Функции исторической науки в современном мире

Не секрет что, не обладая знаниями о прошлом, которые дают необходимый опыт, человеческое общество остановилось бы в своем развитии. С течением времени сформировалась такая сфера познания, как историческая наука. Функции, методы и этапы развития ее рассмотрим в этой статье.

Понятие исторической науки

История или историческая наука – сфера общественного познания, объектом изучения которой является прошлое человечества. Как любят говорить ученые: "История – социальная память человека". Это целый комплекс наук, рассматривающий историю как в широком смысле, например, всеобщая, так и в более узком – древнего мира, новейшая России, военная, и так далее.

функции исторической науки

Несмотря на то, что историческая наука, предмет и функции которой – изучение минувшего, вовсе не является статичной, ведь постоянно меняется база источников – появляются новые, подвергаются критике старые. Меняется экономическая и политическая обстановка в государстве, что тоже оказывает огромное влияние на историческую науку (как пример – оценка исторических событий в царской России и сменившей ее советской власти кардинально разнятся).

Как все начиналось

Официально считается, что историческая наука зародилась в V веке до нашей эры. Все помнят из курса школьной программы философа Геродота, которого по сей день считают "отцом истории", Фукидида и его труд "История Пелопонесской войны", Ксенофонта и Полибия. Древние греки предпочитали описывать события, современниками которых они являлись – в приоритете были войны, биографии политиков и сама политика, а также другие народы и религия.

предмет и функции исторической науки

Большим вкладом в развитие исторической науки стали труды "Анналы" и "История" римского историка Публия Корнелия Тацита. Руководствуясь девизом – "Без гнева и пристрастия" (то есть объективно и с целью установления истины), – он занимался биографией римских императоров.

Со временем принципы и функции исторической науки античного времени нашли своё продолжение в трудах византийских ученых (Прокопия Кесарийского). В Европе в средние века появляются летописи – описание событий по годам, все происходящее объясняется "божественным провидением", а история церкви становится приоритетным направлением для изучения. Самый известный мыслитель этого времени – святой Августин Блаженный.

Эпохи Возрождения и Просвещения

Эпоха Возрождения (Ренессанса) принесла такие нововведения в методы и функции исторической науки, как критика источника. Ученые в своих работах должны были обязательно ссылаться на источники, причём, чем больше было ссылок и цитирование, тем лучше. Известные мыслители этого времени – Бенедикт Спиноза, Френсис Бэкон (работа "Новый Органон", при написании которой использовался разработанный им метод индукции – от частного к общему).

основные функции исторической науки

Эпоха Просвещения послужила большим скачком для развития всех наук, в том числе и истории. Открываются новые источники, они систематизируются, расшифровываются. Впервые выдвигается мысль о том, что на развитие функций исторической науки оказывает влияние такой фактор, как форма правления. Шарль Монтескье, помимо вышеназванного, выделил ещё такие факторы:

  • физические (географическое положение, климат);
  • социальные (религия, население) факторы.

Выдающийся французский мыслитель Вольтер считал, что люди должны изучать "достижения ума человеческого и морали", тем самым заложив основы изучения культуры.

Дальнейшее развитие

В XIX веке в рамках философии позитивизма функции исторической науки заключались в значительном повышении роли исторических источников, источниковедение стало развиваться как самостоятельная дисциплина, а письменный источник – как единственно достоверный.

методы и функции исторической науки

Особого внимания заслуживают работы:

  • Шпенглера "Закат Европы" (история – циклические культуры, которые зарождаются, переживают период расцвета и затем умирают);
  • Арнольда Тойнби "Цивилизация", учёный выделил пять ныне существующих цивилизаций и двадцать с момента зарождения, которые также рождаются, растут, приходят в упадок и умирают.

Двадцатый век – это время, когда исторические масштабы исследований расширяются географически, охватывая больше стран и народов, а также хронологически – от первобытного человека до современности. Это время господства формационного подхода в истории, основоположниками которого были Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они считали, что определяющим фактором в жизни общества были материальные условия, от них зависели и социальные аспекты, и мировоззрение людей. Таким образом, история – процесс смены общественно-экономических формаций.

Двадцатый и двадцать первый века – времена, когда основные функции исторической науки размываются, стираются грани между историей и другими социальными науками – социологией, психологией. Учеными проводятся новые исследования и эксперименты, развиваются новые направления, например, контрфактическая история (изучает альтернативы исторических событий и процессов).

Познавательная и социальная функции

Другое название познавательной функции - информационная. Сущность ее состоит в том, чтобы рассмотреть и проанализировать прошлое человечества, понять суть происходивших явлений и то, какое влияние они оказали на дальнейший ход истории, то есть закономерности исторического развития.

социальные функции исторической науки

Социальная функция исторической науки или функция социальной памяти – это изучение опыта предыдущих поколений, сохранение их в памяти народа. Она имеет целью обеспечить преемственность поколений, способствовать национальной самоидентификации народов. Формирование исторической памяти чрезвычайно важно, от нее зависит стабильность общества, способность выживать в критических ситуациях. Как говорят ученые: "Народ умирает, когда становится населением, когда забывает свою историю".

