Средства обучения и воспитания в школе: обзор и описание

Для достижения целей обучения учащихся используются различные методы, средства и формы обучения и воспитания. Поговорим подробнее об этих компонентах учебно-воспитательного процесса в ДОУ, школах, вузах и других ОУ.

средства обучения и воспитания

Формы обучения и воспитания

В современной педагогической практике есть несколько классификаций, учитывающих разные характеристики форм обучения:

  1. По способу получения знаний: очное, заочное, самообразование.
  2. По количеству образовательных программ: простое и смешанное обучение.
  3. По степени участия преподавателя: самообразование, самостоятельное, с помощью педагога.
  4. По количеству педагогов: обычное и бинарное образование.
  5. По форме организации отдельно взятого урока.

Формы: очное, заочное и самообразование

На сегодняшний момент подавляющее большинство ДОУ и ООШ в России – очные, но все большей популярностью начинают пользоваться так называемые вечерние школы, которые позволяют после 9 класса совмещать получение специального образования с работой. Также в рамках этой характеристики можно выделить экстернат.

методы и средства обучения и воспитания

Формы обучения по количеству программ

По количеству образовательных программ выделяют простую и смешанную (в двух вариантах) формы обучения. Простая действует по схеме «1 школа – 1 программа». Смешанное обучение – это участие нескольких ОУ в образовании одного ребенка (например, УПК, университетские комплексы и тому подобное). Второй вариант смешанного образования – профильное обучение старшеклассников (в 10 и 11 классах углубленно изучаются один или несколько предметов).

Формы по степени участия педагога

Выделяют также самообразование, самостоятельное обучение, получение новых знаний, умений и навыков с помощью педагога (по степени участия педагогического работника). Самостоятельное обучение отличается от самообразования тем, что в первом случае направление задает педагог. Это выполнение заданий, которые даны учителем, но в ходе самостоятельной работы. Обучение с помощью педагога может быть коллективным (классно-урочная и лекционно-семинарская системы) или индивидуальным (обучение на дому, например).

Обычная и бинарная формы обучения

По количеству педагогов выделяют обычное и бинарное образование. Обычный вариант – учебно-воспитательный процесс по схеме «1 педагог – 1 класс», а бинарное образование предполагает приглашение еще одного учителя.

средства обучения и воспитания в школе

Формы обучения по способу организации урока

По способу организации отдельно взятого урока форму обучения выбирает сам учитель. Могут проводиться игровые уроки, семинары, диспуты, мастер-классы, лекции и тому подобное.

Методы организации обучения

Методом обучения называют процесс эффективного взаимодействия ученика и учителя, с целью передачи через образовательно-воспитательный процесс новых знаний, умений или навыков. Понятие «метода» многообразное. К выделению методов образовательно-воспитательного процесса в педагогической науке до сих пор нет единого подхода. Так, разные авторы выделяют различные методы и средства обучения и воспитания.

Классификация методов

Традиционно методы классифицируют следующим образом:

  1. Методы организации образовательного процесса по характеру получения новых знаний, навыков и умений (мультимедийные или технические, наглядные, словесные и так далее); по источнику учебного материала (репродуктивные, эвристические, объяснительно-иллюстративные и другие); по логике изложения и восприятия (дедуктивные и индуктивные); по степени взаимодействия участников процесса (пассивные, интерактивные, активные).
  2. Методы контроля: устные и письменные проверочные работы, взаимопроверки, самопроверки, контрольные и итоговые работы, тесты.
  3. Методы организации рефлексии.

Есть также методы и средства обучения и воспитания, разработанные специально для некоторых предметов или достижения определенных целей, методы, объединяющие несколько принципов или являющиеся индивидуальными.

перечень средств обучения и воспитания

Понятие средства обучения

Средствами обучения и воспитания в ДОУ, общеобразовательных школах, техникумах, вузах и других ОУ различного уровня называют все те объекты, которые используются в качестве инструментов деятельности учителя, воспитателя, преподавателя. Другими словами, это предметная поддержка учебно-воспитательного процесса.

