Основная религия Византии. Роль религии в византийской цивилизации

После смерти римского императора Феодосия в 395 году произошло окончательное оформление раскола великой Римской империи. Но сами византийцы считали себя римлянами, хоть и говорили на среднегреческом языке. И так же, как и в Риме, здесь нашло распространение христианство, но в силу определённых объективных исторических условий оно имело свои отличия.

византии религия

Роль религии в византийской цивилизации нельзя переоценить. Она не только была одним из основных факторов, влияющих на духовную культуру византийского общества, уклад жизни его граждан, но и являлась ещё одним центром распространения монотеистической религии для других народов.

Возникновение монашества в Византии

Христианство на территории всей Римской империи возникло в I веке нашей эры. Уже во 2-3 веке наметилась тенденция появления церкви и клира. Появляются священнослужители, которые выделяются из всей массы верующих. Первоначально это выражалось в подвижничестве. Основной идеей было достижение праведности через самоотречение и смирение.

Основал монашество Антоний Великий. Он раздал своё имущество и местом своего обитания выбрал гробницу. Питаясь одним хлебом, он посвятил свою жизнь изучению Писания и размышлению над ним.

Государственная религия

Христианство как государственная религия Византии было признано императором Феодосием Великим. До этого христианкой в их семье была мать Елена. Такое религиозное рвение объясняется очень просто: христианство, учащее смирению, было ещё одним рычагом воздействия на народ, помогая удерживать его в подчинении и заставляя его безропотно сносить гнёт византийского государства.

территория византии

Этим и объясняется поддержка государства. Практически сразу же у церкви начала складываться сложная и разветвлённая иерархия. Чем обеспечивалось могущество христианской церкви в Византии? Отвечая на этот вопрос, необходимо отметить следующее: церкви стали принадлежать огромные земли, на которых работали рабы, колоны и мелкие арендаторы. От налогов духовенство освобождалось (кроме поземельного).

Вдобавок к этому высшие церковные иерархи имели право суда над клириками. Эти условия и обеспечивали слаженную работу христианской церкви – основной идеологической машины византийского государства. Но ещё большую мощь Церковь обрела в Византии при Юстиниане. Значение такого разворота исторических событий слишком велико, чтобы обойти их вниманием.

Император Юстиниан

По старой доброй традиции, в Римской империи армия часто возводила на трон своих любимчиков. Так свою власть в Византии получил император Юстин. Своего племянника, выходца из бедной крестьянской семьи, он сделал соправителем, который потом будет известен в истории как император Юстиниан.

византия при юстиниане

Это был умный политик, мастер интриг и заговоров, реформатор и жестокий тиран. Он мог ровным и тихим голосом приказать казнить десятки тысяч невинных. В этой неординарной исторической фигуре, свято верящей в собственное величие, и нашла христианская церковь в Византии своего главного заступника и щедрого кормильца.

Ему под стать была и его супруга Феодора. Она активно вмешивалась в управление государством и больше всего на свете любила только власть.

Именно Юстиниан окончательно запретил языческие обряды на территории Византии.

Император в церковных делах

Роль императоров в церковной жизни была значительной, и это всячески подчёркивалось в различных внешних проявлениях. Как один из наиболее ярких примеров – золотой трон императора в церкви всегда соседствовал с троном патриарха. К этому можно добавить и его личное участие в некоторых ритуалах. На пасхальную службу он появлялся в бинтах, и сопровождали его 12 спутников. С 10 века императорской особе доверяли кадило с ладаном в течение всей рождественской службы.

Религия Византии подчёркивала значимость императоров не только во время службы. Все решения Вселенского собора подписывались главой светской власти, а не патриархом.

роль религии в византийской цивилизации

Под конец существования Византийской империи роль патриарха значительно возросла, и все решения приходилось делать с оглядкой на его мнение. Но Византия при Юстиниане хоть и кипела от недовольства его политикой, всё же верховную власть правителя не оспаривала. Критику широких народных масс вызывало показное богатство Церкви и те гонения, которые она устроила инакомыслящим людям.

Еретические учения в Византии

Территория Византии была местом, где тесно переплелись восточная и западная культуры. Христианская религия возникла как одно из восточных вероучений и нашла отклик первоначально у представителей восточных народов. По мере её продвижения среди греков и римлян начался конфликт взглядов на сущность и роль Бога-отца и его сына Иисуса Христа. Яркой тому иллюстрацией является сбор императора Константина и духовенства в Никее в 325 г. н. э. Император Константин на тот момент оставался ещё язычником, но он пытался разобраться в особенностях вероучения, которое он только недавно легализовал. На сборе детально рассматривались и взгляды «еретиков Ариана», отрицавшие божественность Христа.

С представителями основной религии Византии спорили и представители других еретических учений: монофизисты, несторианцы и возникшие в 9 веке павликианцы. Необходимо кратко охарактеризовать каждую из этих сект.

  • Монофизисты считали Бога-Отца, Сына и Святого Духа единым и неделимым. Этим они отрицали человеческое во Христе.
  • Несторианцы отвергали догмат о троичности Бога. Христос ими рассматривался как обычный человек, но временно получивший божественный разум.
  • Павликианцы. Это секта утверждала, что Бог создал небесную сферу, а все остальное и материальное произошло благодаря стараниям Диавола. Мать Христа почитать не стоит: она обычная земная женщина.

Основная религия Византии, учащая смирению и миролюбию, подвергала гонениям вероотступников, позволивших себе критиковать её алчность и имеющих собственные взгляды.

