Успешные угоны самолетов в СССР

Во времена Советского Союза широкое развитие приобрела сфера самолётостроения, чем не могли не воспользоваться криминальные личности, вследствие чего зафиксировано несколько случаев успешных угонов самолётов в СССР.

Начало эпопеи с попытками угона самолета

Первый угон самолета в СССР состоялся 15 октября 1970 года. С аэродрома приграничного Батуми взлетел Ан-24, приняв на борт 46 пассажиров. Первые кресла у кабины экипажа занимал армейский капитан в форме с подростком. Спустя десять минут они вручили стюардессе конверт: «Передайте командиру!».

Пока бортпроводница рейса 244 19-летняя Надежда Курченко читала послание, предписывающее экипажу следовать по указанному маршруту и прекратить связь, человек в военной форме встал и обратился к пассажирам: «Приказ генерала Крылова», – командным голосом произнес мужчина, – «Советская власть на борту сейчас закончится!» – и указал на часы, которые показывали 12:40.

Так начала свой отсчет новая беда в истории гражданской авиации СССР – захват воздушного судна. Первыми советскими террористами стали Пранас Бразинскас с сыном Альгирдасом.

События развивались стремительно. Стюардесса бросилась к экипажу и крикнула: «Нападение!». Злоумышленники ринулись за ней. «Не вставать!» – предупредил пассажиров Альгирдас и достал гранату, – «Или подорвем всех!». Девушка попыталась перекрыть им дорогу, но Пранас двумя выстрелами из обреза устранил преграду.

Отец с сыном ворвались в кабину и начали расстреливать экипаж. Командиру пуля угодила в позвоночник. Бортмеханику повредило грудь, а штурман получил легочное ранение. Невредимым оказался лишь второй пилот. Позднее угонщики пояснили, что договорились заранее нейтрализовать троих летчиков, а одного оставить для управления самолетом.

Террористы потребовали лететь в Турцию и оборвали радиосвязь, но летчики успели отослать в эфир сигнал бедствия. Парализованный командир отдал приказ второму пилоту выполнить требование преступников, спасая пассажиров рейса. Правда, пилоты пошли на хитрость и предприняли попытку сделать посадку на армейском аэродроме Кобулети, но злоумышленники раскусили манёвр. Воздушное судно взяло курс на турецкий Трабзон. Спустя несколько минут машина пересекла границу на бреющем полете.

угоны самолетов в ссср

Заграница нам поможет

Едва приземлившись, Бразинскасы сдались турецкому правосудию. Раненым летчикам в аэропорту была оказана врачебная помощь, а пассажирам предложено политическое убежище, но желающих не оказалось. Самолет возвратили в СССР. А террористов турецкое государство напрочь отказалось выдавать. Преступников осудили на месте и дали Пранасу Бразинскасу восемь лет заключения, Альгирдасу – два. Спустя всего два года старший Бразинскас попал под амнистию, и вдвоем с сыном они добрались сначала до Венесуэлы, а следом до Соединенных Штатов. Террористы поменяли фамилии на американский манер и выбрали местом жительства Санта-Монику, где зарабатывали на жизнь малярными работами.

На чужбине беглецы счастья так и не обрели, а дурную славу – с лихвой. Спустя 32 года после угона о них вновь заговорила мировая пресса. Поводом для шумихи стала гибель старшего Бразинскаса. Его убил собственный сын в пылу семейного скандала. Восемь ударов гантелей по голове отца – достаточная вина, чтобы суд присяжных упрятал Альгирдаса на 16 лет за решетку.

По-иному сложилась судьба других участников злополучного рейса. Надежда Курченко была удостоена посмертно ордена Красного Знамени. После капремонта на узбекских авиалиниях АН-24 продолжил службу с фотографией отважной стюардессы на борту.

