Основные правила пользования школьной библиотекой

Современные условия идеально подходят для формирования личностей нового типа, имеющих высокий уровень информационных запросов и потребностей. Подобная тенденция обусловлена спецификой исторического периода, а также теми нововведениями, которые происходят в отечественной образовательной системе.

правила пользования школьной библиотекой

Значимость школьных библиотек

Важнейшей заботой государства является использование средств массовой информации для развития интеллектуальных навыков в подрастающем поколении.

Помощником в работе любого учителя выступает школьная библиотека. Правила пользования учебниками, художественной литературой, научными справочниками знают даже ученики начальной школы. Сложно представить себе полноценное образование без школьной библиотеки.

школьная библиотека правила пользования учебниками

Интересные факты

Результаты социологических исследований, проводимых в 32 странах мира, показали, что наша страна находится на 27-м месте по уровню чтения. В классической советской школе его считали основным средством формирования и развития творческих способностей детей.

Именно поэтому в каждом образовательном учреждении была своя библиотека, в фондах которой присутствовали не только учебники, методические пособия для педагогов, но и разнообразные словари, произведения отечественных и зарубежных писателей и поэтов.

Библиотека в современных реалиях

Далеко не все ребята знают основные правила пользования школьной библиотекой, некоторые за весь период своего обучения ни разу не пользовались ее фондами.

Ее отличительной особенности можно считать функционирование в качестве социальной системы, направленной на раскрытие интеллектуального потенциала подрастающего поколения.

правила пользования учебниками из фонда школьной библиотеки

Задача школьных библиотек

После реформирования содержания образования они выступают в качестве информационных центров, оказывающих помощь педагогам и ученикам в учебно-воспитательном процессе.

Если в школе нет хорошей библиотеки, вряд ли она сможет создать оптимальные условия для адаптации ребят в современном информационном пространстве. Сотрудничество педагогов и воспитателей дает отличные результаты, позитивно отражается на повышении грамотности детей, стимулирует их стремление к саморазвитию, содействует формированию логического мышления.

положение о правилах пользования школьной библиотекой

Особенности деятельности

В каждом образовательном учреждении создается специальное Положение о правилах пользования школьной библиотекой, которое утверждается на собрании трудового коллектива.

В нем перечисляются правила выдачи учебной и художественной литературы, сроки. Библиотекарь помогает учителям формировать устойчивый интерес к чтению. Особое значение в ФГОС второго поколения уделяется внеурочной деятельности, поэтому работник библиотеки помогает педагогам подбирать материал для классных часов, тематических экскурсий, викторин и конкурсов.

Факторы для качественной работы

Можно выделить несколько основных факторов в работе школьного библиотекаря, которые способствуют формированию читательской деятельности, реализации ребятами их творческого потенциала:

  1. Фактор времени. Ребенок и библиотекарь на протяжении нескольких лет общаются друг с другом, между ними возникает взаимопонимание.
  2. Сотрудничество. Работник библиотеки видит в своих читателей не учеников, а маленьких людей.
  3. Сопереживание и сострадание позволяет библиотекарю выступать в роли наставника для своих читателей.

Книжные фонды

Основные правила пользования школьной библиотекой предполагают бережное отношение к учебной и художественной литературе.

В настоящее время общий фонд школьных библиотек оценивается миллиардом томов. В каждой есть около пятнадцати тысяч экземпляров, причем почти половину всех книг составляют учебники. Правила пользования школьной библиотекой одинаковы независимо от количества школьников, статуса образовательного учреждения.

правила пользования книгами в школьной библиотеке

Деятельность

Среди основных обязанностей, которые возлагаются на сотрудника школьной библиотеки, отметим:

  • планирование и отчеты;
  • формирование книжных фондов;
  • учет и обработку документов;
  • работу по созданию справочно-библиографического аппарата;
  • информационное обслуживание;
  • осуществление методической поддержки педагогическому составу.

правила пользования школьной библиотекой в дар

Обслуживание читателей

Правила пользования школьной библиотекой включают раздел, связанный с выдачей учебников и книг, а также выполнение заявок от учителей. Например, в настоящее время происходит поэтапный переход в среднем и старшем звене на образовательные федеральные стандарты нового поколения. Данный процесс предполагает смену учебной и методической литературы по всем предметам школьной программы, следовательно, обновление библиотечного фонда.

