Актуализация знаний - это что такое?

Актуализация знаний является важным этапом любого урока. Этот процесс заслуживает отдельного рассмотрения, так как именно от него зависит конечный результат обучения.

Определение

Актуализация знаний учащихся - это процесс, предполагающий преднамеренные и произвольные психические действия, направленные на извлечение из памяти школьников опыта и навыков, выявление умения пользоваться ими.

К примеру, можно осуществить проверку практических умений старшеклассников, проводя для этого на уроках химии небольшие эксперименты.

Этап актуализации знаний предполагает извлечение из кратковременной либо долговременной памяти чувств, желаний, мыслей.

В зависимости от специфики учебной дисциплины, такая проверка может быть неполной, трудной, легкой, избирательной.

актуализация знаний

Этапы урока

Актуализация знаний и умений является частью современного урока в рамках Федеральных государственных стандартов второго поколения. Основной дидактической задачей, которую преследует педагог, планируя занятие, является систематизация имеющихся у школьников знаний, навыков, умений, касающихся тематики урока.

Актуализация знаний – этап урока, который необходим для того, чтобы педагог мог переходить к объяснению нового материала.

Содержание этапа

Как достичь желаемого результата? Этап актуализации знаний направлен на организацию действий учеников, связанных с темой занятия. Педагог, проводя разнообразные опросы, выявляет уровень обученности. Для этого он использует устный и фронтальный опрос, работу с учебником, тематические диктанты.

Продолжительность такого опроса составляет 5-7 минут, а число заданий предполагается в диапазоне 5-10 штук.

Далее, на основе полученной информации учитель разрабатывает образовательную траекторию для своих воспитанников, при передвижении по которой они смогут приобрести новые навыки и умения.

Актуализация знаний позволяет учителю выявлять основные пробелы в знаниях, находить варианты их восполнения до того, как будет изучаться новый материал.

этапы урока актуализации знаний

Основные действия

Этапы урока, актуализация знаний в частности, предполагают следующие действия:

  • постановка перед школьниками задачи, справиться с которой можно только при наличии знаний по данной теме;
  • рассказ (беседа) учителя о практической и теоретической значимости материала, который планируется для рассмотрения;
  • историческая справка по рассматриваемому вопросу.

Для чего нужна актуализация знаний? Цель ее - в создании проблемной ситуации, при поиске способа решения которой школьники плавно переходят к рассмотрению новой темы.

ФГОС предполагает подведение школьников к самостоятельной формулировке темы, выявлению цели занятия. Этому в полной мере способствует предварительная актуализация знаний, которая является составной частью уроков проблемно-развивающего вида.

После того как будет выявлена основная задача, можно переходить к составлению плана предстоящей деятельности. Учитель является координатором работы, но основная нагрузка ложится на самих школьников.

Некоторые педагоги убеждены в том, что актуализация знаний - это опрос. Психологи отмечают, что это разные понятия. Актуализация предполагает сосредоточение детского внимания, осознание школьником важности предстоящей работы, побуждение к активной деятельности.

актуализация знаний цель

Варианты проведения

Как можно достичь желаемого результата? Существуют различные способы актуализации знаний:

  • провести терминологический проверочный диктант;
  • использовать краткий фронтальный, письменный, устный, а также индивидуальный опрос по теме, целью которого станет активизация мыслительной деятельности школьников;
  • применить опорные конспекты Шаталова;
  • провести повторное разъяснение материала.

Моменты, перечисленные выше, составляют единую методическую структуру.

Каковы основные задачи этапа актуализации знаний? Предполагается обобщение фактов, установка связи старых знаний с новыми данными.

В процессе такой деятельности формулируется проблемная ситуация, применяются приемы и средства, позволяющие подготовить ребят к самостоятельной деятельности.

На втором этапе происходит формирование новых терминов и алгоритма действий.

