Свободное словосочетание - это... Определение, особенности и примеры

Словосочетание в качестве компонента языка позволяет создавать большое количество композиций из нескольких слов, связанных между собой грамматическими признаками и смыслом. Бытует мнение, что этот компонент является стандартной грамматической основой, состоящей из подлежащего и сказуемого, но это далеко не так.

Что такое словосочетание?

По мнению современных лингвистов, к словосочетаниям следует относить соединения слов, в которых одно из них играет роль главного, а другое – зависимого, при этом они оба могут одновременно выполнять обязанности совершенно разных членов предложения. В современном русском языке существует три вида связи между компонентами словосочетаний: согласование, управление и примыкание.

даны словосочетания свободный народ

Все словосочетания также делятся на три типа по главному слову: глагольные, именные и наречные. С точки зрения структуры все сочетания делятся на простые (состоят из двух элементов) и сложные (из трех и более). Существует большое количество классификаций данных компонентов языка, одна из них – по степени сочетаемости компонентов, которая делит их на свободные и несвободные словосочетания.

Что не является словосочетанием?

Прежде чем пытаться различаться свободные и несвободные словосочетания, необходимо научиться отличать их от похожих конструкций, которые вообще не относятся к данной единице языка. В первую очередь, речь идет о конструкции «подлежащее и сказуемое», однородных членах предложения и степенях сравнения, именно с ними обычно возникает больше всего путаницы.

Отдельно следует выделить безличные и страдательные глаголы, которые сочетаются с существительными в форме творительного падежа, обозначающими субъект, например, “выполнено сотрудниками”. Также не следует относить к словосочетаниям глаголы в будущем времени и повелительном наклонении, связку “слово и обособленный член предложения”, связку “служебное и знаменательное слово”, сочетания “глагол+глагол”, где оба слова обладают одинаковыми морфологическими признаками, а также фразеологизмы.

«Спаянность» слов и их роль в формировании сочетания

Свободное словосочетание – это итог соединения пары и более слов, каждое из которых обладает собственным полноценным лексическим значением. Его отличительная особенность – главное слово является таковым и по своему смыслу, и по грамматическим признакам, а у зависимого есть своя цель – уточнить лексическое значение главного, используя аналогичные морфологические признаки.

свободное словосочетание это

Все компоненты, входящие в состав свободного словосочетания, это отдельные члены предложения, и каждый из них имеет собственную синтаксическую функцию. Например, в сочетании «круглый мяч» главное слово «мяч» - существительное, и в предложении оно будет выполнять функцию подлежащего, а зависимое слово «круглый» - прилагательное, в предложении оно выполняет функцию определения и уточняет значение главного. Перед нами – свободное именное определительное словосочетание простого типа.

Примеры

Ключевое отличие свободных словосочетаний заключается в том, что их элементы могут быть заменены словами той же самой морфологической категории. Например, прилагательное в сочетании «красная осень» может быть заменено другим – «желтая», «теплая», «холодная». В данном случае словосочетание лексически не ограничено, поэтому замена, выполненная согласно коммуникативному требованию, не вызывает каких-либо сложностей.

Существуют также лексически ограниченные свободные словосочетания – это композиции из двух и более элементов, где замена слов может быть выполнена не всегда. В данном случае главное или зависимое слово нельзя заменить похожим по морфологическим признакам, новый элемент словосочетания обязательно должен «спаиваться» со старым по определенным семантическим значениям.

синтаксически свободные словосочетания

К ряду лексически неограниченных сочетаний можно отнести такие, как «смотреть передачу», «смотреть видеофильм», «смотреть на небо» и т. д. Любой компонент здесь может быть заменен. Лексически ограниченные сочетания предполагают, что один из двух его компонентов «спаивается» с ограниченным рядом слов по своему значению, например, глагол «подсмотреть». Его нельзя использовать в словосочетании «подсмотреть видеофильм», а вот в композиции «подсмотреть за кем-то» он выглядит достаточно уместно.

Несвободные сочетания: синтаксически несвободные

Синтаксически свободные словосочетания, в отличие от несвободных, можно встретить практически в любом предложении, для этого достаточно только лишь помнить о конструкциях, которые не подходят под это определение. Под несвободными сочетаниями слов понимаются такие, в которых оба компонента являются несамостоятельными лексическими единицами. Если рассматривать такие конструкции в составе более крупной единицы текста, то они, как правило, не расчленяются и функционируют в позиции одного и того же члена предложения.

Такие словосочетания можно разделить на две группы – синтаксически несвободные и несвободные фразеологически. Первые являются сочетаниями слов, которые тесно связаны между собой с лексической точки зрения, их нельзя разделить в контексте рассматриваемого предложения. Например, в предложении «Ко мне подошел мужчина низкого роста», сочетание «низкого роста» является несвободным и определяет имя существительное. Убрать один компонент из сочетания нельзя, однако если построить предложение в другом контексте (например, «Маленький рост выделял мужчину из толпы»), оба слова будут иметь полноценные лексические значения.

Несвободные сочетания: фразеологически несвободные

Свободные и фразеологические словосочетания кардинально отличаются друг от друга с точки зрения лексической самостоятельности. Последние абсолютно несамостоятельны и, в независимости от контекста, всегда являются постоянными и нечленимыми. В качестве примера можно привести известное сочетание – «бить баклуши», лексическое значение существительного обеднело настолько, что оно не может существовать без дополнительного глагола.