государственная религия византии

Борьба с еретиками

Церковь усиленно боролась с различными ересями и суевериями, иногда объявляя безбожниками и отлучая от церкви. Кстати, отлучению подлежали даже те, кто три раза подряд не являлся на воскресную службу. На территории Византии этого было достаточно, чтобы объявить человека безбожником и отлучить от церкви. Вводились также запреты на языческие обряды и праздники. Но когда церковные иерархи видели, что не могут искоренить языческие праздники и традиции, тогда основные события из жизни Христа становились церковными праздниками, отмечавшимися в один день с языческими и впоследствии заменяли их.

Христианство – основная религия Византии, она постепенно вытеснила пережитки прошлого, но полностью искоренить суеверия разных народов не удалось и по сей день.

«Ника»

Наличие агрессивных соседей, имперские амбиции и роскошь государственного аппарата требовали все больше средств. Это тяжким бременем ложилось на простых людей, почувствовавших на себе повышение налогообложения. Византия при Юстиниане пережила масштабное, но неорганизованное народное восстание, главным итогом которого являлось истребление свыше 30 тысяч человек.

Главным и излюбленным развлечением византийцев были конные скачки на ипподроме. Но это был не просто спорт. Четыре команды колесниц были ещё и политическими партиями, и выразителями интересов различных слоёв населения, потому что именно на ипподроме народ видел своего императора и, по давно сложившейся традиции, предъявлял свои требования.

Было две основные причины народного возмущения: повышение налогов и преследование еретиков. Не дождавшись вразумительных ответов на свои вопросы, люди перешли к активным действиям. Выкрикивая «Ника!», они стали громить и поджигать правительственные дома и даже осадили дворец Юстиниана.

православная церковь в византии

Жестокое подавление восстания

Положение христианской церкви в Византии, поддерживающей императора, высокие налоги, несправедливость чиновников и множество других факторов, которые долгими годами копились, привели к огромной народной ярости. И Юстиниан поначалу даже был готов бежать, но его жена Феодора не позволила этого.

Воспользовавшись тем, что в лагере восставших не было единства, на ипподром вошли войска и жёстко подавили бунт. А далее последовали казни. Византия при Юстиниане медленно, но верно вступала в полосу упадка.

Разделение христианской церкви на католицизм и православие

1054 год окончательно закрепил и оформил раскол единой христианской церкви на две традиции: западную (католицизм) и восточную (православие). Корни этого события следует искать в противостоянии глав двух церквей – римского папы и византийского патриарха. Различия по вопросам догматики, канонам и литургии были лишь внешним проявлением.

Было ещё одно существенное отличие церквей Запада и Востока. Церковь в Константинополе находилась в зависимом положении от императора, тогда как на Западе папа римский имел больший политический вес и влияние на свою коронованную паству. Однако византийские церковные иерархи не желали мириться с таким положением вещей. Глава христианской церкви в Византии в ответ на отлучительную грамоту, которую возложили легаты папы римского в соборе Святой Софии, предал анафеме легатов.

Это яркое историческое событие разделило «братьев во Христе».

положение христианской церкви в византии

Иконоборческое движение в Византии

Религия Византии оказывала огромное влияние на все сферы жизни из-за существующего идеологического влияния церкви. Это не устраивало военное сословие. В их среде уже наблюдалась жёсткая и бескомпромиссная борьба за земли и право назначать ренту проживающим там крестьянам. И этих ресурсов явно не хватало на всех, поэтому фемная знать хотела заполучить и церковные земли. Но для этого было необходимо выбить идеологическую основу влияния духовенства.

Повод был очень быстро найден. Началась целая кампания под лозунгом борьбы с почитанием икон. Это была не Византия при Юстиниане. В Константинополе правила другая династия. Сам император Лев III открыто включился в борьбу против почитания икон. Но это движение не нашло отклика в широких народных массах. Торгово-ремесленные круги поддержали церковь – их не устраивало усиление знати.

Император Константин V действовал уже более решительно: он конфисковал часть церковных сокровищ (и провёл секуляризацию), которые потом раздавал знати.

Падение Константинополя

Православная церковь в Византии под конец существования империи как никогда укрепила свою власть и влияние. Страна в это время была обескровлена междоусобицами. Византийские императоры пытались наладить отношения с Западной Церковью, но все попытки встречались враждебно со стороны представителей высшей православной иерархии.

Взятие Константинополя крестоносцами ещё больше добавило раскола. Константинополь не принимал участия в грабительских Крестовых походах, предпочитая зарабатывать огромные барыши на своих братьях по вере, предоставляя им свой флот и продавая товары, необходимые для такой солидной военной кампании за огромные деньги.

Тем не менее Восточная Православная Церковь затаила огромную обиду за потерю Константинополя и за то, что западные страны не поддержали православных против турков-сельджуков.

глава христианской церкви в византии

Заключение

Христианизация Европы происходила из двух центров: Константинополя и Рима. Религия Византии, её культура и богатство, а самое главное - власть, которой пользовались её императоры, в конце концов вскружила голову и русским князьям. Они видели весь этот блеск, роскошь и мысленно примеряли всё на себя. Языческое мировоззрение, традиции предков, для которых были чуждо раболепие и смирение, не позволяли князьям и части особо приближенной знати развернуться в полную мощь. Кроме этого, религия монотеистического типа позволяла мобилизовать население в едва только начинающийся процесс собирания русских земель в единое государство.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Как уж там в Древней, почившей Византии укреплялось Христианство, в принципе ясно, тем более нового то ничего не было-догматы переняты были, с небольшой ревизией и сменой имени главного героя с Осириса на Иисуса из Древнего Египта. Гораздо интереснее мотивы принятия Византийской веры на Руси. Почему-то упор делается на блеск и роскошь вскруживший голову князя Владимира. Мелко для князя, он мыслил государственно-власть, помощь Византии в строительстве храмов и финансировании.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.