Вся российская железнодорожная сеть разделена на 16 филиалов. Каждый из них имеет определенный подведомственный участок путей, систему управления. Одним из таких филиалов является Забайкальская железная дорога, о которой мы хотим подробно рассказать.
Общая характеристика
Забайкальская ж/д - это российская ныне действующая железнодорожная сеть, которая пролегает по территории Амурской области и Забайкальского края. Ее общая протяженность - более 3,3 тыс. км. Управляющее учреждение находится в Чите. С начала 2017 года начальником Забайкальской железной дороги является А. А. Скачков.
До 1991 года полностью располагалась на территории СССР, сегодня находится во владении Российской Федерации. Первый состав прошел здесь в 1900 году. В 1975 г. железная дорога была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Если вам интересны контакты Забайкальской железной дороги, то вся необходимая информация находится в одноименном разделе официального сайта "РЖД". Это данные об ответственных лицах, телефоны, адрес электронной почты для обращений.
Цифры и факты
Приведем интересные хронологические и статистические факты о Забайкальской железной дороге:
- С 2003 г. является филиалом РЖД.
- На 2015 г. общая длина магистрали составляет 3321 км.
- Число работников - около 46 тыс. человек (2015).
- Средняя оплата труда - порядка 52 тыс. рублей (2015).
- Перевоз пассажиров дальнего сообщения - всего 2 млн 763 тысячи человек (2015).
- Перевоз пассажиров пригородных рейсов - 912 тысяч человек (2015).
- Перевоз грузов - почти 133,6 млн тонн (2015).
Границы участка
Важно отметить, что на юге Забайкальская железная дорога, фото которой представлены в статье, граничит с Китайской ж/д (пограничная станция - Забайкальск). Здесь расположена не только ж/д пропускная станция, но и пункт перестановки составов, которые движутся из РФ в КНР и обратно. Причина в том, что в Китае ширина колеи иная, чем в России, - 1435 мм. Через Забайкальск проходят составы, которые следуют в Пекин и Маньчжурию (Биньчжоуская ж/д).
Также упомянем участок пути Борзя-Соловьевск. Он граничит с изолированной ж/д веткой Чулуунхороот-Чойбалсан (Монгольские железные дороги). По этому направлению сегодня организовано только грузовое движение.
Структура
На фото вы увидите схему Забайкальской железной дороги. Ранее она состояла из пяти отделений:
- Могочинское.
- Свободненское.
- Читинское.
- Борзинское.
- Сковородинское.
Сегодня они все расформированы. Вместо них образованы регионы дороги - в Чите, Свободном, Могоче. В 2017 году был образован еще один регион в Борзе. Также действуют 15 агентств фирменного обслуживания транспорта.
В составе Забайкальской железной дороги функционируют семь эксплуатационных локомотивных депо в пунктах:
- Чита.
- Белогорск.
- Борзя.
- Хилок.
- Чернышевск-Забайкальский.
- Амурское.
Пять предприятий вагонного состава (вагонные, вагонно-ремонтные депо) в:
- Чите.
- Могоче.
- Борзе.
- Карымской.
- Белогорске.
Ряд предприятий путевого хозяйства. Это дистанции пути:
- Бурейская.
- Белогорская.
- Магдагачинская.
- Завитинская.
- Михайло-Чесноковская.
- Шимановская.
- Зиловская.
- Могочинская.
- Ерофей-Павловичская.
- Сковородинская.
- Амазарская.
- Шилкинская.
- Карымская.
- Могзонская.
- Чернышевск-Забайкальская.
- Читинская.
- Оловяниннская.
- Хилокская.
- Борзинская.
- Маргуцекская.
Предприятия централизации, блокировки и сигнализации. Это дистанции:
- Белогорская.
- Сковородинская.
- Ерофей-Павловичская.
- Шимановская.
- Зиловская.
- Читинская.
- Борзинская.
- Хилокская.
- Могочинская.
- Магдагачинская.
- Шилкинская.
Дистанции энергоснабжения:
- Шилкинская.
- Могочинская.
- Хилокская.
- Чернышевск-Забайкальская.
- Магдагачанская.
- Свободненская.
- Белогорская.
- Читинская.
- Борзинская.
- Ерофей-Павловичская.
- энергомонтажные поезда.
Прочие предприятия:
- Путевые машинные станции, в т.ч. и специализированная.
- Дистанция инженерных сооружений.
- Дирекция по ремонту и эксплуатации путевого транспорта.
- Центр мониторинга и диагностики устройств инфраструктуры.
Также функционируют Забайкальская дирекция подвижного моторвагонного состава, Забайкальская дирекция тяги, Забайкальская дирекция инфраструктуры.
Основные вехи истории
Давайте познакомимся с главными этапами развития Забайкальской ж/д:
- Строительство дороги проходило в масштабах прокладки Транссибирской магистрали в 1895-1905 гг. В работах участвовало как местное население, так и специалисты из европейской части России. Строительство осложнялось особенностями региона: болотистая местность, вечная мерзлота, сложный рельеф, пересеченный реками и хребтами, низкие температуры зимой, стихийные бедствия.
- В январе 1900 г. уже было начато временное движение составов.
- В 1922 г. вошла в Сибирский округ путей сообщения.
- В 1923 г. Забайкальская железная дорога была отсоединена как самостоятельное подразделение. В 1925-м ее дополнили Читинской.
- В период 1936-1943 гг. имела название Молотовской.
- В 1959 г. к Забайкальской ж/д была присоединена Амурская.
Вот мы и рассмотрели все ключевые особенности Забайкальской железной дороги. Являющаяся частью Транссибирской магистрали, она имеет и сегодня важное значение в сфере пассажирских перевозок, в области грузовых.