Функции средств обучения

Основное назначение различных средств обучения и воспитания в школе состоит в ускорении освоения намеченного учебного материала учащимися. Таким образом, использование определенных средств в процессе учебно-воспитательной деятельности приближает результаты деятельности к самым эффективным характеристикам.

Уровни воспитания и обучения

Педагогические средства обучения и воспитания используются на всех этапах образовательно-воспитательного процесса. На первом уровне (урок) учащиеся могут работать с такими средствами, как:

  • тексты и упражнения из учебника или дополнительных учебных материалов;
  • задачи и упражнения, тесты для решения учениками в ходе самостоятельной работы;
  • лабораторное оборудование, инструменты, материалы для проведения опытов;
  • компьютерные программы по теме урока, презентации;
  • формы организации учебной деятельности учащихся на уроке;
  • различные средства наглядности, например, рисунки, чертежи и схемы.

методы средства и формы обучения и воспитания

Следующий уровень – учебный предмет в общем. Перечень средств обучения и воспитания на этом этапе включает в себя дидактические материалы, учебники, учебные пособия, разработки и рекомендации по предмету, развивающая среда для накопления полезных навыков по определенному предмету.

Третий уровень – весь процесс обучения. Здесь средствами обучения и воспитания выступает система общешкольных требований, сама по себе система обучения, библиотеки, кабинеты для проведения занятий и так далее.

Типология средств воспитания

Самая разнообразная классификация средств обучения и воспитания на уровне отдельных предметов. Выделяют, например, следующие группы:

  1. Словесные средства. К этой группе относятся учебники, методические пособия, сборники упражнений, раздаточные материалы, тесты, схемы, чертежи и тому подобное, т. е. все то, что позволяет получать новые знания через символьную систему (цифры, буквы, значки).
  2. Визуальные. Это могут быть: микроскоп, рисунки, карты, макеты, модели и прочее. Такие средства обучения и воспитания воспринимаются через зрение.
  3. Аудиальные. Средствами выступают любые аудиозаписи по теме урока, информация воспринимается органами слуха.
  4. Аудиовизуальные. К этой группе относятся познавательные и документальные фильмы, учебные видеоролики и другие материалы, которые ученики воспринимают и органами зрения, и органами слуха.
  5. Средства автоматизации. Технические средства обучения и воспитания включают в себя компьютерные программы, локальные телекоммуникационные сети.

Некоторые педагоги также выделяют в отдельные группы среди средств обучения электронные образовательные ресурсы, учебные приборы, учебную технику, наглядные плоскостные средства (плакаты, стенды, демонстрационные модели в разрезе).

педагогические средства обучения и воспитания

Материальные и идеальные средства

Другой подход к классификации у Пидкасистого П. И. Педагог выделяет идеальные и материальные средства обучения и воспитания. К материальным средствам он относит различные физические объекты, которые учитель использует в ходе учебно-воспитательного процесса. Это могут быть объемные (приборы, модели) и печатные (учебники, плакаты) пособия, а также проекционный материал (видео, презентации, аудиозаписи). Идеальные средства обучения – это те знания, навыки и умения, которые уже освоили ученики и теперь используют для усвоения новых знаний.

Средства преподавания и учения

Также можно выделить средства преподавания и учения. Средством преподавания может быть, например, оборудование для демонстрационного эксперимента, которым пользуется учитель, чтобы объяснить учащимся какой-то учебный материал. Средством учения выступает, к примеру, оборудование для лабораторного практикума, в ходе которого учащиеся закрепляют новые знания.

Принципы использования средств

Педагогические средства обучения должны использоваться с учетом возрастных особенностей учащихся и дидактических целей. Необходимо придерживаться разнообразия, т. е. применять и современные, и традиционные средства в ходе учебно-воспитательного процесса. Кроме того, нельзя исключать сотворчество педагога и учащегося.

технические средства обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания так же важны, как и живое слово педагога. Эти компоненты учебно-воспитательного процесса оказывают влияние на все остальные его элементы, а именно на цели, методы, содержание и формы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.