Перед объяснением нового материала можно выявить внутренние и междисциплинарные связи. Именно в этом заключается цель актуализации знаний на уроке. Для ее достижения используют следующие приемы: анализ, постановку вопросов, вычленение, выдвижение гипотез.

По мере работ происходит развитие многих составляющих компонентов учебной работы: планирование, алгоритм действий, варианты анализа.

Цель этапа актуализации знаний на уроке в каждой учебной дисциплине устанавливается индивидуально, но ее общее предназначение имеет сходство.

Занятие подобного типа имеет реальные возможности для воспитания и развития подрастающего поколения с учетом ФГОС. Отметим, что учитель не реализует в полной мере образовательную задачу, поскольку он не гарантирует формирования прочных и глубоких знаний, но создает отличные предпосылки для последующих звеньев обучающего процесса.

этапы урока актуализации знаний

Педагогические приемы

Все этапы урока, актуализация знаний в частности, предполагают использование различных приемов, например методики проблемного обучения. Ее специфика состоит в максимальном привлечении к работе всех участников образовательного процесса, наполнение занятия яркими примерами и фактами, использование учебно-наглядных пособий, а также современных информационных технологий.

В задачи актуализации знаний входит определенный вариант самостоятельной работы: продуктивной, репродуктивной, частично-поисковой.

Кроме того, предполагается подбор формы обучения: фронтальной, групповой, индивидуальной. Педагог выбирает некоторые опорные понятия для актуализации, разрабатывает формы контроля.

Этап актуализации опорных знаний позволяет экономить время на объяснение нового материала, максимально приближать теорию к реальной практике.

Структура урока

Любое занятие содержит несколько основных структурных элементов:

  • тему;
  • проверку домашней работы;
  • контроль знаний;
  • актуализацию навыков и умений;
  • мотивацию к получению новых знаний;
  • обобщение и повторение материала;
  • домашнее задание.

С какой целью проводится актуализация знаний? Цель этапа в мотивации самостоятельной деятельности школьников.

Профессионалы, владеющие методикой преподавания, стараются включать в занятие элементы проблемности. Безусловно, это не означает, что на каждом учебном занятии должны быть все элементы. ФГОС предполагает выбор тех составных частей урока, которые являются оптимальными в каждой конкретной ситуации.

Когда уместна актуализация знаний? Цель ее в анализе навыков и умений, поэтому подобная деятельность уместна на различных этапах учебного занятия.

Гарантией высокой эффективности работы учителя считается не только его постоянный труд, но и использование нетрадиционных форм уроков, продуманной внеурочной деятельности.

задачи актуализации знаний

Сценарий внеклассного занятия

Предлагаем вашему вниманию вариант занятия, связанного с формированием навыков успешного общения.

Целью данного мероприятия является активизация навыков коммуникации, коллективизма, социальной мобильности.

Воспитательным аспектом занятия является формирование чувства ответственности, товарищеских отношений между членами коллектива.

Развивающий аспект состоит в развитии развивать коммуникативных и общеинтеллектуальных умений и навыков.

Ребята получают навыки анализа, аргументации своего ответа, проведение рефлексии и коррекции действий.

Школьники закрывают глаза и представляют себе следующую ситуацию. Вы получаете огромное наследство, можете осуществить любые желания. Но есть один нюанс – жить можно только на необитаемом острове.

Здесь круглый год тепло, много зеленых растений и кустарников, но нет ни друзей, ни подруг. Представили себя на таком острове? Подумайте, будет ли вам одному интересно жить на острове? Вы захотите остаться на нем? Те ребята, которые не готовы существовать в одиночестве, открывают глазки. Почему решили вернуться, ведь у вас так много денег?

Ответы школьников: "Нет друзей, подруг, не с кем играть, разговаривать".

Безусловно, одному человеку очень плохо. Наше занятие мы и посвятим искусству общения.

В толковом словаре Ожегова слово «общаться» означает - поддерживать взаимные отношения. Выгодский считал, что именно благодаря другим людям человек познает себя.