Последствия и статистика захватов

Были ли еще предприняты попытки угона самолета? Ведь первый угон не принес ожидаемых результатов. Все же закончилось далеко не так, как предполагали отец с сыном. Но, к сожалению, пример Бразинскасов не научил потенциальных террористов ничему, а принес только горькие плоды. Спустя буквально несколько дней случился очередной случай угона самолета в СССР. Сценарий действий террористов повторился. Снова двое с оружием и снова требование лететь в Турцию. Советская пресса умолчала о рецидиве, наученная горьким опытом публикации подробностей предыдущего угона. Таким образом, очередные угонщики именно из газет получили пошаговую инструкцию, как захватить самолет. Поэтому на подобные статьи наложили вето, чтобы не порождать новоиспеченных воздушных террористов.

«Аэрофлот» вынужден был уделить особое внимание безопасности рейсов. Аэровокзалы оснастили металлоискателями. Был введен посадочный досмотр, приграничные рейсы обязали сопровождать «людей в штатском», вооружился экипаж. А Уголовный кодекс СССР пополнился статьей «Угон воздушного судна».

Сколько угонов самолетов было в СССР? Печальная статистика советских и российских пассажирских авиалиний приводит следующие данные:

  • попытки захвата – 91;
  • успешные угоны – 26;
  • погибшие – 111 пассажиров и членов летного состава;
  • ликвидировано – 17 террористов.

угон самолета ссср 1983

Бомба в контрабасе

Международный женский день 1988 года омрачился трагическим событием, произошедшим на борту Ту-154, совершавшим перелет маршрутом Иркутск – Курган – Ленинград. Нинель Овечкина, обладательница высшего женского звания «Мать-героиня», под прикрытием гастрольной поездки везла в город на Неве 10 своих детей.

Участники известного на всю страну ансамбля «Семь Симеонов» готовили праздничный «сюрприз» многодетной мамаше и поведали об угоне только на борту самолета. «Подарки» были спрятаны в футлярах и музыкальных инструментах. Предполетный досмотр был проведен бегло, поскольку известность именитых детей притупила бдительность работников аэропорта. В результате у террористов появилась возможность доставить на борт 2 ружейных обреза, около ста патронов и бомбы-самоделки.

Попытка угона самолета в СССР семьей Овечкиных провалилась. Авиалайнер посадили на армейском аэродроме и взяли штурмом. Во время штурма погибли пять террористов. Мать и четверо сыновей, поняв обреченность положения, решились на самоубийство. Мать приказала старшему сыну пристрелить ее и других братьев. Что он и сделал, выпустив напоследок последний патрон в себя. Среди погибших оказались стюардесса Тамара Жаркая и 3 пассажира. Ранеными и травмированными оказались 15 пассажиров, два милиционера и двое братьев Овечкиных.

попытки угона самолетов в ссср

Я уеду жить в Лондон

Уцелевшие и преданные суду остальные члены семьи Овечкиных дали показания о причинах и ходе событий сорвавшегося захвата самолета. Мать и её сыновья полагали, что их недооценивают в Советском Союзе. Будучи на гастролях в Японии, ансамбль «Семь Симеонов» имел грандиозный успех, и этот факт стал последней каплей, переполнившей чашу терпения дальнейшего пребывания на родине. По возвращении из турне Овечкины стали готовить побег за границу. Мать полностью одобряла их настроения.

Беспрепятственно пронеся оружие и взрывчатку на борт самолета, террористы принялись за дело. Поскольку свободных кресел было достаточно, Овечкины определили «базу» в хвосте салона. Они похвастались перед стюардессами своими артистическими фотографиями, чем расположили к себе персонал. На подлете к Вологде два взрослых брата, вооружившись обрезами и приказав остальным пассажирам не трогаться с места, через бортпроводницу передали требования к пилотам направляться в Лондон с угрозой применить взрывчатку.

Через 15 минут пилоты уведомили, что горючего хватит только на полтора часа полёта. Бортинженер вышел к террористам на переговоры и убедил в необходимости дозаправки Ту-154 якобы для посадки в Финляндии. На самом деле, самолет посадили на приграничном аэродроме Вещево, где и развернулся трагический финал эпопеи с угоном авиалайнера. Кстати, именно на кладбище этого поселка и погребены останки погибших Овечкиных. Безымянные холмики их могил могут показать только старожилы. Вот такой печальный финал истории людей, желающих что-то изменить в своей жизни. К сожалению, ими был выбран неправильный способ и они не могли остаться безнаказанными.

