Иван Семенович Полбин, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза: биография, подвиг, память

Даже родился Иван Семенович Полбин в весьма необычном месте. Случилось это в феврале 1905 года, в тюрьме города Симбирска, где содержалась его мать за агитацию против существующего строя. Да, при царском режиме это вовсе не было редкостью, что бы сегодня об этом ни говорили. Бунтарские речи перевесили и беременность, и соответственное состояние здоровья, никому до этого дела не было. И не было ни одного правозащитника, который бы возмутился фактом рождения в тюрьме младенца. Наверняка все решили, что Иван Семенович Полбин вырастет таким же неграмотным бунтующим рабом, как и его родители. Но вышло совсем не так. Хотя хлебнуть горя и бедности будущий герой успел.

иван семенович полбин

Советская страна

В 1914 году Иван Семенович Полбин не праздновал свое девятилетие. Умер его отец, замученный крестьянским батрачеством, и пришлось маленькому мальчику отправиться по его стопам, чтобы прокормиться. Только после 1918 года он смог пойти в школу. Учился он хорошо и быстро. Уже в двадцатых вступил в Общество воздухоплавателей и организовал сбор денег для того, чтобы построить целую эскадрилью в ответ на происки Чемберлена. Новая, завоеванная кровью страна давала юношеству такое количество возможностей, которые бывшим батракам и чернорабочим даже не снилось.

Именно поэтому и не удивительно, что весь народ встал на защиту ее, когда началась Великая Отечественная война. Иван Семенович Полбин стал ее героем. Но показал себя защитником родной страны он значительно раньше. В 1929 году его приняли в военную школу летчиков, а уже в конце 1930-го Иван Семенович Полбин - курсант военной школы в Оренбурге. Разве мог он помыслить, будучи маленьким батраком, что предстоит ему не просто учиться в одном из лучших учебных заведений, но и стать прославленным летчиком? Эта школа - знаменитое Оренбургское высшее военное авиационное краснознаменное училище летчиков. Окончил он его замечательно в 1931 году и стал служить на Дальнем Востоке. И теперь молодой и упорный летчик бесконечно совершенствует свой талант, он очень и очень много летает, причем настолько охотно, что эта сложная профессия дается ему легко.

Очень быстро продвигалась его военная служба - Иван Полбин уже командир эскадрильи. А потом наступил 1939 год, и советская авиация показала себя в деле. Река Халхин-Гол, кровопролитные бои с японцами... Здесь уже Полбину пришлось командовать всем бомбардировочным полком авиации. Полк никогда не летал без своего командира, который научил летчиков по-настоящему воевать, и Халхин-Гол стал для них самой лучшей школой. А командир быстро и точно анализировал каждый вылет, и на основе этого опыта им была разработана новая методика по защите строя самолетов-бомбардировщиков. Теперь они не только бомбили. Они научились защищаться от атак вражеских истребителей и даже наносить им непоправимые потери. Удары по противнику были очень эффективными, но биография Ивана Семеновича Полбина не включила в себя ни одного периода застоя или самоуспокоения. Он продолжает искать новые методы, другие способы ведения боя для своих самолетов. И находит! Цели для бомбардировщика редко бывают крупными, и если самолет не будет пикировать, бомбы будут истрачены по большей части впустую.

Пикирующий бомбардировщик - это как раз летчик Полбин. Именно он сделал все необходимые расчеты, опробовал, внедрил. За храбрость, за мужество, за высочайшее летное мастерство высокие награды Иван Семенович Полбин начал получать уже тогда. За бои с японскими войсками его наградили орденом Ленина.

генерал полбин

Великая Отечественная

Во время великой войны Иван Семенович Полбин подвиг совершил далеко не единственный: каждый день, по шесть-восемь раз в сутки вылетал он со своим Сорок вторым бомбардировочным полком бить фашистов на Западном фронте, и каждый боевой вылет был подвигом. В самом начале вторжения, когда гитлеровцы рвались к нашей столице, в середине июля 1941 года Полбин лично вел свои эскадрильи на врага. И постоянно он исследовал возможности самолетов "Пе-2", улучшал тактику, пробовал все варианты самостоятельно. И уже осенью полк начал пикировать на обозначенную цель в плотнейшем строю. И почти сразу же начинаются ночные вылеты, которые ранее не практиковались. Причем - полным составом! В течение первого года войны полк сделал более трех тысяч боевых вылетов, из них почти девятьсот - ночью. Летом 1942 года военные действия летчики полка вели под Сталинградом и Воронежем, наносили сокрушительные и многочисленные удары по танковым колоннам, по железнодорожным составам, по аэродромам противника.

