Андрей Геласимов, "Нежный возраст": краткое содержание, герои, отзывы

Рассказ Геласимова «Нежный возраст», о котором пойдет речь в этой статье, был напечатан в 12-м номере журнала «Октябрь», увидевшем свет еще в 2001 г. Далее в качестве его продолжения автором будет написан роман под названием «Год обмана». Это литературное произведение расскажет читателям об уже подросшем герое. Роман, так же как и рассказ, очень увлекателен, хотя на первый взгляд кажется, что он написан совсем не о том человеке.

Немного об авторе

Геласимов Андрей Валерьевич родился в городе Иркутске в 1966 г. В 1987 г. он получил диплом государственного университета Якутии, окончив в этом учреждении образования факультет иностранных языков. После Андрей Геласимов продолжил свое обучение на режиссерском факультете ГИТИСа. Там он являлся студентом мастерской Анатолия Васильева. В период с 1996 по 1997 гг. Андрей Валерьевич проходил стажировку в Великобритании, в Халльском университете. После этого он защитил кандидатскую диссертацию, тема которой касалась творчества Оскара Уайльда. Некоторое время Геласимов преподавал в Якутском государственном университете, будучи доцентом кафедры «Английская филология». С 2002 г. он живет в Москве.

После того как в 2001 г. был опубликован первый рассказ Геласимова «Нежный возраст», он стал постоянным автором журнала «Октябрь». Несколько позже читатели этого издания смогли ознакомиться со многими его рассказами, а также с повестью «Жажда» и романом «Рахиль». Некоторые произведения автора выходили отдельными изданиями. Среди них «Рахиль», «Один год», «Жажда».

Книги Геласимова переведены на эстонский и венгерский, итальянский, немецкий и французский языки. Произведения автора изучают при прохождении спецкурсов по современной русской литературе в МГУ и Литинституте.

Многие читатели отмечают, что А. В. Геласимов является потрясающим рассказчиком. Он способен увлечь своими историями так же, как и Шехерезада. К тому же на протяжении всего повествования автор не дает остыть интересу своего читателя, удерживая его в постоянном желании узнать, что будет дальше.

Для прозы Андрея Геласимова характерно непривычное для нынешней литературы доброе отношение к окружающей действительности. В его произведениях невозможно найти ни сетований на судьбу, ни пафосного разоблачения. Жизнь показана такой, какая она есть в реальности. При этом читателя привлекают остроумные сюжеты автора, а также его артистичная и свободная манера их изложения.

О первом рассказе

Литературный дебют Геласимова - «Нежный возраст». Этот довольно интересный рассказ сегодня изучается старшеклассниками при прохождении школьной программы. Написан он в 1995 году. Однако, несмотря на свою давность, вполне достоин текстуального и концептуального осмысления.

Действие рассказа разворачивается в том же 1995 году. Автором оно преподносится в форме дневника подростка, который тот вел с 14 марта по 14 мая. Таким образом, сюжет рассказа «Нежный возраст» излагает события, произошедшие на протяжении всего двух месяцев. Но и столь незначительный период сумел практически перевернуть внутренний мир юноши и его жизнь. И эти слова вовсе не являются преувеличением. Ведь 14 лет – это возраст, когда человек начинает осознавать себя как личность. Он взрослеет, приобретая базовые идеалы, изменяя ментальность и нравственные постулаты. Причем в «нежном возрасте» подобное может происходить очень быстро. Именно поэтому становится очень важно, кто в этот момент встретится человеку на его жизненном пути. Ведь такой человек станет для подростка педагогом, который высветит для него будущие идеалы.

Порой случается так, что подросток готов к приобщению к «доброму и вечному». Но жизнь просто не направит к нему в нужный момент педагога, отвечающего его духовным запросам. Именно это и приведет в дальнейшем к вечному плутанию между злом и добром.

Герою рассказа «Нежный возраст» Геласимова повезло. На его пути встретилась хорошая женщина. Это героиня повествования – Октябрина Михайловна.

