Процессинговая система: описание, особенности. Процессинговые системы в России

Комментировать Редактировать статью

Пластиковые карты – удобная замена наличным деньгам. Они компактны, безопасны и удобны в использовании. Но уже привычный механизм оплаты товаров при помощи пластиковой карты редко заставляет людей задумываться о том, какие процессы происходят во время контакта банковской карточки с платежным терминалом. Поэтому сегодня поговорим о процессинговых системах.процессинговая система

Термин

Чтобы доступно описать всю суть этого явления, нужно ввести несколько терминов. Процессинг – это процесс обработки информации, используемой при осуществлении платежа посредством банковской пластиковой карты. Отсюда следует вывод, что процессинговая система – это система, обеспечивающая обработку информации при проведении операций с применением пластиковых карт.

Процессинговые схемы всегда содержат трех обязательных участников:

  • Организация-эквайер, которая несет ответственность за осуществление расчетов.
  • Банк-эмитент, выпускающий платежные пластиковые карты.
  • Платежная система, которая выступает в качестве посредника между эквайером и банком-эмитентом.

Компании, которые предоставляют услуги по обеспечению и обслуживанию ПО, необходимого для процессинга, называются "процессинговые центры". Они же являются одним из звеньев в системе эквайринга.

Главная цель процессинговой системы – обеспечить постоянную и бесперебойную связь между всеми участниками процессинговой схемы. Иначе осуществление платежей с использованием банковских пластиковых карт станет невозможным.

процессинговая система банка

Система эквайринга: что проверяется во время расчетов?

За несколько секунд, которые нужны для проведения платежной операции, эквайер проверяет данные, без которых невозможно осуществить транзакцию. Среди них:

  • Дееспособность пластиковой карточки.
  • Сумма средств, доступных для списания.
  • Статус банка-эмитента.

Кроме того, именно процессинговая система отвечает за безопасность платежей, под которой понимается сохранность и конфиденциальность транзакций, а также защита от мошенников.

Процессинговая система: особенности организации

Из вышесказанного несложно понять, что процессинг – это достаточно сложный процесс, который требует ответственного и серьезного подхода к его организации. Процессинговая система должна оперативно отслеживать операции между держателями пластиковых карт, банков-эмитентов, платежных шлюзов и прочего. Для этого используются автономные системы обработки платежей, которые наиболее часто встречаются в сфере электронной коммерции.

международные процессинговые системы

Организация процессинга включает в себя:

  • Проверку состояния пластиковых карт (баланс, статус и пр.).
  • Передачу информации о запросе на проведение транзакции в банк-эмитент.
  • Обработку протокола банковских реквизитов.
  • Создание и поддержку базы данных.
  • Формирование отчетов и передачу их банку-эмитенту (производится ежедневно).
  • Обработку стоп-листов и доведение информации до контрагентов.

В дополнение к этому процессинговые центры могут заниматься выпуском пластиковых карт, их персонализацией и защитой.

Типы процессинговых систем

Процессинговые системы условно делят на «белые», «серые» и «черные». Их статус зависит от легальности проводимых операций:

  • «Белые». Процессинговые системы перед сотрудничеством должны проверять юридический статус компании-эмитента и законность проводимых операций. "Белые" процессинги работают исключительно с проверенными фирмами, исправно платящими все местные и международные налоги. Как правило, "белые" международные прецессионные системы – резиденты Европейского союза или Соединенных Штатов Америки.
  • «Серые». «Серые» процессинговые центры могут обслуживать не только легальный бизнес, но и подозрительные компании, которые находятся в зоне высокого риска. Однако если законность деятельности фирмы стоит под вопросом, «серые» процессинги могут отказать в обслуживании. Поэтому с ними нужно уметь договариваться, чтобы получить оптимальное соотношение цены и качества услуг. Чаще всего «серые» процессинговые центры являются резидентами азиатских стран.
  • «Черные». К этому типу относятся все процессинги, которые сотрудничают с любым бизнесом, даже откровенно нелегальным. Естественно, найти представителей данных компаний достаточно сложно, поэтому для заключения договора обслуживания клиентам приходится искать выход на нужного человека. Чаще всего «черные» процессинговые центры представлены китайскими банками или одиозными офшорами.

процессинговая система way 4

Безопасность

Главная угроза безопасности любой процессинговой системы банка – хакеры. Их методы воздействия с каждым разом становятся все агрессивнее, поэтому неотъемлемая часть любого процессингового центра – служба безопасности.

В 2006 году был разработан ключевой стандарт безопасности пластиковых карточек, которому должны подчиняться абсолютно все участники процессинговой системы – PCI DSS. В его разработке принимали участие более 600 квалифицированных специалистов разных направлений. Именно поэтому данный стандарт актуален и по сей день.

Стандарт безопасности PCI DSS: обязательства

Исходя из текста документа, на всех участников процессинговой схемы, производящих удаленное осуществление платежей с использованием пластиковой карты, накладываются четкие обязательства:

  • Для банков-эмитентов. Юридическое лицо, занимающееся выпуском пластиковых карт, должно обеспечивать их безопасность от несанкционированного доступа. К обязательным условиям относятся: нанесение чипа, размещение защитного кода (CVC2, CVV2 и пр.), присвоение магнитной дорожки с именем владельца, защита карты посредством пин-кода, функция 3D-Secure. Кроме того, данные о владельце пластиковой карты банк-эмитент должен хранить исключительно в закодированном виде.
  • Для процессинговых центров. Чтобы принимать участие в финансовой деятельности, процессинговые центры должны получить международный сертификат на соответствие требования безопасности, а также проходить обязательную переаттестацию в период осуществления свой деятельности. Кроме того, работники компании при приеме на работу проверяются федеральной службой безопасности, осуществляющей постоянный контроль над их последующим участием в процессинговой схеме.

процессинговые системы в россии

Процессинговые системы в России

Раньше банки преимущественно использовали только международные процессинги для проведения операций. Теперь тенденция меняется. Они предпочитают создавать свои процессинговые центры. Это позволяет им освободиться от зависимости в сторонних компаниях, а также самостоятельно внедрять новые технологии. Причем это касается не только банков. Крупные фирмы также работают над созданием процессинговых систем. Например, на сайте secure.sirena-travel.ru процессинговая система, используемая для проведения платежа, – результат разработки на базе решений «Сирена-Трэвел».

процессинговые карточные системы

Но так или иначе, использование таких платежных систем, как Visa или MasterCard, обязывает банки применять зарубежные международные процессинговые системы. Яркий пример такого сотрудничества – Сбербанк и процессинговая система Way4.

Главный недостаток отечественных сервисов – локальность. Каждый банк разрабатывает процессинг исключительно для личного пользования, что, в свою очередь, не позволяет объединить все платежные схемы в единую систему.

Преимущества создания собственной процессинговой системы

Иногда создание личного процессинга финансово невыгодно для банков. Но в силу каких-то причин они все равно вкладывают в него деньги. Чаще всего это обусловлено следующими преимуществами:

  • Уменьшение затрат на обслуживание электронных платежей.
  • Независимость от сторонних фирм.
  • Быстрое внедрение новых технологий и функций.
  • Снижение рисков при передаче данных сторонней организации.

secure sirena travel ru процессинговая система

На сегодняшний день самым крупным разработчиком процессинговых карточных систем в России является «Компания объединенных кредитных карточек», которая обслуживает около 20 % оборота по сделкам. С ней сотрудничают более 90 отечественных и зарубежных банков, стимулирующих расширение и совершенствование качества оказываемых услуг.