Площадь Белорусского вокзала: фото, расположение, описание

В самом центре Москвы находится железнодорожный вокзал, откуда поезда берут направление на запад. Этот вокзал в столице - один из двух, являющихся «сквозными» – поезда не заходят в тупик, а могут проезжать мимо станции.

Это Белорусский вокзал, расположенный на площади Тверская Застава. В этом месте улица Тверская плавно переходит в проспект Ленинградский.

От площади Трех вокзалов Белорусский вокзал находится на расстоянии трех станций метро – между "Комсомольской" (расположение Казанского, Ярославского и Ленинградского вокзалов) и "Белорусской" нужно проехать станции "Проспект Мира" и "Новослободскую".

Площадь Белорусского вокзала

Вкратце о Белорусском вокзале

Один из девяти железнодорожных вокзалов столицы России обслуживает поезда дальнего следования в направлении юго-западном и западном, а также поезда международного сообщения. Отсюда пассажиры едут в Беларусь, Калининград, Литву, в страны Европы. Направляются поезда в Анапу, Архангельск, Новосибирск, Брест, Могилев, Минск, Берлин, Ниццу, Варшаву, Гомель, Вильнюс, Женеву, Гродно, Кельн, Мадрид, Копенгаген и Париж.

Следует отметить, что в самом начале вокзал был построен для поездов Московско-Смоленской ж. д. Строить его начали в 1869 году, а открытие произошло в сентябре 1870 года. С ноября 1871 года (была продлена дорога до города Бреста) вокзал назывался Брестским.

Белорусский вокзал, площадь трех вокзалов

Площадь Белорусского вокзала: расположение

Площадь Тверская застава (с 1834 года получила название площади Новых Триумфальных Ворот, а в 1932-1990 годах – площади Белорусского вокзала) расположена на границе Северного и Центрального округов столицы. Разделяет она Ленинградский проспект и ул. 1-ю Тверскую-Ямскую. На этой площади находится Белорусский железнодорожный вокзал, путепровод Тверской, а также станции метро: «Белорусская» (линия Кольцевая), «Белорусская» (Замоскворецкая линия).

Территория этой площади и некоторые участки прилегающих кварталов входят в состав охранной зоны. Представляет она собой объект культурного наследия. Многие отдельные здания имеют статус памятников.

Памятник на площади Белорусского вокзала

Основные этапы истории

Много преобразований претерпела площадь Белорусского вокзала.

  1. Образована была в 1742 году во время строительства Тверской заставы.
  2. Деревянная арка была сооружена в 1814 году. Предназначена она была для торжественной встречи русских воинов (после победы над французами).
  3. В период 1827-1834 гг. архитектором Осипом Бове на территории площади были возведены Новые триумфальные ворота (на площади Триумфальной были старые), после чего она получила новое имя – площадь Новых триумфальных ворот.
  4. В середине 19-го столетия после сноса Камер-Коллежского вала в окрестностях площади были построены доходные дешёвые дома с трактирами, лавками и мастерскими, расположенными на первых этажах.
  5. В сентябре 1870 года здесь совершилось торжественное открытие железнодорожного вокзала, именуемого на тот момент Смоленским. Тогда он стал по счету шестым в столице.
  6. В 1914 году на территории был построен старообрядческий храм.
  7. В 1936 году разработан проект, предусматривающий реконструкцию площади, но многие работы не были выполнены. Стала она именоваться площадью Белорусского вокзала.
  8. В 50-х годах 20-го столетия был разбит сквер, а в самом его центре установлен памятник М. Горькому.
  9. Старое название (площадь Тверской заставы) вернулось в 1990 году.
  10. В 2002 году был проведен конкурс на проект новой реконструкции площади, а воплощение его началась в 2007 году. В процессе строительных работ планировалось создание парковки подземной и торгового центра. Около 300 млн долларов составил полный объем инвестиций.
  11. Воплощение проекта было приостановлено в 2011 году в связи с планируемым в 2014 году началом строительства сложной развязки. Тут же было решено отказаться от строительства торгового центра. Памятник на площади Белорусского вокзала был временно перенесен в парк «Музеон».

Площадь Белорусского вокзала: реконструкция

Ситуация на сегодня

На сегодня проект реконструкции площади Белорусского вокзала, стоявшей в перекопанном состоянии более 7 лет, практически отвергнут.

В 2011 году новый мэр столицы С. Собянин проанализировал проект реконструкции и сделал вывод, что торговый комплекс на этом месте лишь усугубит и без того сложную на сегодня дорожную ситуацию. С инвестором контракт был расторгнут. Для того чтобы не затрагивать исторический путепровод, был разработан новый проект, предполагающий строительство рядом с ним дублера для движения транспорта из центра в область. По старому Тверскому путепроводу решили оставить поток транспорта из области в центр. Но на сегодня и этот вариант отвергнут. Принято решение вообще не строить у Белорусского вокзала новые развязки.

В заключение

Ключевая проблема площади Белорусского вокзала в том, что она не похожа на городское пространство. Участок этот представляет собой мощный транспортный узел с вечными пробками и многочисленными светофорами. На стороне Лесной улицы с ресторанами, церковью Николая Чудотворца и офисными зданиями еще можно ощутить что-то близкое к городской инфраструктуре, но сторона Белорусского вокзала для пешеходов – самые опасные места. Даже в строительство паркинга не решились вложиться инвесторы.

Улучшить состояние площади было поручено нидерландскому архитектору Адриану Гезе, несколько лет успешно работающему в России. Славится West 8 экологичным дизайном городской среды. Основа их идеи – раскидать большое количество зелени вместо парковок. Архитектор вернул деревья на площадь Тверскую – от Бульварного кольца до самой Красной площади.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.