Правила пользования учебным фондом школьной библиотеки предполагают определенный алгоритм действий. Учитель подает заявку на приобретение новой учебной, справочной, методической литературы до декабря текущего учебного года. В заявке он указывает названия книг, авторов, издательство, количество запрашиваемых экземпляров.

Библиотекарь принимает заявку, делает заказ, а после поступления литературы, создает для книг специальные формуляры. Правила пользования учебниками из фонда школьной библиотеки предполагают слежение за сроком использования книг.

Если ребенок теряет учебник либо приводит его в ненадлежащее состояние, допускается его замена равноценной художественной или учебной литературой. Правила пользования школьной библиотекой находятся на специальном стенде, они доступны каждому школьнику.

Помимо традиционной выдачи учебников и книг учителям и детям, библиотекарь осуществляет работы, связанные с оформлением помещения, ведет постоянную картотеку, занимается книжными каталогами.

Отдельное место в его деятельности занимает сбор материала для различных тематических выставок, размещение его на переносных столах, стендах, экспозиционных витринах.

Правила пользования книгами в школьной библиотеке дают возможность выстраивать четкий алгоритм взаимоотношений между библиотекарем, детьми, педагогами. Несмотря на активное внедрение в образовательные учреждения компьютерных технологий, только в единицах школьных библиотек на сегодняшний день созданы цифровые информационные каталоги.

По-прежнему библиотекари оформляют читательские формуляры, вручную вписывают выдаваемые детям учебники и художественную литературу.

Определенные правила пользования школьной библиотекой в дар предполагают выдачу на руки тех книг, которые списаны из фондов, допускается и безвозмездный прием от родителей, детей художественной литературы в школьный читательский зал.

В настоящее время постепенно в библиотечную систему внедряются инновационные процессы, здесь появляются современные компьютеры, принтеры, позволяющие существенно упростить тяжелый ручной труд школьного библиотекаря.

правила пользования учебным фондом школьной библиотеки

Права и обязанности читателей

Пользоваться услугами школьной библиотеки могут родители (законные представители), учащиеся, педагоги, а также иные сотрудники образовательного учреждения.

Клиенты имеют право на следующие услуги:

  • получать полную информацию о составе библиотечных фондов, услугах, информационных ресурсах;
  • использовать справочный и библиографический аппарат;
  • рассчитывать на полноценную консультацию в подборе и поиске необходимых информационных источников;
  • брать во временное использование в читальном зале и на абонементе печатные издания, аудио, а также иные информационные источники;
  • при необходимости продлевать период использования взятых пособий;
  • принимать участие в мероприятиях, организуемых библиотекой;
  • рассчитывать на консультативную помощь со стороны школьного библиотекаря при подборе материала для проведения исследовательской и проектной деятельности;
  • использовать электронное и иное оборудование для копирования (размножения) некоторых литературных источников.

Порядок использования школьной библиотеки

При записи обучающихся учебных заведений в библиотеку используется списочный состав класса. Родители, учителя, иные сотрудники школы предъявляют паспорт библиотекарю, только после этого проводится оформление формуляра, выдача учебной и методической литературы.

Ежегодно производится перерегистрация читателей, исключаются выпускники школы, оформляются новые читательские листки для первоклассников.

Все участники образовательного процесса, зарегистрированные в школьной библиотеке, могут получать на дом многотомные издания в объеме до 2-3 книг. Существуют и определенные сроки пользования учебной литературой, устанавливаемые индивидуально в каждой школе. Например, учебники, сборники задач выдаются на учебный год.

Познавательной, научно-популярной, художественной литературой можно пользоваться 30 дней. Для периодических изданий, а также материалов, пользующихся повышенным спросом у читателей, установлен срок использования до пяти дней.

Редкие энциклопедии, справочные пособия, которые имеются в библиотечном фонде в единичном экземпляре, разрешены для использования только в читальном зале. Все пользователи библиотеки обязаны соблюдать основные правила, относиться бережно к любым печатным изданиям: книгам, справочникам, задачникам, энциклопедиям.

Запрещается делать пометки в книгах, вырывать из них страницы, выносить из библиотеки книги, не вписанные в читательский формуляр. При нарушении правил пользования библиотечными фондами, читатель возмещает нанесенный ущерб, исключается из числа пользователей.

Запись на абонемент, а также в читальный зал является для каждого участника образовательного процесса добровольной процедурой, проводится она в индивидуальном порядке.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.