Классический пример, почему социальная память чрезвычайно важна для народа – неприятие исхода и результатов Первой мировой войны в Германии привело к развязыванию ею Второй мировой войны уже буквально через два десятилетия.

Методы исторической науки

Предмет, принципы и функции исторической науки включают в себя как общие методы познания – анализ, индукция, синтез, дедукция (так как ими пользуется практически любая наука, не стоит останавливаться на них подробно), так и специальные, присущие только ей. К таким методам относятся:

  1. Ретроспективный – для того, чтобы выявить истинную причину события, учёный при помощи последовательных действий проникает в прошлое.
  2. Историко-сравнительный – сравнение исторических объектов путём сопоставления их во времени и пространстве, выявление сходства и различия.
  3. Историко-типологический – заключается в составлении классификаций событий и явлений, выявлении общих черт и различий в рассматриваемых объектах.
  4. Историко-генетический – рассмотрение изучаемого явления в динамике, от зарождения до гибели, то есть, в развитии.

принципы и функции исторической науки

Следует отдельно сказать, что функции исторической науки исключают метод эксперимента – нельзя с точностью воссоздать происходившие когда-то явления и процессы.

Принципы науки

Принципы в целом – это идеи, основополагающие правила. Основными принципами исторической науки являются:

  1. Историзм. Любой факт, явление или событие рассматривается в разрезе исторической обстановки, в динамике, во времени и пространстве.
  2. Объективность. Предполагает, во-первых, опору на подлинные факты, учёт как положительных, так и отрицательных моментов рассматриваемого явления. Во-вторых, историк должен быть независим от своих желаний и предпочтений, которые могут исказить историческое исследование.
  3. Альтернативность. Предполагает существование иного пути развития, кроме того, который произошел. Использование этого принципа позволяет увидеть неучтенные ресурсы и неосуществлённые возможности, позволяет извлечь уроки на будущее.
  4. Социальный подход. Означает, что в развитии определённых процессов значительную роль играют социальные интересы. Важно руководствоваться им при оценке программ политических партий, во внутренней и внешней политике государства.

Вспомогательные исторические дисциплины

Говоря о функциях исторической науки в современном мире необходимо затронуть те дисциплины, которые идут с ней нога в ногу в своих исследованиях и подразделяются на специальные и вспомогательные. Основными из них являются следующие науки:

  1. Историография. В широком смысле – это вспомогательная (специальная) историческая дисциплина, которая изучает историю исторической науки. В более узком – это проведённые учёными-историками исследования в определённой области исторической науки или совокупность научных работ.
  2. Источниковедение. Это вспомогательная историческая дисциплина, которая комплексно изучает исторические источники, использует анализ явлений и событий. Источниковедение бывает теоретическим, занимается определением происхождения источников и их достоверности, а также прикладным (конкретным) – изучает отдельные отрасли и периоды истории.

Специальные исторические науки

Существует несколько специальных исторических дисциплин, которые помогают исторической науке наиболее полно раскрыть, изучить рассматриваемое событие или явление. Это нумизматика (изучает монеты), геральдика (гербы), палеография (письменность). Но наиболее значимыми из них являются археология и этнография:

  1. Термин "археология" образован от древнегреческих слов "архео" – древний и "логос" – наука. Это дисциплина, изучающая историю человечества по вещественным памятникам (зданиям, сооружениям, оружию, орудиям труда, предметам быта). Особенно возрастает роль этой дисциплины при изучении тех периодов истории, когда отсутствовала письменность, или тех народов, у которых письменности не было вообще.
  2. Термин "этнография" также является древнегреческим, "этнос" – народ, "графо" – пишу. Отсюда можно понять суть этой исторической дисциплины – она изучает происхождение народов (этносов), их состав, расселение и переселение, а также культуру и быт.

Исторические источники

Исторический источник – любая вещь, документ, который содержит информацию о прошлом и может быть использован для изучения исторических процессов. Существует несколько классификаций этих документов, делений их на группы (по цели создания, по степени близости к историческому факту).

наука история функции исторического знания

Наиболее распространённым является деление источников на:

  • Вещественные – здания, сооружения, одежда, оружие, орудия труда и предметы быта – одним словом все, что создано руками человека.
  • Этнографические – обычаи, традиции, всевозможные обряды, верования.
  • Лингвистические – речь, говор, присущий человеку, народу.
  • Устные (фольклор) – песни, сказки, легенды.
  • Письменные – всевозможные рукописи, архивные документы, письма, нормативные акты, мемуары. Могут быть подлинниками или копиями.

Наука, история

Функции исторического знания, которые предопределяют человеческое понятие об исторических событиях, таковы:

  • интеллектуально-развивающая, познавательная – познание исторических процессов как социальной отрасли научных знаний и теоретическое обобщение фактов истории;
  • практически-политическая – помогает в разработке научно обоснованного политического курса путем выявления закономерностей в развитии общества и вариантов управления массами;
  • мировоззренческая – влияет на формирование научных мировоззрений путем предоставления точных, документально обоснованных, данных о событиях минувшего;
  • воспитательная – знание исторических фактов оказывает влияние на формирование гражданской позиции.

Предметом и функциями исторической науки является изучение развития человеческого общества во времени и пространстве, то есть исторический процесс. Без этих знаний общество не смогло бы развиваться и двигаться вперед.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.