Информационная грамотность и информационная культура

ЮНЕСКО активно выступает за построение общества, где информация и сила общения будут помогать людям реализовать потенциал, получать доступ к знаниям, необходимым для улучшения уровня жизни. Все важнее становится концепция информационной грамотности. Ее основная задача - помочь людям максимально эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии.

информационная грамотность

Эволюция информации в современном мире

Государственные, научные и гражданские сообщества пришли к выводу, что компьютеры, Интернет и смартфоны ведут к глубоким изменениям в способах хранения, создания и передачи информации. Они также считают, что обучения компьютерным и медийным технологиям недостаточно, чтобы успешно пользоваться всеми преимуществами глобальных знаний общества.

В цифровую эпоху определение информационной грамотности означает, что простого понимания компьютеров недостаточно. Необходимо научиться эффективно использовать невероятно разнообразные и мощные технологии, искать, извлекать, систематизировать, анализировать, оценивать информацию, использовать ее для принятия решений.

информационная грамотность и информационная культура

Информационная грамотность описана в Александрийской декларации. Она характеризуется как "маяк, освещающий путь к развитию, процветанию и свободе". При разработке моделей обучения, культурного самовыражения и предоставления возможностей для развития, информационная грамотность и информационная культура находятся в основе более широкого мандата ЮНЕСКО по созданию разумного общества.

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» сосредоточена на информационной грамотности как на одной из трех своих приоритетных областей. К тому же она инициирует ряд мероприятий, включая международную организацию совещаний экспертов, финансирование и осуществление нескольких десятков проектов, выпуск публикаций и предоставление Интернет-портала для использования его практикующими специалистами.

информация информационная грамотность и информационная культура

Обучение на протяжении всей жизни

Концепция информационной грамотности лежит в основе стремления человека к обучению на протяжении всей жизни. Одно непременно следует из другого. Общие качества, объединяющие две концепции:

  1. Самомотивация и самонаправленность. Отсутствует необходимость в посредничестве другого лица, кроме обучающегося.
  2. Расширение прав и возможностей. Направлены на помощь людям всех возрастов, любого пола, рас, религий, этнических групп и национального происхождения, независимо от их социального и экономического статуса или роли в обществе в целом.
  3. Цикличность. Чем дольше человек поддерживает навык информационной грамотности, обучения и практики привычек и взглядов, тем более просвещенным он становится, особенно если обучение практикуется на протяжении всего срока жизни.

Общее понятие "грамотность"

Включает в себя 6 категорий:

  • базовое функциональное умение говорить, писать, читать и считать;
  • компьютерная грамотность;
  • медийная информационная;
  • дистанционное образование и электронное обучение;
  • культурная грамотность;
  • информационная.

формирование информационной грамотности

Эти категории тесно переплетаются, и их не следует рассматривать независимо друг от друга. Например, эксперты отмечают, что общественное восприятие разделяет определенных людей на "грамотных" и "неграмотных". В то время как в реальности эта концепция охватывает широкий круг отдельных функциональных возможностей, каждая из которых измеряется по шкале компетенции - начинающий, средний и продвинутый. Грамотность является комплексной концепцией. Она включает в себя множество развиваемых навыков, которые влияют на разные аспекты человеческой жизни.

Информация, информационная грамотность и информационная культура тесно переплетены и не могут рассматриваться отдельно, в отличие от сложных технических вопросов, которым можно научиться. Кроме того, нельзя рассматривать это как самоцель и высшую точку в обучении, по достижении которой обучающийся может сидеть сложа руки. Не существует верхнего предела грамотности, обучение должно осуществляться на протяжении всей жизни.

Базовая (или общая) грамотность

Термин "грамотность" по-прежнему определяется как способность читать, писать и считать, что в корне неверно. По общепринятому мнению, если человек окончил начальную школу, освоив эти базовые навыки, он может считаться "грамотным". Хотя теоретически можно стать информационно грамотным, не посещая школу (это касается людей, выросших на улице, которые научились справляться с жизненными проблемами, будучи необразованными в общем смысле).

Навыки чтения, письма и счета являются предварительными условиями, однако одного этого недостаточно, чтобы стать информационно грамотным.

Компьютерная грамотность

Означает способность использовать компьютер и управлять им (машиной для обработки информации). Это важнейшая составляющая информационной и компьютерной грамотности.

медийная информационная грамотность

Удобней всего разделить её на следующие категории:

  1. Аппаратная грамотность. Включает в себя набор операций, которые нужно знать, чтобы эффективно использовать ПК, ноутбук или смартфон. Умение использовать компьютерную мышь, клавиатуру, различать функции принтера и сканера и других периферийных устройств.
  2. Программная грамотность. Основными видами этой категории являются базовая операционная система (Windows); программное обеспечение для обработки текстов (Word); числовых данных в виде электронных таблиц (Excel); создания презентаций (PowerPoint); использования Интернета и поисковых систем, отправки электронной почты.
  3. Грамотность приложений. Термин отсылает к знаниям и навыкам, которые необходимы для эффективного использования программных пакетов. Например, приложения, помогающего фирме управлять финансами, персоналом, оборудованием и инвентарем, рабочими потоками, графиками, системами обработки заказов.

Медийная информационная грамотность

Охватывает многие критерии: от способности использования медиатехнологий до критического отношения к медиаконтенту, в то время как СМИ остаются одной из сильнейших сил, оказывающих влияние на взгляды большинства. Знание обществом средств массовой информации способствует участию, активной гражданской позиции, развитию компетенции и непрерывному обучению. Так, формирование информационной грамотности и информационной культуры населения становится неотъемлемой частью демократического общества.

информационная и компьютерная грамотность

Медийная грамотность подразумевает: доступ, понимание и самовыражение с помощью средств массовой информации.

  • доступ включает свободное использование средств массовой информации, например, функций навигации (изменение телевизионных каналов, ориентация канала, использование интернет-ссылки), умение управлять медиа (использование интерактивных онлайновых систем, совершение финансовых транзакций в Интернете); знание законодательства (свобода слова, защита частной жизни, защита от «спама»);
  • понимание включает в себя способность верно интерпретировать и иметь представление о медийном контенте, а также обладать критическим мышлением;
  • создание включает взаимодействие со СМИ (дискуссии в Интернете, электронное голосование), создание медиаконтента.
  • наличие опыта производства материалов для разных сред помогает сформировать как лучшее понимание, так и критический подход к медиаконтенту.

Дистанционное образование и электронное обучение

Дистанционное образование относится к телекоммуникационным технологиям, которые позволяют учащимся получить доступ к учителям, заданиям, экзаменам, не посещая школу. Другими словами, студенты используют виртуальные классы, где отсутствует физический контакт с инструктором или материалами, такими как учебники.

Культурная грамотность

Культурная грамотность означает знание и понимание того, как традиции страны, религии, этнические группы, убеждения, символы, торжества и средства коммуникации влияют на создание, хранение, обработку, связь, сохранение данных, информации и знаний. Важно уметь самостоятельно находить полезную информацию и анализировать ее.

Ключевой навык для развития общества

основы информационной грамотности

Огромный объем информации проходит ежедневно сквозь общество. Важно уметь находить только качественные, проверенные знания и уметь использовать современные технологии. Формирование информационной культуры приводит к глубокой самомотивации и стремлению обучаться на протяжении всей жизни и, как следствие, к творческому развитию и повышению уровня производительности труда. Понимание человеком основ информационной грамотности является ключевой потребностью для создания интеллектуального общества.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.