Но умеют ли современные подростки общаться? Есть ли какие-то слагаемые успешного общения? Мы постараемся вместе отыскать ответы на эти вопросы.

Учитель: "Я расскажу вам одну сказку, в которой так много правды".

цель этапа актуализации знаний на уроке

Сказка

"В одном маленьком городе жил белый мышонок. Он любил своих родителей, братиков и сестричек. У мышонка было большое и доброе сердечко. Когда мышонок начал учиться в школе, у него стали появляться новые друзья. Он верил всем их словам, считал, что они такие же, как и он: добрые и честные. Мышонок словно жил в каком-то другом мире. Он хотел каждому дать искренний совет. Но вокруг него стали появляться злые мыши, которые завидовали успехам маленького мышонка.

Серые мыши ничего не знали, не умели, не хотели учиться. А малыш хотел и приобретал новые знания. Серые мыши старались любыми способами ему навредить, рассказывали про него различные гадости. Малыш часто плакал в своей норке.

Но к счастью, рядом с ним всегда были верные друзья. Как ни пытались серые мыши, им так и не удалось изменить белого мышонка. Он сохранил доброе сердце, продолжал верить в любовь и дружбу. Безусловно, это только сказка. Мышонок с честью выдержал все испытания. Но всегда ли может справиться с такими проблемами человек?"

Ответы школьников: "Нет, далеко не всегда".

Учитель: "А вы захотите общаться с тем человеком, который о вас плохо говорит?"

Ответы школьников: "Нет".

Любое резкое слово, брошенное в пылу гнева, больно ранит друга, оно оттолкнет его. Но ведь существуют и хорошие слова.

Игра «Комплимент мышонку»

Задание. Ребята передают плюшевого мышонка, говоря ему комплименты.

Учитель: "Ребята, малышу понравились ваши теплые слова, а теперь попробуйте проговорить их друг другу".

Игра «Сердце»

Поворачиваясь к своему соседу, ребенок передает ему игрушечное сердечко, проговаривает добрые слова.

Итак, первым слагаемым формулы успеха в общении будут добрые слова.

Игра «Футболка для товарищей»

Каждому школьнику предлагают лист бумаги и шариковую ручку.

Надо сделать воображаемую надпись на футболке, рассказав другим людям о себе. На обратной стороне листа ребята пишут те качества, которые бы им хотелось скрыть от друзей. Продемонстрируйте своему соседу «лицевую» часть «футболки», где написаны хорошие слова о себе. А вы хотите показать ему обратную сторону? Насколько легко признать недостатки? Мы так быстро их видим в других людях, а в себе не видим.

Второе слагаемое успеха – умение видеть проблемы в себе, а не в своем собеседнике.

Игра «Веришь нам?»

Ребята формируют круг, потом вытягивают руки, держат их крепко. Один школьник встает в середину, закрывает глаза, качается в разные стороны. Педагог спрашивает смельчака, боялся ли он?

Третьим слагаемым успешного общения является искренность. Только доверие приводит к настоящему взаимопониманию и полноценному общению.

Игра «Конкуренты?»

Ребята разбиваются на пары, садятся напротив друг друга. Они выступают в роли конкурентов, имеют в наличии ручку, а также лист бумаги. Каждому предлагается по красной карточке. Если один из них согласен с мнением второго, нужно показать партнеру красную карточку.

Допустим, что каждый имеет по 3 миллиона рублей. К ним можно добавлять, убирать сумму по ходу игры. Например, сделка предложена сомнительной фирмой. Она может принести вам 5 миллионов. Если один участник соглашается на контракт, в его копилке появляется 5 миллионов, а второй игрок теряет их. Если ни один не готов к сомнительной сделке, каждый может рассчитывать на 3 миллиона.

Тот, кто пытался отстаивать личные интересы, оказался банкротом. Недоверие, неумение понимать, слушать друзей, всегда приводит к неудачам и обману.

