Цикл "Золотой фонд радиоспектаклей": история, особенности и отзывы

Как люди жили без телефонов, телевидения, ДВД? Они слушали радио. Сейчас это трудно представить, но радио любили. Правда, у него было совсем другое лицо. Чтобы это понять, обратимся к "Золотому фонду радиоспектаклей".

Роль радио

Когда не было ТВ, вовсе не было скучно. В каждом доме был радиоприемник, на каждой улице были развешаны громкоговорители. Кроме музыки и новостей, в эфире звучали интересные передачи, трансляции футбольных матчей, записи концертов и радиоспектакли.

Это было новым видом театрального искусства. Как немое кино понятно без слов, так и аудиопостановки понятны без визуального восприятия. По вечерам передавали спектакли для всей семьи, днем шли детские передачи.

золотой фонд радиоспектаклей

В двадцатом веке был создан обширный архив радиозаписей. Он не пропал, эти ценные работы собраны в сборники и теперь любой человек может их прослушать. За названием «Золотой фонд радиоспектаклей» стоит кропотливая работа по отысканию пленки, очищению от шумов и оцифровке.

В постановках прошлых лет звучат голоса знаменитых актеров, мэтров сцены. Образы, создаваемые ими, объемны и значительны. В те времена не так много было отступлений от текста и новых трактовок, как теперь. Поэтому школьникам рекомендовали слушать спектакли, изучаемые по программе литературы.

История создания проекта

В течение нескольких лет создавался цикл «Золотой фонд радиоспектаклей». Отыскивались и оцифровывались фонограммы. Некоторые радиоархивы пересылались издалека в Москву. Многое делалось на энтузиазме. Первые звуковые файлы были опубликованы в 2003 году. В то время студия БК-МТГК взялась за восстановление радиоспектаклей прошлых лет. Их разыскивали. Затем удалялись шумы и треск, подстраивались под современную технику частоты, выравнивался уровень звука.

Студия занималась и новыми записями. Привлекались к этой работе современные актеры, голоса которых легко узнаваемы. Это М. Боярский, Ю. Рутберг, К. Хабенский, А. Арканов.

"Золотой фонд радиоспектаклей" – это коллекция произведений разных жанров, которые объединяет художественное слово. Студия звукозаписи "Майстра", которая указана издателем, занималась оцифровкой советских радиоспектаклей Гостелерадиофонда и выпустила этот цикл вместе со студией «Стереокнига».

Что входит в сборники спектаклей

Содержание сборников богатое. Один из слушателей назвал его «золотом». Да, фонд золотой, но не от материальной ценности, а от духовной. Знаменитые спектакли Театра на Таганке, Малого театра, БДТ, старого МХАТа, Моссовета…

цикл золотой фонд радиоспектаклей

Кроме спектаклей, в них содержатся художественно исполненные рассказы. Их не спутаешь с аудиокнигой. Требующий режиссерской руки моноспектакль насыщен атмосферой звуков. Стоит закрыть глаза – и полное впечатление, что находишься в месте описываемых событий.

Один только сборник «Золотой фонд радиоспектаклей, часть 8» содержит рассказы О. Генри и Чехова, Бабеля и Арканова, Джерома К. Джерома, спектакли «Вечера на хуторе» по Гоголю, «Ричард Третий» по Шекспиру, «Пять вечеров» по Володину. И это его малая часть.

Актеры, исполняющие радиороли

Голоса Р. Плятта и Ф. Раневской, М. Бабановой и В. Марецкой, Г. Маркова и Г. Тараторкина. Все то, что не успели посмотреть, что не смогли забыть, увидев однажды. Они узнаваемы, сразу вспоминается особенная манера игры любимых актеров. Образ в воображении рисуется быстро.