Так, в августе 1942-го группой пикирующих бомбардировщиков под командованием Полбина был атакован аэродром фашистов в Миллерове, где они не успели поднять в воздух более двухсот самолетов. После атаки взлететь смогли единицы - удар пикирующих бомбардировщиков был неожиданным и очень точным, ярко горели на взлетном поле многие десятки самолетов, и черные кресты на их крыльях уже не будут угрожать ни нашим войскам, ни мирным жителям. Совсем близко от Миллерова - железнодорожная станция Морозовская. Там воздушная разведка увидела большой склад с топливом, который охраняло плотное кольцо зенитных батарей. С задачей по уничтожению этого склада Полбин справился на отлично! Сначала он досконально изучил все особенности данной цели и понял, что полк туда лететь не должен. Сел в самолет, ведомым взял командира звена Л. Желудева, так двумя самолетами Пе-2 и полетели. Попадания бомб были поистине снайперскими. Загорелся склад, цистерны взорвались все. Там были сотни и сотни тонн так необходимого гитлеровцам горючего под Сталинградом, без чего уже не могли зверствовать многие фашистские самолеты, танки, автомобили.

ул полбина

Немцы бегут

Летом 1943 года полк Полбина участвовал в Курской битве. По живой силе и танкам противника наносились бомбовые удары. Однажды уже на подлете к намеченной цели советские бомбардировщики были атакованы истребителями гитлеровцев. Этот воздушный бой был очень жарким. Шесть мессершмиттов было сбито, и два из них уничтожил лично Иван Полбин. В сентябре фашисты отступали, мертвой хваткой цепляясь за каждый клочок нашей земли, к тому же они хотели прихватить огромные запасы награбленных богатств. При переправе через Днепр непрекращающимся потоком по двум мостам шли войска, техника, грузовики с ценностями. Конечно же, охранялись переправы очень мощно. Постоянно патрулировали там и истребители, и огромное количество зенитных батарей стояло на подступах. У полковника Ивана Семеновича Полбина намечался еще один подвиг.

План операции был разработан им самым тщательным образом. К полету готовились две эскадрильи по девять "Пе-2" в каждой. Все штурманы и летчики досконально изучили этот район действий, было намечено несколько вариантов целей бомбометания. Даже был проведен показной полет. Рано утром две эскадрильи под прикрытием истребителей "Ла-5" вылетели. Зашли от солнца и внезапно обрушились с высоты в три тысячи метров в самом крутом пикировании прямо на мосты. Настолько внезапно это получилось, что гитлеровцы начали стрелять уже вдогонку, когда все было кончено: один мост обрушен полностью, другой - частично. Аэрофотосъемка запечатлела кадры множественных прямых попаданий. Это было под Днепропетровском, а через несколько дней ту же самую операцию провели около Кременчуга, разрушив и шоссейный мост, и железнодорожный. Фашисты смогли переправиться только с живой силой, практически все, что награбили, пришлось бросить. На левом берегу осталось огромное количество эшелонов, техники.

халкин гол

Вот это подвиг!

В октябре 1943 года перед Полбиным встала еще более сложная задача, для выполнения которой ему понадобились семнадцать бомбардировщиков Пе-2. Ведущим, как всегда, пошел сам Полбин. На небольшой железнодорожной станции накопилось большое количество эшелонов, зениток там было еще больше, все небо было усеяно сплошными разрывами снарядов. Но, несмотря на исступленный огонь, группа Полбина в идеально выдержанном строю спикировала над железнодорожными путями. Серия сброшенных бомб легла прицельно - взметнулись над железной дорогой огромные черные облака, на самой станции горели два эшелона, а склад с боеприпасами, взорвавшись, устроил ослепительный фейерверк. Много автомашин было полностью смешано с землей, разрушены служебные здания на станции. Но и этого показалось мало.

Неподалеку находилась еще одна маленькая станция, где тоже скопились войска, техника, цистерны с горючим и эшелоны с боеприпасами. Полбин заметил все это еще до того, как приступил к выполнению приказа. И теперь он развернул строй бомбардировщиков на вторую цель. Оставшийся груз был сброшен, на путях во многих местах разгорелись пожары, и съемка запечатлела еще один фейерверк со взрывающимися вагонами со снарядами. Исключительно красивое зрелище: горящие вражеские железнодорожные составы среди многочисленных очагов пожара, а поверх этого - белые трассы разлетающегося артиллерийского припаса. Задание было выполнено вдвойне, "Пе-2" полетели на аэродром. Однако через десять минут им предстоял бой, не имеющий прецедентов в мировой военной истории.