свободные и несвободные словосочетания

Отличительная особенность сочетания – грамматически слово «баклуши» напрямую зависят от глагола «бить», а с точки зрения лексики оно выходит на первый план. Подобные словосочетания более тщательно изучаются фразеологией, а в современном русском языке их рассматривают только как составляющую часть предложения. Такие языковые элементы могут строиться не только по алгоритмам современных свободных сочетаний, но и по тем, что были давно утрачены. В частности, сочетание «и вся недолга» не имеет сопоставимого современного аналога, поэтому существует очень малое количество языковых единиц, с которыми оно может «спаиваться».

Типы несвободных сочетаний

Чаще всего в современном русском языке встречаются несвободные сочетания слов, которые называют количественно-именными – «пять карандашей», «много людей», «две книги» и т. д. В таких композициях зависимое слово всегда обозначает предмет и находится в форме родительного падежа, а главное – объем, число или количество.

Избирательные сочетания отличаются тем, что в качестве главного слова всегда выступает числительное или местоимение. Зависимым словом здесь может являться местоимение или существительное, отвечающее на вопросы родительного падежа – «один из преподавателей», «кто-то из родителей». Дополнительный элемент конструкции – предлог «из», который сочетается с зависимым словом.

Редко встречающиеся несвободные словосочетания

Существуют также сочетания с метафорическим значением – «зеркало воды», «пламя рябины» и т. д. Зависимое слово здесь называет предмет, а главное используется в переносном значении, его цель – сформулировать то, что напоминает предмет. Часто встречаются композиции со значением неопределенности – «кто-то невидимый», «что-то незнакомое», составленные по формуле «неопределенное местоимение+прилагательное». Если вы хотите получить из такой композиции свободное словосочетание, достаточно просто заменить местоимение на существительное и поменять порядок слов – «незнакомое явление».

свободные и фразеологические словосочетания

Сочетания наподобие «Маша с подругой», «мы с друзьями», «дядя с тетей» обладают лексическим значением совместности. Их отличительная особенность в том, что они являются несвободными только в тех случаях, когда играют в предложении роль подлежащего, а сказуемое находится во множественном числе, например, «Маша с подругой пошли в кино». Если переформулировать предложение – «Маша с подругой пошла в кино», то словосочетание становится свободным и дополнительный элемент «с подругой» можно убрать из предложения без потери лексического смысла.

свободные и несвободные словосочетания примеры

В категорию несвободных словосочетаний также входят контекстуально цельные и сочетания с глаголами, играющими роль вспомогательного компонента. К первому типу относятся композиции наподобие этой - «девушка с белокурыми волосами», а ко второму - наподобие «Мы планируем ему помочь».

Как этому учат в школе?

Для оттачивания понимания лексических значений сочетаний слов в современных школах очень часто используют различные задания. Например, дается словосочетание «свободный язык», и предлагается определить его значение. На первый взгляд может показаться, что речь идет о несвободном сочетании с метафорическим значением, но это не так, поскольку главным словом здесь является существительное, которое называет предмет. Таким образом, мы получаем стандартное свободное словосочетание.

В некоторых случаях учащимся предлагаются упражнения, где даны словосочетания «свободный народ», «свободное утро», «свободный наряд», «свободная вакансия» и т. д. Предлагается определить тип словосочетания, а также найти композицию, где слово «свободный» употреблено избыточно, т. е. существительное может обойтись и без него.

Изучение фразеологизмов

Фразеологизмы и свободные словосочетания всегда изучаются вместе, поскольку главная цель, которую преследуют педагоги – научить школьников различать два этих совершенно разных компонента языка. Как правило, предлагается упражнение с предложениями, в которых присутствует один и тот же глагол с одинаковыми морфологическими признаками, выступающий в позиции главного слова.

В качестве зависимых же выступают либо фразеологизмы, либо зависимые по смыслу слова. Например, при сравнении двух предложений «Он любит водить трамвай» и «Он любит водить за нос», словосочетание «водить за нос» выступает в качестве единого члена предложения – обстоятельства, и разорвать его без потери общего смысла не удастся.

Как анализировать словосочетания?

Свободные и несвободные словосочетания, примеры которых можно найти практически в каждом тексте, можно подвергнуть синтаксическому анализу. Для этого необходимо выписать любое из них из предложения, затем отметить главное и зависимое слово, после чего сформулировать их частиречную принадлежность. Например, в словосочетании «старая колонна» главным словом является «колонна» (выражено существительным), а зависимым – «старая» (выражено прилагательным).

свободные словосочетания примеры

Следующий этап – определение грамматической связи (согласование, управление, примыкание). В первом случае зависимое слово имеет одинаковые морфологические признаки с главным (род, число, падеж), во втором – формируется подчинительная связь, где главное слово подчиняет себе местоимение с предлогом или существительное. Третий случай предполагает, что главное слово управляет неизменяемым словом или такой формой изменяемого слова, которая не способна быть согласована по своим морфологическим признакам. В этом случае связь между двумя словами является только смысловой. Заключительный этап – определение грамматического значения сочетания.

Заключение

Легче всего все же найти свободные словосочетания, примеров этих структурных элементов языка существует очень много. Как правило, в них оба слова согласованы друг с другом, и замена одного из них на синоним с теми же грамматическими формами может никак не сказаться на общей композиции сочетания. Например, в сочетании «клевая машина», прилагательное можно заменить на «классная» или «крутая», при этом морфологические категории у этих слов одинаковы, а лексическое значение не теряется.

При изучении материала нужно в первую очередь запомнить, что свободное словосочетание - это не всегда грамматическая основа, именно этот вопрос зачастую загоняет в тупик как школьников, так и студентов-филологов. Словосочетания подробно изучаются в курсах фразеологии и синтаксиса, поэтому при изучении данной тематики самостоятельно рекомендуется обратить внимание именно на эти разделы современного русского языка.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.