Система персонажей

Несмотря на то что действие рассказа происходит лишь в одном году, проблематику Геласимов в «Нежном возрасте» поднимает сразу трех поколений. Автор представляет самого героя, его ровесников, родителей и старушку-соседку, которая дает уроки музыки.

Отзывы о рассказе «Нежный возраст» говорят о том, что у многих читателей сюжет повествования вызывает чувство безысходности. Ведь каждое из этих трех поколений можно считать потерянным. У главного героя большие проблемы в семье. Однако в своем дневнике мальчик уделяет этому очень мало места. Выходит, что для него постоянная ругань родителей является обычным делом. Большая роль в его мыслях отведена образу Одри Хепберн – актрисы, которую герой увидел в случайно просмотренной им киноленте «Римские каникулы». Для мальчика она стала символом какого-то другого, лучшего мира.

Герой и его ровесники

Познакомимся с поколением, входящим в первый уровень персонажей рассказа Геласимова «Нежный возраст». Герои повествования, представляющие эту группу, – сам мальчик, а также его ровесники, которые или учатся с ним в одном классе, или живут в том же дворе, что и он. Обо всех детях подросток, ведущий дневник, отзывается как о «дебилах», которые вместе с учителями «достали» его. Такую запись главный герой сделал 17.03.1995 г.

Из краткого содержания «Нежного возраста» Геласимова мы узнаем имена представителей первого уровня персонажей. Это:

- Семенов, претендующий на дружбу с главным героем, имеющий уязвимое отклонение, называемое гомосексуализмом;

- Антон Стрельников – мальчик, который постоянно влюбляется в разных учительниц;

- «высокий Андрей» – честный и справедливый пацан, который при этом вовсе не страдает от тонкой душевной организации.

Взрослое поколение

На втором уровне персонажей рассказа Геласимова «Нежный возраст» находятся родители и школьные учителя. Свое мнение о педагогах мальчик отражает в записи, сделанной 30.03.1995 г. Он считает, что учителей нужно разгонять палкой и заставлять работать на огородах. Ведь они просто «достали» его. На этом же уровне поколений находятся родители героя рассказа Геласимова. Сюда входит и отец его одноклассника Семенова.

Пожилое поколение

На третьем уровне персонажей находятся «родители родителей». Здесь автор знакомит нас с единственным героем, которым является Октябрина Михайловна, в прошлом – директор музыкальной школы. Запись в дневнике мальчика поясняет, что ее то ли выгнали с работы, то ли она ушла сама.

Отношения с ровесниками

Из анализа «Нежного возраста» Геласимова становится понятным, что главный герой повествования не любит чтение. Книгам он предпочитает компьютер. Судя по отношению к ровесникам, высказанному им в своем дневнике, не нуждается мальчик и в друзьях. Все это говорит о подростковом максимализме. Герой сочетает в себе циничные проявления, грубость и стремление к чему-либо прекрасному, высшему.

Знакомясь с кратким содержанием «Нежного возраста» Геласимова, мы узнаем о том, что в своей первой записи в дневнике мальчик рассказывает, как он проснулся от звучания фортепиано. Существующие противоречия во взглядах подростка отражает его фраза. Он утверждает, что игра была «дерьмовой», но ему все же понравилась.

Что касается отношения с ровесниками, то наш герой не разделяет ни их взглядов, ни их увлечений. Он хочет добиться уважения среди «реальных пацанов», но при этом ему больше нравятся разговоры о настоящей женственности, магии и о творчестве Уайльда, чем извечное выяснение того, кто прав и кто виноват, в котором главным аргументом являются кулаки.

Однако мальчишка добивается своей цели. Его начинают уважать дворовые ребята, ценя то, что тот не ябеда, не трус и не таит в себе обид. Герой рассказа понимает, что его видение жизни намного сложнее, чем у дворовых ребят. Именно поэтому среди них он не сможет быть тем, кем он есть на самом деле.

Сложные отношения у нашего героя складываются и с одноклассником Семеновым. Этот несчастный ребенок, у которого, как выясняется позже, отец - настоящий садист, вначале вызывает только омерзение. Однако тайну своего одноклассника наш герой так никому и не выдал. При этом он потребовал 50 баксов морального «откупного» за то, что сам Семенов существует в его жизни.

