Мостовая - это улица с покрытием

Мостовая – это улица, дорога с определенным видом покрытия проезжей и пешеходной части. В русском языке слово «мостовая» может обозначать вид улицы и входить в название. Например, улица Мостовая в Екатеринбурге. Мостовые дороги и улицы – неотъемлемый показатель ранних цивилизаций. Их находят при раскопках древних городов. Не потеряли они актуальности и в наше время, правда, изменились технологии их сооружения.

мостовая это

Что такое мостовая

Прежде всего, мостовая – улица, имеющая покрытие, то есть мощеная. В прежние годы не все улицы имели такую «одежку», поэтому это слово подчеркивало отличительный признак, что впоследствии иногда служило ее названием. В русском языке деревянные полы называли помостом. Так как покрытия дорог и улиц в России до XVIII века делались деревянными, то и улицы назывались вначале помостами, а затем - мостовыми.

что такое мостовая

История

Мостовые улицы появились тысячи лет назад. В Древнем Риме существовало непререкаемое правило. Прежде чем начать закладку поселения, прокладывали и мостили дорогу, по которой можно было до него добраться. Далее сооружались объекты водоснабжения и водостоки. После этого строились жилые дома. Памятником дорожного строительства служит сохранившийся фрагмент древнеримской дороги на Палатин. Конструкции мостовых в то время были очень простыми. Делалось основание, которое состояло из песка, хряща, щебня, на него выкладывались камни. Все это хорошо утрамбовывалось, и швы замащивались средним или мелким песком.

При раскопках в Помпее были обнаружены хорошо сохранившиеся участки с мощеными улицами. Причем проезд для повозок (проезжая часть) был отделен от прохожей части для жителей. Сохранившиеся мостовые были выполнены из булыжников.

В средневековой Европе мостовые - это улицы городов, выполненные из булыжников или обработанных камней. Они сохранились до наших времен. Правда, их периодически ремонтировали. Такое покрытие и сейчас можно увидеть во многих европейских городах, где каменные мостовые – это вполне обыденное явление в старых районах городов и в селениях.

мостовая схема

Мостовые в России

В равнинной части России с камнем было туго, но лесов всегда было предостаточно, поэтому уличное покрытие делалось из дерева. В северных городах и поселениях можно и сейчас увидеть деревянные дворы и тротуары, так как это наиболее дешевый вид покрытия. Примером может служить город Архангельск, где деревянные мостовые – это неотъемлемая часть старого города.

В 1714 году для мощения улиц в новой столице, Санкт-Петербурге, была введена обязанность по сбору камней. Каждый домовладелец должен был замостить дорогу напротив дома. Сделать это необходимо было ровно и чтобы весной не размыло дождями. Все суда, приходившие с Ладоги, были обязаны привезти в Петербург камень в установленном количестве.

Каждая подвода, прибывающая в столицу, должна была привезти три камня весом пять фунтов. За неисполнение полагался штраф в одну гривну, что по тем временам было большими деньгами. Чтобы жители города знали, что такое мостовая и как укладывать покрытие, были разработаны правила, утвержденные градоначальником Санкт-Петербурга в 1718 году. Большое распространение мощеные дороги получили на юге царской России, а также в прибалтийской ее части. Особую гордость представляет Красная площадь в Москве, вымощенная брусчаткой (выпиленными плитками).

мостовые конструкции

Из чего делают мостовые

Материалы, из которых делают мостовые, - это булыжники, тесаный камень (брусчатка), чугунные плиты, дерево, асфальтовое покрытие. Первые чугунные мостовые появились в городах США - Нью-Йорке и Бостоне. Управляющий Русским пароходным заводом Сахаров, будучи в США, приобрел и привез в Россию образцы. По ним были изготовлены заготовки для мощения небольшого двора пароходного завода. Чугунной мостовой заинтересовался Великий князь Константин, который приказал выложить таким же способом небольшую мостовую у Пенькового моста, на участке с интенсивным движением. Длина пробного участка составляла всего 160 метров.

После проведенных испытаний чугунными плитами были покрыты еще несколько мостовых, которые прослужили людям более 100 лет. В 1978 году они были реставрированы, и на сегодня это достопримечательность города. Чугунные мостовые можно встретить в Кронштадте.

Большую популярность получили покрытия из тесаных камней, которые укладываются по определенной схеме. Мостовые получаются ровными, что делает движение по ним более комфортным. Материалами для их изготовления служат песчаник или гранит. Этот способ трудоемкий. Мостовые из песчаника можно встретить в Париже и Берлине, гранитные – в Лондоне и С.-Петербурге. У них есть определенные недостатки. Первые менее долговечны, а вторые в дождливую погоду очень скользкие.

С 1926 года покрытия мостовых стали выполнять из асфальта, который более стоек к природным катаклизмам, его укладка менее трудоемка. В настоящее время процесс покрытия дорог полностью механизирован. Сегодня не принято асфальтированную улицу называть мостовой. Это название сохранилось для дорог и улиц, вымощенных камнем, чугуном.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.