Индийский математик Сриниваса Рамануджан: биография, научные интересы и результаты

В статье поговорим о Сринивасе Рамануджане – известном математике из Индии. Этот человек многое сделал для данной науки, а кроме того, он интересен своей биографией. Всё, что вы хотели знать об этом человеке, читайте в статье ниже.

Первое знакомство

Сриниваса Рамануджан – индийский математик, который добился потрясающих результатов, не имея при этом школьного образования. Самой значительной работой считается совместный труд с Г. Харди по асимптотике числа разбиений n.

Биографические сведения

Герой нашей статьи родился зимой 1887 года в Эроде. Это небольшой населенный пункт в Мадрасском президентстве, что на юге страны. Мальчик появился на свет в тамильской семье. Его отец был бухгалтером и работал в мелкой текстильной лавке в Кумбаконаме – небольшом городке Мадрасской провинции. Мать будущего математика была довольно строга и религиозна, поэтому он воспитывался в жестких традициях замкнутой касты брахманов. В 1889 году мальчик заболевает оспой, но успешно её переносит и, таким образом, выживает.

сриниваса рамануджан

Школьные годы

Когда Сриниваса Рамануджан пошел в школу, здесь сразу обнаружились его умственные способности. Так, учителя не раз отмечали его склонность к математике. Один хороший знакомый из Мадраса, заметив это, дал парню весомые книги по тригонометрии, которые тот с радостью принял и взахлеб изучал вечерами.

Первое открытие

Продолжаем биографию Сринивасы Рамануджана, который уже в 4 лет сделал своё первое открытие. Хотите узнать, какое? Этот ребенок открыл формулу Эйлера, касающуюся синусов и косинусов. Надо сказать, что, когда парень узнал о том, что эта формула уже известна и опубликована другим ученым, он очень расстроился. Однако такая маленькая неудача не остановила его, а, наоборот, прибавила жару и желания изучать сложную дисциплину.

рамануджан математик

Поворотный момент

Формулы Рамануджана берут начало с его детства, а именно с того момента, когда ему в руки в 16-летнем возрасте попалась одна книга. Это было собрание сочинений Дж. Ш. Карра – известного математика. Труд его назывался «Сборник элементарных результатов прикладной и чистой математики». При этом заметим, что книга была написана почти за 25 лет до описываемых событий, но тем не менее она произвела огромное влияние на подростка и определила его дальнейшую судьбу. Кстати, этот труд позже исследователи тщательно анализировали именно потому, что он был связан с именем Сринивасы Рамануджана.

В книге было более 6 тысяч различных формул и теорий, но при этом практически все они были представлены без доказательств. Погружение мальчика в эту огромную работу определило его судьбу. Именно эта книга оказала влияние на способ мышления парня и своеобразный способ поиска решений в математике.

ченнаи индия

Переезд

Индийский математик переехал в Кембридж. Но как? Это длинная история, а начинается она с того, что молодой человек решил написать письмо профессору из Кембриджского университета в 1913 году. В письме он рассказал о себе, а именно о том, что не получал специального образования и занимается математикой самостоятельно уже много лет. В письме к Годфри Харди парень писал, что хотел бы опубликовать свои открытия, но он слишком беден и не имеет для этого средств. Он очень просил издать их, если они заинтересуют профессора.

Занимательно, но между доморощенным математиком Рамануджаном и профессором мировой величины завязалась переписка. Они писали много и часто, их беседы становились всё длиннее. Так, у Г. Харди в итоге на руках оказалось более 100 формул героя нашей статьи. Однако Годфри был честным человеком, и он не хотел от своего имени публиковать все достижения своего друга. Именно поэтому он уговаривает его переехать в Кембридж, что тот и совершает в 27 лет.

В Кембридже

Математик Рамануджан становится членом Английского Королевского общества и профессором Кембриджского университета. Заметим, что этот человек стал первым индийцем, которому удалось так высоко подняться и добиться таких высот.

С этого момента начинает выходить множество его печатных трудов, которые вызывают у коллег не только удивление, но и непонимание. Как парень без образования смог такого добиться?

сриниваса рамануджан айенгор

Мальчик из Ченнаи (Индия) быстро становится центром всеобщего внимания. А при этом математический мир этого человека строился на базовых знаниях и огромном количестве наблюдений за конкретными числами, которые у него накапливались целое детство. Главной особенностью этого парня было то, что он мог замечать огромные числовые массивы. Его современники считали его настоящим экзотическим чудом. Да что там, даже на сегодняшний день ученые поражаются его способностям.