Четвертым слагаемым успешного общения является умение слышать собеседника.

Вот они – те четыре компонента, которые приводят к взаимопониманию, являются настоящими слагаемыми дружбы.

Подобное мероприятие – лучшая гарантия активизации навыков общения, реализации теоретической информации на практике.

актуализация знаний это

Важность поурочных планов

Любой российский педагог, независимо от стажа работы, профессиональной области, занимается разработкой учебных планов. В него включают не только цели, задачи, алгоритм деятельности, домашнее задание, методический комплект. Среди компонентов создаваемого плана можно рассмотреть и актуализацию навыков, умений, знаний.

Например, для естественно-научной сферы важны практические умения, поэтому в учебном плане по химии, физике, биологии, географии уделяется некоторое количество часов на формирование подобных УУД.

Для каждого отдельного урока или мероприятия указывают в планировании:

  • организационный этап;
  • мотивацию изучения нового теоретического материала;
  • актуализацию важнейших знаний;
  • новый материал с перечислением методов обучения и контроля;
  • его систематизацию и обобщение;
  • домашнее задание.

В поурочном плане педагог далеко не всегда этап закрепления навыков и знаний выделяет в качестве отдельного элемента. Например, подобный этап проводится после информационного блока, а также в ходе экспериментальной (практической) деятельности.

Согласно требованиям ФГОС второго поколения педагог составляет краткие тезисы каждого урока или внеурочного мероприятия, отмечает моменты активизации познавательной деятельности школьников, актуализации ЗУН.

Заключение

В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей школьников, педагог может использовать разные приемы актуализации навыков, умений, знаний. Например, с помощью приема «цепочка признаков» можно выявить умения ребят описывать определенные объекты по характерным признакам, составлять план своих действий.

Один ребенок называет анализируемый объект, указывает его признак.

Второй школьник отмечает второй объект, который аналогичен по характеристикам.

В результате подобной деятельности можно обобщить информацию, к примеру, о химическом веществе, определенном взаимодействии.

Игра «Беру тебя с собой» предполагает актуализацию знаний школьников, позволяет им накапливать сведения об определенных признаках анализируемого объекта. Ребята учатся объединять разные предметы по сходным признакам, выделять общие параметры, сопоставлять их, формировать на основе полученной информации единый образ.

способы актуализации знаний

Учитель загадывает какой-то признак, по нему собирается несколько объектов, а называется только один предмет.

Затем ребята пытаются отгадать признак, подбирая к нему различные объекты. Игра продолжается до тех пор, пока он не будет отгадан. Детские психологи советуют периодически использовать такую игру для проверки домашнего задания.

Для включения ребят младшего школьного возраста в активную познавательную деятельность подходит прием «да-нет». Он способствует формированию аналитических умений у подрастающего поколения, навыков ведения научной дискуссии. Педагог перечисляет признаки повторяемого материала, а ребята соглашаются с утверждениями либо опровергают их.

С начала урока важно продемонстрировать свое доверие к школьникам. Педагог по новым образовательным стандартам выступает в роли наставника, помогает своим воспитанникам уточнять, формулировать цель занятия, ставить задачи. Именно учитель помогает каждому ребенку выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, корректировать универсальные учебные навыки.

Он помогает своим подопечным развивать интерес к получению новых умений и знаний, адаптироваться в ученическом коллективе.

В организационный момент современного урока по ФГОС входит не только актуализация знаний, но и предварительный настрой классного коллектива на работу. Педагог выявляет отсутствующих школьников, причину пропуска ими занятия, оценивает внешнее состояние классного кабинета.

Если о подготовке педагога к работе свидетельствует наличие плана или конспекта занятия, демонстрационных пособий, то настрой школьников можно оценить по их внешнему виду, концентрации внимания.

Только при полном позитивном настрое классного коллектива на урок либо внеурочное мероприятие наставник может рассчитывать на достижение поставленной цели, реализацию педагогических задач.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.