Усть-Катавский вагоностроительный завод им. С.М. Кирова: описание, история, производство и отзывы

Усть-Катавский вагоностроительный завод имени Кирова осуществляет деятельность с 1901 года и на сегодняшний день является филиалом ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева».

Железная империя на Урале

Усть-Катавский вагоностроительный завод впервые упоминается в отчетах купеческой коллегии в 1758 году. В то время он располагался среди нескольких десятков железодельных предприятий и выпускал кричное железо.

Пугачевское восстание разорило 68 уральских заводов, Усть-Катавский был разграблен и сожжен, заодно были уничтожены три окрестные деревни. Подавление мятежа позволило в короткие сроки восстановить производственные циклы.

Выпуск металла продолжался, в общей сложности, более 140 лет. Кроме железоделания на заводе было налажено производство кирпича из местных глин. В конце 19 века предприятие, по концессионному договору, было передано франко-бельгийской компании, которая перепрофилировала производство в пользу вагоностроения.

усть-катавский вагоностроительный завод

Для собственных нужд иностранцы построили жилье. Комплекс из 10 просторных домов разместился на правом берегу реки Юрюзани, один из них занимал директор предприятия. Этот дом существует и сегодня, теперь в нем находится детский сад «Березка». Два берега Юрюзани связал железнодорожный мост, сохранившийся почти в первозданном виде и претерпев лишь незначительные изменения, в народе его прозвали «Французским».

Бельгийцы планировали долгое пребывание на Урале и в течение 2 лет построили 10 совершенно новых цехов. В 1901 году из ворот завода выехал первый трамвай, предназначенный для Тифлиса. В 1903 году производство было переведено на выпуск крытых вагонов и платформ для железнодорожных перевозок.

усть-катавский вагоностроительный завод кирова

Советский период истории

Усть-Катавский вагоностроительный завод национализировали в 1919 году и до начала Великой Отечественной войны на предприятии выпускали железнодорожные вагоны по 150 единиц в год. Война внесла коррективы, и находящийся в глубоком тылу производственный гигант перевели на выпуск платформ для зениток, авиабомб. Сотрудникам предприятия было приказано в кратчайшие сроки освоить производство снарядов и минометов для установок залпового огня типа «Катюша».

За все время войны Усть-Катавский вагоностроительный завод имени Кирова поставил в армию более 12-ти тысяч танковых пушек, были выпущены около 13 тысяч платформ для зенитного вооружения, количество отправленных минометов превысило 3 тысячи единиц. Легендарные «Катюши» осуществили свои первые залпы, выпустив по врагу устькатавские снаряды, первый победный салют на Красной площади провели лафеты изготовленные на УКВЗ.

усть-катавский вагоностроительный завод имени кирова

Послевоенное созидание

После войны на заводе, с 1948 года, восстановлены линии по производству трамваев, их выпуск продолжается и на современном этапе. Для модернизации устаревших моделей на Усть-Катавском вагоностроительном заводе Кирова в 1960 году организовали конструкторское бюро. В 1969 году на предприятии была выпущена самая массовая и популярная модель трамвая – 71-605. Его производство продолжалось на протяжении 20 лет, и сегодня по городам всех стран бывшего СССР ездят эти вагоны.

Новая модель (71-608К) была разработана конструкторским бюро в 1991 году, первые вагоны отправлены в Москву, а общее количество выпуска составило почти 900 вагонов, разъехавшихся по странам СНГ. В 1995 году, по заказу «Мосгортранса», создан модифицированный вагон, впоследствии ставший базовым. На его основе были разработаны учебные модели, узкоколейные и скоростные трамваи.

фгуп усть-катавский вагоностроительный завод

Современность

ФГУП Усть-Катавский вагоностроительный завод – градообразующее, динамично развивающееся современное предприятие. Общая численность работающего персонала составляет более 5 тысяч человек. На производственном комплексе выпускаются трамваи, востребованные во многих странах. Конструкторы разработали модели вагонов пригодные для эксплуатации в северных и южных широтах.