Математика: теория чисел

Каковы же были научные достижения и результаты героя нашей статьи? Заметим сразу, что круг его математических интересов был очень широк, что неудивительно с его способностями. Он изучал гладкие числа, квадратуру круга, суммы и функции, интегралы, бесконечные ряды и т. д. Перечислять всё не будем, так как обычный человек в таких понятиях вряд ли силён.

индийский математик

Важная заслуга Сринивасы Рамануджана Айенгора в том, что он отыскал несколько решений уравнений Эйлера и сформулировал более 120 теорем. Современные математики полагают, что Сриниваса был и остается крупнейшим в мире знатоком цепных дробей. Он открыл формулу, исходя из которой сумма числового ряда с цепными дробями равняется выражению, в котором есть произведение e на n. Также математик предложил формулу исчисления числа n. При этом достигается невероятная точность, а именно 600 верных значений. Именно эти формулы Рамануджан отправлял Г. Харди.

Признание

Этого математика признали во всём мире, что совсем неудивительно. Независимо от того, нравятся кому-то его успехи или нет, они действительно потрясающие. Такие гении-самородки рождаются очень редко, но они полностью меняет ход развития некоторых событий, как Сриниваса Рамануджан изменил математическую науку. Уже известный нам Годфри Харди говорил, что формулы индийского гения должны быть верны, иначе ни у кого бы просто не хватило воображения, чтобы их создать.

Занимательно, что формулы и теоремы его руки очень часто всплывают и пересекаются с современными разделами математики, хотя в то время о них ещё даже не было известно.

А что сам мужчина считал по поводу своего таланта? Удивительно, но объяснение его было довольно тривиальное. Сриниваса говорил, что все знания приходят ему во время сна или же молитвы, а нашептывает их богиня Намагири.

Чтобы сохранить огромное количество трудов этого уникального математика, в 1957 году в Институте фундаментальных исследований Тата была опубликована 2-томная работа с копиями черновиков великого мастера цифр.

математика теория чисел

Позже Годфри Харди говорил, что не понимает современную систему образования, которая слишком узкая и жесткая. Он делал акцент на том, что Кумбаконамский колледж совершил самую большую ошибку в своей истории и отверг Сриниваса. А ведь для его обучения требовалась довольно маленькая сумма, которой хватило бы на получение базовых знаний и общений с талантливыми математиками. И тогда бы мир получил выдающего уникального ученого, который, возможно, сумел создать гораздо больше формул и теорем и продвинуть вперед всю науку.

На сегодняшний день именем этого человека названы графы, числа, теоремы, суммы, функция, гипотеза. Удивительно и непостижимо, как молодому человеку удалось столько достичь.

Упоминания об этом необычайном математике есть в кинематографе. Так, был снят художественный фильм в 2014 году «Рамануджан» в Индии, который повествовал об истории бедного и талантливого мальчика, которого, возможно, загубила тогдашняя система образования. В 2015 году в Великобритании вышел фильм «Человек, который познал бесконечность». Он был снят по биографии Р. Канигела. Героиня сериала «Числа», а именно Амита Рамануджан, была названа в честь великого открывателя.

Интересные факты

Известно, что в своих черновиках математик отдельно рассматривал число 1729. О нём сообщил Г. Харди, который рассказал, что навещал Сриниваса в больнице и приехал к нему на такси именно с таким номером. Он сказал индийцу, что считает это число чуть ли не самым скучным, с чем тот абсолютно не согласился и сказал, что оно является наименьшем натуральным числом, которое можно разными способами представить в виде суммы кубов. В настоящее время науке известно уже более 5 похожих чисел, но при этом поиски продолжаются до сих пор.

формулы рамануджана

В архиве Кембриджского университет были найдены записи Рамануджана, а именно его «Потерянный блокнот». Исследователи обнаружили его только в 2013 году. Рассматривая разные коробки с бумагами, один мужчина обнаружил старый лист, который оказался предсмертной запиской индийского математика. И что в ней было? Конечно, формулы!

Математик из Ченнаи (Индия) отошел в мир иной весной 1920 года в Чэтпуте. Это небольшое предместье в Мадрасском президентстве. Мужчина как будто чувствовал, что его смерть близка, и поспешил вернуться на родину. Причина могла крыться в туберкулезе на фоне общего стресса, истощения организма и сильного недоедания. При этом выдвигались предположения о том, что мужчина мог болеть амёбиазом.

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что Сриниваса – удивительный человек и учёный, который, несмотря на все преграды, шёл к своей цели. Ему попадались на жизненном пути добрые и понимающие люди, благодаря которым удалось обнародовать львиную долю открытий. И это замечательно, что в мире остались бескорыстные люди, служащие своему делу!