золотой фонд радиоспектаклей это коллекция произведений

Это незаменимая помощь студентам актерских отделений вузов. Благодаря проекту «Золотой фонд радиоспектаклей» можно услышать голос В. Высоцкого, В. Смехова, В. Золотухина, А. Миронова, М. Ульянова, С. Мишулина, Е. Евстигнеева, А. Папанова, О. Табакова, М. Козакова, В. Невинного, В. Этуша, В. Гафта, В. Васильевой, Т. Пельцер, А. Баталова, А. Джигарханяна, И. Костолевского, О. Аросевой, В. Ланового, В. Сперантовой, В. Тихонова, Л. Броневого, О. Ефремова и многих других.

Многих уже нет, а голоса остались. И они как будто с нами. Это же прекрасно.

"Золотой фонд радиоспектаклей": отзывы

По отзывам, оставленным на страницах интернета, видно людей, изголодавшихся по настоящему театру, хорошей литературе, качественному исполнению. Пишут и благодарят за проделанную огромную работу, за то, что сохранили драгоценный архив. Оценивают на десять с плюсом. Восторгаются. Слушают на работе, в дороге, дома. Забывают обо всем, внимая мастерам слова.

Многие делятся, что очень долго искали то или иное произведение, постановку. Радуются, что нашли, сообщают в комментариях. Кое-кто заново открыл для себя Чехова.

Многим интересно знакомство с классикой, а кто-то предпочитает захватывающие сюжеты. Их тоже можно найти в «Золотом фонде радиоспектаклей». А. Кристи, Г. Уэлс, А. и Б. Стругацкие и другие писатели-фантасты и авторы детективов блестяще представлены в коллекции постановок.

Минусы аудиозаписи

Спецификой оцифровки объясняется, что музыка порой заглушает текст. Трудно разобрать голос за музыкальным сопровождением. Так, новеллу А. Кристи "Коттедж «Соловей»" из-за этого слушать очень трудно.

золотой фонд радиоспектаклей а кристи г уэлс

Слушатели раскритиковали игру актрисы, исполняющей роль мисс Марпл. Видимо, созданный на экране образ героини детективов Агаты Кристи, запечатленный в фильмах, помешал воспринимать радиоспектакль. Ее голос называют ужасным, разговор с набитым ртом раздражает. Вряд ли воспитанная англичанка вела бы так беседу.

Особенности радиоспектакля

"Золотой фонд радиоспектаклей" – не просто фонограммы театральных постановок. У радио своя специфика. Тут необходимы ремарки, пояснения, звуковые эффекты, особенная дикция. Одним словом, это работа целой команды профессионалов над одной радиопостановкой.

золотой фонд радиоспектаклей часть 8

В основном этапы работы над радиоспектаклем сводятся к следующему:

1. Экспликация – адаптация текста для радио. Место и время определяется звуками, музыкой, шумами.

2. Запись голоса – подбор актеров с подходящим тембром. Все актеры, занятые в радиоспектакле, должны иметь разные окраски голоса. После записи проводят редактирование. То есть обработку спецэффектами.

3. Музыка и шумы – подбирается и записывается с учетом эмоциональной окраски произведения. Сопоставляется по тембру, громкости и монтируется для определенных временных промежутков. Создается специфическая атмосфера шумов, накладываются шаги и т. п.

Литературный вкус

Благодаря прослушиванию радиоспектаклей у детей формируется грамотная речь. Ребенок приучается правильно ставить ударение, использовать в речи фразеологизмы, цитаты из классических произведений. Это обогащает духовно и расширяет кругозор. Кроме того, приобретается хороший литературный вкус.

золотой фонд радиоспектаклей отзывы

На сегодняшний день очень мало специалистов занимаются записью аудиоспектаклей. Режиссер В. Ф. Трухан, с молодых лет работающий на радио, считает: чтобы люди поняли, какое это прекрасное искусство – аудиотеатр, надо дать им попробовать.

Попробуйте прослушать постановку из "Золотого фонда радиоспектаклей", не отказывайте себе в этом удовольствии.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.