успешные угоны самолетов в ссср

Фильмы про угон самолета СССР

Некоторые угоны самолётов, произошедшие в Советском Союзе, даже были экранизированы:

  1. «Абитуриентка» — советский кинофильм. Экранизация угона самолета в СССР 1970 года – гибель бортпроводницы Надежды Курченко при захвате Ан-24 литовскими террористами. Режиссёр А. Мишурин (1973 год).
  2. «Заложники» — российско-грузинский кинофильм. Экранизация угона самолета в СССР в 1983 году. Режиссёр Резо Гигинеишвили (2017 год).
  3. «Мама» — российский кинофильм с Нонной Мордюковой в главной роли. Экранизация захвата самолёта семьёй Овечкиных в 1988 году. Режиссёр Денис Евстигнеев (1999 год).

В киноверсии "Мама" претерпели изменения фамилии персонажей (Овечкины – Юрьевы), название ансамбля («Семь Симеонов» – «Весёлая семейка»), число детей, в двух первых кинокартинах изменены сцены захвата и штурма. Режиссёрский и сценарный подход к интерпретации событий далёк от реальности. Киноленту про Овечкиных зрители не приняли по причине искаженной картины побудительных мотивов, толкнувших семью на преступление.

Бог в помощь

Террористов, совершивших захват Ту-134 в 1983 году, на путь истинный благословил тбилисский священник Теймураз Чихладзе. Внимая антисоветским проповедям святоши, часть его элитных и богемных молодых прихожан кинулась за рубеж с оружием в руках.

Изначально вооружение и боеприпасы на борт предстояло доставить самому Чихладзе, упрятав под рясу. Однако план пришлось поменять в последнюю минуту, поскольку отец Теймураз получил приглашение в загранпоездку по своим православным каналам. Заметив колебания священника, угонщики отказались от его услуг в захвате самолета.

«Благородное» собрание

Образовалась преступная группа из семи молодых людей:

  • Иосиф Церетели, 25 лет;
  • Каха Ивериели, 26 лет;
  • Паата Ивериели, 30 лет;
  • Гега Кобахидзе, 21 год;
  • Давид Микаберидзе, 25 лет;
  • Тинатин Петвиашвили, 19 лет;
  • Григорий Табидзе, 32 года.

Почти все злоумышленники оказались отпрысками влиятельных и преуспевающих родителей из категории так называемой «золотой» молодежи. Многие могли свободно выезжать за границу по турпутевкам, и остаться на Западе для них не составляло труда.

Тем не менее они пошли на преступление, движимые желанием прославиться на весь мир как «узники совести» и борцы с коммунистическим режимом.

Используя привилегированное положение на киностудии «Грузия-фильм», террористы ознакомились с учебной лентой для служебного пользования «Набат» о методах спецслужб при захвате воздушного судна. Как показали последующие события, группа угонщиков в своих действиях во многом руководствовалась сюжетом из секретных кадров.

Свадебный кортеж

В канун захвата Тинатин Петвиашвили и Герман Кобахидзе стали молодоженами. Среди гостей свадебного торжества оказалась Анна Варсимашвили, которая должна была выйти на дежурство международного пункта аэропорта в злополучный день. Заручившись добрым знакомством с ней, преступники вздохнули спокойно. Теперь проблема переправки оружия в самолет была решена.

Вооружение террористов составили 2 пистолета «ТТ», два «Нагана» и две учебные «лимонки» (не служившие в армии молодые люди о таких подробностях не догадывались и посчитали их боевыми).

18 ноября 1983 года угонщики через свою знакомую в аэропорту беспрепятственно прошли на борт авиалайнера без досмотра. Новобрачные и брачный кортеж не вызвали подозрений. По всему было видно, что компания отправляется в свадебное турне в Батуми. Помимо террористов, к группе присоединились их приятельницы Анна Мелива и Евгения Шалуташвили, не подозревавшие, во что их впутывают.

