывного обучения в сфере здравоохранения.

телемедицина оборудование

Мы рассмотрели, что это – телемедицина.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.