иван семенович полбин награды

Продолжение этого подвига

Они увидели в воздухе восемнадцать пикировщиков "Юнкерс-87", нагруженных бомбами, как говорится, по самые уши. Внизу был аэродром, где готовилась к вылету еще одна такая же группа. Нельзя было упустить возможность для удара, хотя силы и были несколько неравны. По команде Полбина наши "Пе-2" разворачиваются и на огромной скорости несутся на сближение с противником. Те не сразу заметили преследование, а потом растерялись, пытаясь уйти малыми группами, рассыпались, но было уже поздновато. С самого ближнего расстояния самолеты были расстреляны, один, которого сбил Полбин, мгновенно загорелся и камнем ушел на землю. Другая часть группы "Пе-2" тем временем атаковала аэродром. Там тоже загорелись вражеские самолеты. А в воздухе они падали один за другим - шесть из них были сбиты, остальные второпях сбросили бомбовый груз почти на свой аэродром и позорно бежали, потеряв полностью все управление.

Так был сорван вылет и не состоялось бомбометание, запланированное гитлеровцами. Сколько наших бойцов и техники в результате этого подвига удалось сохранить! В любой обстановке, даже самой сложнейшей, Полбин был смел и решителен, но действовал всегда спокойно и хладнокровно. Это был огромный военный талант, и бой был стихией этого человека. Пилотировал он выше всяких похвал. Свой "Пе-2" очень любил, умел выжать из него все, на что он способен, несмотря на расчеты. Многие летчики считали, что эта машина маневренна недостаточно. Полбин умел доказать обратное прямо в бою, тем более - то, что касается бомбометания, "Пе-2" выполнял образцово. В небольших перерывах между боями Полбин постоянно занимался дальнейшей разработкой и выполнял расчеты, при которых бомбометание происходило с помощью не таких уж и легких пилотажных фигур.

Курьез

Однажды летом 1944 года в авиационном корпусе генерала Полбина случился курьез. Молодой летчик Панин на радостях от того, что вернулся с боевого задания, с лихвой его выполнив, прокрутил над родным аэродромом несколько фигур высшего пилотажа. А делать это на "Пе-2" было строжайше запрещено. Командир полка немедленно Панина наказал, посадив его на гауптвахту. Почти сразу это стало известно генералу Полбину. Он заинтересовался. Вызвал Панина с гауптвахты и подробно обо всем расспросил, особенно о технике выполнения высшепилотажных фигур на слывущем неуклюжим "Пе-2". Поблагодарив летчика за любознательность, смелость и умение, с прискорбием отправил его обратно досиживать наказание за самовольство на гауптвахту, а сам тем временем вместе с инженерами обследовал самолет Панина.

Тот был в порядке, абсолютно исправен, никаких изменений виртуозность молодого летчика машине не принесла. Ни повреждений, ни деформаций. Вся конструкция совершенно в норме. Тогда довольный генерал-майор авиации Иван Семенович Полбин лично поднял "Пе-2" в воздух и покружил над родным аэродромом. Сделал несколько "бочек", а потом целый каскад различный фигур высшего пилотажа. Все находящиеся на земле зрители были не просто в восторге. Они и ранее предельно уважали и беззаветно любили своего генерала. Теперь он стал для них почти богом.

"Вертушка"

Генерал Полбин показал себя не только как выдающийся боевой летчик. Это был командир-новатор, он замечательно воспитывал подчиненных, был не только строгим, но и заботливым, внимательным к каждой мелочи. Каждый боевой вылет был для него плацдармом для совершенствования уже освоенных тактических приемов и для проверки и отработки новых, только что изобретенных способов боевых действий. В пикирующих бомбовых ударах не было ему равных, никто не смог его превзойти. Именно Полбин изобрел ту самую знаменитую "вертушку", которая стала всеобще признанным среди летчиков приемом ведения боя. Более того, до сих пор считается этот метод наиболее эффективным в боевом применении.

Суть приема в том, что пикирующие над целью бомбардировщики создают замкнутый круг и пикируют на цель по очереди. Выходя из пикирования, каждый самолет вновь набирает высоту и снова пикирует в атаке. Таким образом использование такой "вертушки" позволяет значительно увеличивать время воздействия на выбранную цель, и повысить намного точность бомбометания. Кроме того, в "вертушке" бомбардировщики защищены от всяческих атак со стороны вражеских истребителей.