Сотрудничество с компанией Siemens позволило проектировщикам Усть-Катавского завода создать вагон серии 71-616, но в производство он не был запущен. Следующее достижение - трамвай модели 71-619 - стал прорывом предприятия. В конструкции этих вагонов учтены все современные тенденции дизайна и многие технологические новинки. Так появилась шарнирно-поворотная дверь с микропроцессорным управлением, современные системы освещения, тонированное остекление окон, комфортное кресло вагоновожатого с подогревом.

В настоящее время Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) развивает несколько направлений деятельности:

  • Ракетно-космическая и военная продукция.
  • Легкорельсовый транспорт.
  • Трамваестроение.

Кроме этого на заводе осваивают производство узлов, агрегатов для авиационной отрасли, оборудования для наземных инфраструктурных комплексов космического направления. Постоянно проводятся мероприятия по технологическому обновлению производственных линий, замена устаревших станков на высокотехнологичное оборудование. За годы работы Усть-Катавский вагоностроительный завод выпустил с конвейера более 28 тысяч трамвайных вагонов, изготовленных по полному циклу производства.

усть-катавский вагоностроительный завод трамваи

Инфраструктура

Усть-Катавский вагоностроительный завод располагает следующими структурными подразделениями:

  • Трамвайное производство.
  • Конструкторское бюро.
  • Технологические службы.
  • Производство спецтехники.
  • Инструментальное производство.
  • Металлургическое производство.
  • Экономическое подразделение.
  • Отдел продаж.
  • Вспомогательные службы.

Заводом всегда руководили талантливые администраторы, они сумели создать многопрофильный, широко известный бренд – «Усть-Катавский вагоностроительный завод». Директор Омигов Борис Иванович возглавил предприятие в мае 2017 года и считает, что УКВЗ имеет все возможности для увеличения продаж и расширения сотрудничества со многими компаниями смежных областей. Подтверждением этому стал старт совместной работы с корпорацией «Роскосмос», реализуемые договоры о поставках трамваев в Санкт-Петербург и другие города.

Основная продукция

На предприятии выпускается продукция по направлениям:

  • Специальная техника. УКВЗ выпускает транспортировочные контейнеры для модулей МКС, КА, ступеней РН «Союз-2». Производит комплекты оборудования для ракет-носителей «Ангара» и др.
  • Трамвайные вагоны пяти моделей и запасные части к ним.
  • Газорегулирующее оборудование (регуляторы давления, защитные устройства).
  • Насосное оборудование (мотопомпа «Заря», шнековые насосные установки).

Завод УКВЗ выполняет государственные заказы для ракетно-космической отрасли и выпускает трамваи, спрос на которые есть по всей России. В ракетно-космическом направлении основным партнером является компания НПЦ им. Хруничева. Усть-Катавский вагоностроительный завод, наравне со многими другими высокотехнологичными предприятиями, участвовал в проектах «МКС», «Союз», «Энергия-Буран» и данном этапе является участником Федеральной космической программы в качестве исполнителя.

усть-катавский вагоностроительный завод уквз

Квалифицированный персонал и современное оснащение позволили предприятию стать частью реализации проектов РБ «Бриз», РН «Ангара» и «Протон», наладить производство вертолетных двигателей, гражданской и специальной продукции.

Гражданская продукция

Производственная база компании состоит не только из цехов, где собирают основные виды техники, но и из подразделений, выпускающих сопутствующие товары, под маркой УКВЗ (Усть-Катавский вагоностроительный завод).

Трамваи и спецтехника соседствуют с такой продукцией:

  • Металлическая, литая арматура для труб, шлангов, запорная арматура.
  • Велосипеды и прицепы к ним.
  • Краны запорные, клиновые задвижки.
  • Дрезины железнодорожные.
  • Оборудование для мельниц.
  • Оборудование для пекарен (сита, тестомесильные машины, разделочные столы и прочее).
  • Деревообрабатывающие станки.
  • Измерительные приборы (манометры и прочее).
  • Сервировочные столики, тачки колесные, тележки и пр.
  • Оборудование для кондитерских цехов и пр.

