Эффективное использование интеллект-карт

Школьное образование является важным этапом развития человека, и использование эффективных инструментов здесь крайне актуально. Интеллект - это система образов, воспринимаемых комплексно, используемых во взаимосвязи с другими знаниями и событиями. Это не только зрение, слух или органы чувств. Есть интуиция, подсознание, масса необъяснимых закономерностей.

интеллект карт

Однако, чтобы получить качественные знания, научиться быстро и правильно их применять, совершенно не обязательно глубоко понимать «устройство» естественного интеллекта и принципы построения знаний и связей между ними. В любой сфере образования и областях применения знаний вполне достаточно использовать простые идеи интеллект-карт, чтобы получить отличный сложный результат.

История метода и его сущность

Иногда считают, что идеи интеллект-карт проистекают из сферы мозгового штурма, психоанализа и других сложных алгоритмов по развитию интеллекта для одаренных детей, развития способностей к решению специфических или нестандартных задач.

Всё гораздо проще - это обычный школьный метод эффективного получения знаний, элементы которого исторически используются в детском садике и родителями каждый день. Просто в школе за фразой "применение интеллект-карт" стоит конкретный методический процесс. Часто обсуждаемый, обновляемый и развивающийся в ходе всей учебной деятельности. Это отличный инструмент в школьном образовании.

интеллект карта примеры

Можно вспомнить британца Тони Бьюзену, поляка Альфреда Коржибски или, вообще, обратиться к древним философам и мудрецам: Порфирию, Аристотелю, Раймунду Луллию, суть от этого не изменится. Это та же самая интеллект-карта, примеры применения которой мы можем видеть везде и во все времена.

Нет такого человека, который бы что-то не записывал в целях систематизации или хранения важной информации. Нет такой сферы применения, в которой бы не изготавливались карточки технологических процессов, чек-листы, настенные плакаты и другие информационные изделия, содержащие систематизированную информацию, увязанную по смыслу с другими информационными объектами.

Школа и бизнес: разные сферы, одни карты

Интеллект-карты по темам образования и бизнеса не слишком отличаются. В первом случае они учат, во втором - работают. Но что такое учить и работать, и в первом, и во втором случае - понятия относительные.

Применение интеллект-карт в учебном процессе может быть направлено:

  • на тренировку памяти;
  • на развитие способностей к анализу и систематизации информации;
  • составление расписания;
  • графическому составлению алгоритма действий;
  • презентацию проекта.

Идей в школе много, важно, чтобы процесс составления карт был увлекательным, практичным и не давал учащимся времени отвлекаться на другие дела. Важна аккуратность и красочность процесса составления каждой карты, важны взаимосвязи между картами, последовательность их расположения и логика принятия решения.

Применение интеллект-карт в бизнесе ориентируется на цели его оптимизации, учёта и контроля первичных документов в бухгалтерии или на производстве, финансового контроля, анализа и принятия решений по действиям конкурентов и другим вопросам.

интеллект карты по темам

Обе сферы кардинально отличны, но создание интеллект-карт абсолютно идентично. Должны обязательно соблюдаться простые условия:

  • карта должна содержать минимум информации;
  • карта должна быть исполнена аккуратно, точно и красочно;
  • взаимосвязи с другими картами точно обозначены;

Карта - не обязательно отдельный листок бумаги: все карточки можно отобразить на одном листе бумаге сразу со всеми графическими связями, отражающими смысл.

Главное условие при обучении или работе с использованием интеллект-карт: не следует использовать ластик, то есть ничего и никогда не стирать! Если что-то пошло не так, нужно начисто все переделать и не следует сразу выбрасывать устаревший вариант, он почти всегда даст новую идею.

Все эти простые действия позволят уменьшить содержание каждой карточки, улучшить взаимосвязи, упростить решение.

Классическое программирование

В эпоху больших вычислительных машин, которые занимали четверть футбольного поля, а в результате их работы выделялось столько тепла, что можно было обогреть небольшой многоквартирный дом, без карт не обходилось ни проектирование самих ЭВМ, ни их программирование.

К школьному варианту интеллект-карт это не имеет прямого отношения, но опыт тех времен представляет существенный интерес.

интеллект карты язык

По сути, разработка той или иной методики - это попытка обучить умению выбирать цель и процедуру достижения требуемого результата. Человек ежеминутно занимается программированием, но не придает этому никакого значения.

Использование карт позволяет понять, как и что происходит:

  • визуально;
  • графически;
  • семантически.

Естественные, бессознательно исполняемые и привычные алгоритмы превращаются в видимые элементы, содержание которых нужно четко определить, выстроить смысловые связи и разместить на плоскости в определенной последовательности.

Объектное программирование

Здесь нет никаких последовательностей, но есть реальные объекты, которые имеют вполне конкретный смысл и возможности по взаимодействию с другими объектами.

Здесь каждая интеллект-карта = примеры реальных объектов. Совсем не трудно научиться описывать реальный объект графически, обозначать его свойства и способы взаимодействия с другими объектами.

создание интеллект карт

Проблема и суть здесь кардинально отличаются тем, что общая логика строится на среде «обитания» множества объектов. Среда - это своя система интеллект-карт, а каждый объект - отдельная структура. Среда начинает функционировать, учебный или реальный бизнес-процесс набирает обороты, но какой именно и когда сработает реальный объект, сказать трудно. Всё определяется складывающейся ситуацией.

Интеллект-карты, язык рекурсии

Уровень среды существования объектов и собственно объектов - отличные знания, практичные умения систематизировать информацию, оптимизировать знания и развивать интеллект.

Но там, где упало одно яблоко, может оказаться яблоня. На экране монитора может быть не одно окно, а несколько. При общении в Сети трудно ограничить себя беседой в одном стиле с единственным собеседником и избежать влияния других программ.

Каждая реальная система объектов, каждая карточка может сработать не один раз и вовсе не обязательно, что она «обратится» к другой карточке. Она может обратиться к самой себе и получить обратно собственный результат. Карточка это может сделать много раз.

интеллект-карта и язык рекурсии

Уровень мышления, когда автор интеллект-карт дает им право на рекурсию - это высший уровень мышления. К простым условиям построения карт, обозначенным выше, добавляется сложное и важное условие: всякая интеллект-карта должна быть законченным полнофункциональным изделием, допускающим обращение самой к себе без потерь информации, нарушения целостности и работоспособности.

Эффективность карт для приобретения и использования знаний

Начав с простых интеллект-карт, реализующих элементарные категории данных и взаимосвязи между ними:

  • через выявление самостоятельных объектов, функционирующих в среде;
  • к рекурсии, то есть способности создавать себе подобных и взаимодействовать с окружающей средой и другими объектами;
  • даже при условии, когда появляется объект неизвестной природы и назначения.

Этих трех позиций достаточно для решения практически любой задачи.

Опыт известных разработчиков методик по интеллект-картам, безусловно, важен. Следует использовать работы основателей и известных исследователей-теоретиков, но останавливаться на достигнутом все же не стоит.

Практика показывает, что эффективность интеллект-карт в обучении и бизнесе не допускает сомнений: любая попытка систематизировать информацию и обозначить все смысловые взаимосвязи - сама по себе успех любого дела. Но никогда не следует останавливаться на достигнутом. Мир динамичен, всё непрерывно меняется, без полнофункциональных объектов с рекурсией никак не обойтись.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.