Что изучает лексика? Зачем нужна эта наука?

Наука о языке сложна и включает в себя большое число разделов. Одним из них является лексикология, объектом изучения которой выступает словарный состав языка, то есть все те слова, которые употребляются его носителями. Нередко такую науку именуют также лексикой.

что изучает лексика

Общее понятие

Рассмотрим, что изучает лексика. Под этим словом подразумеваются все слова, образующие словарный запас того или иного языка. При этом под термином могут также пониматься слова, которые присутствуют в речи отдельного индивида, которые он знает, понимает и использует в диалогах и на письме.

Сама наука лексикология является сложной и интересной, ведь объектом ее изучения выступают все слова:

  • Общенародные (иначе – общеупотребительные).
  • Диалекты.
  • Профессиональные слова и термины.
  • Жаргонизмы и арго.

Некоторые слова могут иметь несколько значений, являясь многозначными, другие обладают ярко выраженной стилистической окраской и используются лишь в определенных стилях.

Слово

Говоря о том, что изучает лексика, следует отметить, что основной единицей, с которой имеет дело эта наука, является слово – некое сочетание ряда звуков, которое обладает определенным значением. Так, говоря «дом» (то есть произнося три звука), мы понимаем, что речь идет о некой постройке с крышей, полом и стенами, предназначенной для жизни людей. Поэтому «дом» - это слово, его изучает данная наука.

русская лексика

Лексическим значением слова принято называть тот смысл, который закладывается в звуковую оболочку. В русской лексике есть немало слов, обладающим многозначностью – за одними и теми же звуками, расположенными в одинаковой последовательности, скрывается различное значение. Приведем пример:

  • Хвост – часть тела животного (Хвост собаки был опущен).
  • Хвост – задняя часть транспортного средства (В хвосте поезда царило веселье).

Чаще всего основное значение носит название прямого, остальные являются переносными. Поэтому, рассматривая вопрос о том, что изучает лексика, можно отметить, что в зоне внимания этой науки находятся все значения слов языка, как прямые, так и переносные. Явление многозначности принято называть полисемией, в русском языке большая часть языковых единиц имеет несколько значений.

лексика наука о языке

Омонимия

В область изучения науки о языке, лексики (лексикологии), входят и слова-омонимы, они обладают разным значением, но произносятся и пишутся одинаково. Например:

  • Лук (овощ) вырос на грядке.
  • Юный воин с детства умел держать в руках лук (оружие).

Слова «лук» и «лук» имеют различные значения, но пишутся и произносятся идентично, поэтому они являются омонимами и входят в лексику языка. Понять смысл омонимов можно только из контекста. Так, услышав слово «лук», мы не поймем, о чем идет речь – о съедобном растении или грозном оружии. Значение станет ясным только в предложении или тексте.

что изучает лексика

Паронимы

Не менее интересны и слова-паронимы, которые также изучаются лексикологией. Их особенность такова: обладают различным значением, при этом на письме и в устной речи не совпадают, но очень схожи. Поэтому некоторые носители языка могут их путать. Например:

  • Абонент – абонемент.
  • Предоставить – представить.
  • Человечный – человеческий.

В речи очень важно научиться верно употреблять паронимы, для понимания их смысла контекст не требуется, ведь слова эти различные, хотя и очень похожие. Даже грамотный человек иногда может столкнуться с затруднением, в этом случае лучше проверить себя по словарю.

лексика наука о языке

Самый простой пример, тем не менее, вызывающий ошибку – надеть и одеть. Как правильно употреблять эти слова?

  • Надеть – на себя.
  • Одеть – на другое лицо.

Поэтому в предложении «Маша (надела, одела) теплое пальто» следует выбрать глагол «надела». Но если немного изменить контекст: «Маша (надела, одела) на сестру теплое пальто», то выбирать необходимо уже другой пароним, «одела».

Мы рассмотрели, что изучает лексика, и можем сделать вывод, что эта наука очень сложна и интересна, в зону ее внимания входит большое число разнообразных явлений, без знания лексики невозможно быть грамотным человеком, излагать свои мысли, приводить доводы в споре. Чем больше слов и их значений знает человек, тем лучше будет его устная и письменная речь. Лицо с богатым лексиконом без проблем сможет донести до собеседника любую мысль. Поэтому науку о словах следует изучать внимательно и добросовестно.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.