усть-катавский вагоностроительный завод директор

Услуги

УКВЗ – крупное многопрофильное предприятие с полным циклом производства, кроме выполнения обязательств по договорам, оказывает услуги по направлениям:

  • Механосборка: обработка металлов и сплавов, изготовление шестерен и колес, резка и гибка труб, резка и гибка листового металла, изготовление продукции из стеклопластика и пр.
  • Продажа непрофильного, неликвидного имущества: металлолом, станки, макулатура и пр.
  • Металлургическое производство: стальное, бронзовое и медное литье, изготовление штамповок на прессах, термообработка металлических деталей.
  • Изготовление нестандартного оборудования: калибры и контркалибры, прошивки, шаблоны, штампы, муфты и пр.
  • Сварочные работы: автоматическая и полуавтоматическая сварка цветных металлов, сталей, легированных сталей и пр.
  • Гальванический цех: кадмирование, хромирование, меднение, никелирование стали и пр.
  • Услуги лакокрасочного цеха: порошковые покрытия, окрашивание полиуретановыми составами, окраска полиэфирными красками.
  • Отдел метрологии имеет аттестат аккредитации на 80 групп средств измерений (теплофизические и температурные, давления, вакуумные измерения, механические величины, радиоэлектронные, магнитные и другие величины).
  • ЦЗЛ (лаборатории – механическая, химическая, антикоррозионная, металлографическая, бюро неразрушающегося контроля).
  • Перевозки автотранспортные, железнодорожные услуги.
  • Монтаж и наладка пожарного оборудования с последующим обслуживанием.
  • Проектные и общестроительные работы.
  • Печать восковых моделей на 3D-принтере.

Усть-Катавский вагоностроительный завод в Челябинской области содержит на балансе учебный комплекс по подготовке молодых кадров для УКВЗ. Студенты техникума учатся управлению программными сварочными станками, изучают технологию сварных работ, обучаются металловедению и другим наукам, чтобы пополнить ряды дружного коллектива предприятия.

усть-катавский вагоностроительный завод

Отзывы

Усть-Катав – небольшой город на Урале с красивой природой и несколькими предприятиями, главным из которых является УКВЗ. Отзывы о работе на заводе никем не были оставлены, также нет рецензий об условиях труда в Торговом Доме предприятия, который расположен в Москве. Но есть рассказы путешественников, с удовольствием посетивших город. Большинству туристов понравилась патриархальность и уют города, удивила трамвайная линия, проходящая вплотную к частным домам. Рельсы были проложены давно, и некоторое время по ним курсировал городской трамвай, но с развалом СССР линия выполняет функции обкаточного пути для новых вагонов.

Посетители, допущенные на предприятие с целью знакомства с процессом создания трамваев, рассказывают об огромном заводе, где вагоны выпускают массово, чего в России больше нигде нет. Понравилось посетителям, что практически все детали для обшивки, сборки вагонов выпускают в соседних цехах, там же красят и грузят на железнодорожные платформы заказчикам. Экскурсанты посчитали, что делать качественную технику с современным дизайном в стране не только не разучились, но и привнесли много нового в эти процессы.

усть-катавский вагоностроительный завод имени кирова

Город Усть-Катав по местным меркам – весьма процветающее место, где комфортно жить. Администрация УКВЗ уделяет много внимания социальной сфере – работает спортивный зал с современными тренажерами, куда ходят не только сотрудники завода, но и горожане. Детей в летнее время регулярно отправляют на отдых к морю в лагерь, родители оплачивают только часть стоимости путевки. Под опекой УКВЗ находится городская средняя школа, для которой проводятся ремонты, обновления фондов и многое другое.

Адрес

Вагоностроительный завод расположен в Челябинской области в городе Усть-Катаве на улице Заводской, строение 1.

В Москве предприятие представлено компанией ООО «Торговый Дом «Усть-Катавский вагоностроительный завод»». Находится по адресу улица Сколково-Мещерская, строение 25.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Сколько стоит один трамвайный вагон и его преимуществ перед другими вагонами
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.