генерал майор авиации иван семенович полбин

Книги и статьи

Все исследователи жизненного пути замечательного летчика постоянно возвращаются к вопросу: каким образом генерал Полбин все успевал? Вылеты были постоянно, каждый день. Каждый день в опасности, когда смерть летает рядом. Тем не менее в свободное время именно за годы войны генерал много занимался обобщением боевого опыта, научно обосновывал многочисленные новые тактические приемы. Им были написаны и опубликованы статьи о пикирующих бомбардировщиках в таком количестве, что они составили целую книгу, которую выпустил "Воениздат".

Некоторые статьи были посвящены именно работе командира - кропотливой и трудной, когда нужно быстро и качественно сформировать, обучить, натренировать, воспитать целые экипажи, которые станут снайперами бомбовых ударов. Написанную им среди ужаса войны книгу и сегодня читают взахлеб. Ее знает каждый командир, начинающий свой профессиональный путь. Даже далекому от авиации человеку она очень интересна. Не один летный талант был дан генералу Полбину. Он и писателем стал превосходным. И воспитатель из него - лучше не бывает.

Февраль 1945-го

Победа была уже очень близка, начался февраль. Гитлеровцы ожесточенно сопротивлялись, предчувствуя свой бесславный конец. Недалеко от Бреслау (Вроцлав, Польша) 7 февраля наши войска прорвали жесткую оборону противника, сразу же был форсирован Одер, обойден сам город и большой опорный пункт фашистов. Это положение оказалось и чрезвычайно опасным для Первого Украинского фронта, потому что гарнизон из крепости мог выйти нашим войскам в тыл. Чтобы предотвратить такой ход со стороны гитлеровцев, Гвардейский авиационный корпус Полбина должен был нанести как можно более мощный удар по этому гарнизону, по всей окруженной группировке войск.

В свой день рождения 11 февраля Герой Советского Союза генерал Полбин повел колонну пикировщиков на Бреслау. Это был и его последний вылет, и последний день его жизни. Труженики тыла подарили прославленному летчику самолет "Пе-2". Именно на нем и был совершен последний и самый яркий из подвигов генерала. Как всегда, Полбин первым повел самолет в пике, за ним выстроились остальные. Рядом с ведущим самолетом разорвался зенитный снаряд, "Пе-2" загорелся, но, весь в пламени и со шлейфом дыма, он из пике все-таки вышел, выводя за собой остальных. Прямо по курсу перед нашими самолетами стояла эта зенитная батарея. И пылающий самолет Ивана Полбина вдруг набрал скорость, резко опустил нос и яркой и стремительной огненной стрелой полетел к земле. Через мгновение вражеские орудия разметал мощный взрыв.

иван полбин военная служба

Память

В апреле 1945 года стал дважды Героем Советского Союза Иван Полбин. Второй Золотой Звездой его наградили уже посмертно. Память о его подвигах жива и сегодня в сердцах настоящих патриотов страны. В декабре 1945 года на центральной площади Ртищево-Каменки (ныне Полбино) установили бронзовый бюст замечательного летчика. Имя его носит то самое знаменитое Оренбургское авиационное училище, откуда и полетел Иван Полбин к своим будущим подвигам. Сто пятьдесят генералов вышли из этих стен! Юрий Гагарин окончил это училище, и он не единственный космонавт, выучившийся здесь. Но совершилась очередная грубейшая ошибка постперестроечного времени - в 1993-м славное учебное заведение было закрыто и расформировано.

А в 1958 году генерал-майор Иван Полбин был навечно зачислен в список первой эскадрильи родного ему гвардейского бомбардировочного полка. Его питомцы и по сей день несут славу замечательного летчика по всей стране. На юге Москвы можно увидеть надписи на зданиях - "Ул. Полбина". И практически никто не спрашивает, чье это имя. Такие же надписи - "Ул. Полбина" - есть и в Ульяновске. Во Вроцлаве это же написано на зданиях по-польски. Подвиги Ивана Полбина забытыми никогда не станут, несмотря на то, что закрылось высшее военное училище его имени в Оренбурге. Летать как Полбин, бомбить как Полбин - это и сегодня считают своим девизом все будущие летчики. И пусть напишут о нем стихи и песни, пусть пересматривают "Хронику пикирующего бомбардировщика", ведь память о лучших защитниках страны - это ее будущее.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.