случаи угона самолетов в ссср

Первые жертвы угона самолета СССР 1983 года

С момента посадки были перепутаны все планы преступников. Пассажиров рейса в Батуми, обязанного выполняться на Як-40, пересадили на Ту-134.

Самолет оторвался от взлетной полосы в 15:43. Преступниками было задумано начало операции перед заходом на Батуми. Это соответствовало самому приближенному месту к турецкой границе. Но по причине непогоды и шквального ветра пилотам была дана команда возвращаться на дополнительный тбилисский аэродром, чего террористы знать не могли.

В 16:13 начался пик захвата. Заполучив в заложницы бортпроводницу и прикрываясь ею, часть воздушных пиратов направилась к пилотской кабине. Остальные угонщики занялись поиском «агентов КГБ». Вызвавшие у них подозрения двое пассажиров были тяжело ранены, а один убит наповал.

Вынудив стюардессу заставить летчиков открыть вход в кабину, террористы ринулись к пилотам и приказали повернуть машину на Турцию. Услышав отказ, Табидзе начал перестрелку, убив бортинженера и нанеся тяжелое ранение проверяющему. Не замеченный бандитами штурман из-за занавески открыл прицельный огонь и убил Табидзе. Тяжелораненый Церетели и другие уцелевшие террористы вынуждены были отступить в салон самолета. Во время отхода ранения получили еще двое угонщиков. В это время, превозмогая боль ранения, командир экипажа начал совершать крутые виражи, в надежде свалить с ног атакующих. Это привело к троекратному превышению нагрузок на плоскости авиалайнера.

Используя передышку, пилоты отправили тревожное сообщение и развернули самолет на Тбилиси. Тем временем отчаявшиеся угонщики устроили побоище на борту. Пристрелив для острастки одного из пассажиров и покалечив даже своих «подельниц», они стали измываться над стюардессами. В спустившихся сумерках Ту-134 приземлился на взлетную полосу тбилисского аэропорта.

удачные угоны самолетов в ссср

Развязка трагедии

На земле авиалайнер сразу же был оцеплен подоспевшими по плану «Набат» войсками. Воспользовавшись суматохой, две стюардессы покинули захваченный борт через багажный отсек, но одну настигла пуля, выпущенная из пистолета Микаберидзе. В открывшемся проеме люка он заметил, что находится на родной земле, и выстрелил в себя. У затаившегося неподалеку в засаде молоденького солдата сдали нервы от кошмарного зрелища, он сорвался из укрытия и ринулся по взлетной полосе прочь. Спецназовцы, приняв его за террориста, открыли шквальный огонь и буквально изрешетили беднягу. Несколько очередей прошлись по обшивке авиалайнера, но по счастливой случайности никто не пострадал.

После изнурительных безрезультатных переговоров, в которые, кроме руководства, высоких чинов республики и КГБ, призвали даже родителей террористов, был отдан приказ штурмовать самолет. Штурм прошел за восемь минут, не принеся ни одной жертвы.

угон самолета в ссср 1970

Последствия попытки захвата самолета

Итогом сорвавшегося захвата стала гибель двух пилотов и стюардессы, двух пассажиров и двоих угонщиков. Ранеными оказались 10 человек. Два летчика удостоились звания Героев, им вручены высокие правительственные награды.

После следственных действий, продлившихся более 9 месяцев, в отношении Чихладзе и братьев Ивериели и Кобахидзе была применена высшая мера наказания. Не дожил до приговора Иосиф Церетели, его нашли мертвым в камере сизо. Обстоятельства смерти остались невыясненными. Петвиашвили дали 14 лет тюремного заключения. После отказа о помиловании 3 октября 1984 года неудачливые террористы были расстреляны.

Как уже отмечалось, в Советском Союзе была проведена 91 попытка угона самолётов, из которых только 26 оказались успешными, и всё благодаря смелости и отверженности бортпроводниц и пилотов. Несмотря на разгулы террористов, в то время были люди, которые готовы были отдать собственную жизнь за других, это и поспособствовало значительному снижению удачных угонов самолетов в СССР.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.