Своего героя автор показывает «супергероем». Ведь тот смог заслужить уважение настоящих «крутых» пацанов со своего двора, не совершая ничего непосильного. Он просто не стал рассказывать милиционеру о противоправных действиях, совершенных «высоким Андреем». Однако сделал это мальчик не из-за боязни потерять авторитет. Просто его нравственные принципы в данном вопросе не разошлись с теми, которые имеются у «реальных пацанов». Ведь произошедшая драка, по его мнению, была честной. Данный факт указывает на богатый внутренний мир героя, который обладает любовью к прекрасному, и при этом понимает все сложности жизни.

Отношения с родителями

С отцом и матерью мальчику очень сложно. Они не способны одарить его своей любовью и служить советчиками в тех вопросах, которые его особенно мучают. Тем не менее своих родителей мальчик стремится понять. И это несмотря на то что сделать ему это очень трудно.

Родители полагают, что дают сыну все то, что ему необходимо. Это элитная школа и дорогой тренер по теннису, заграничные вещи и абонемент в бассейн. Подобное могут себе позволить далеко не все папы и мамы. Однако родители мальчика возмущены тем, что их сын не ценит этого. Он хочет ходить на учебу в обычную школу, бросает занятия теннисом. При этом он выказывает желание научиться игре на фортепиано. Родители не понимают его. Отец даже советует сыну вначале разобраться в себе. Возразить и перечить этим словам мальчик не решается.

Спустя несколько дней в дневнике появляется запись, датированная 1 апреля. Герой неудачно пошутил, рассказав родителям, что его выгоняют из школы. Взрослые тут же стали кричать друг на друга. После, несколько успокоившись, они решили спросить: «За что?». Услышав в ответ: «За гомосексуализм», отец тут же «врезал» сыну в ухо.

Насилие, которое применяется к главному герою, в рассказе А. Геласимова является типичным способом общения с детьми. Так и отец Семенова. Он то ли депутат, то ли бандит. Единственным методом его семейного воспитания являются побои. И после того как герой рассказа узнает от своего одноклассника Антона Стрельникова об одной из страшных историй избиения, произведенное на него впечатление даже материализуется во сне.

Примирение с действительностью

Время действия рассказа «Нежный возраст» - лихие девяностые. Может, поэтому дети и их родители представлены автором как потерянное поколение. И тот дневник, который был заведен главным героем, – не более чем попытка разорвать паутину неразрешимых проблем.

О чем рассказ «Нежный возраст»? О примирении мальчика с действительностью. И в этом ему неоценимую помощь оказала Октябрина Михайловна, к которой подросток пришел, чтобы научиться игре на фортепиано. Он отдал старушке «откупные» Семенова и приступил к занятиям, несмотря на то что женщина была «невзрачной», а в ее квартире «воняло дерьмом».

Незаметно Октябрина Михайловна стала частью жизни своего воспитанника. При этом ее влияние на подростка можно оценить как решающее. На первый взгляд это может показаться странным, но именно из-за старой учительницы герой рассказа впервые был признан дворовой компанией. Мальчик взялся выгуливать ее кошек, и этим получил бонусы. Ведь Октябрина, пока была не слишком больна, спасала во дворе бродячих животных, показывая пример всем ребятам. Из своей небольшой пенсии старушка отдавала мальчикам деньги. Это была ее награда за то, что они перестанут охотиться за бездомными котами. А после давала им на мороженое просто так.

После знакомства с Октябриной Михайловной герой рассказа попал в круг доверия тех ребят, которые не далее чем два года назад избили его за новый велосипед, привезенный отцом из Арабских Эмиратов. Об этом случае мальчику продолжали напоминать шрамы на теле. Тогда для дворовых ребят он был чужаком. Ведь выходец из богатой семьи не мог вызвать у них ни жалости, ни уважения.

Какова причина того, что Октябрина Михайловна дала посмотреть своему воспитаннику киноленту «Римские каникулы»? Может, здесь сработала ее интуиция педагога, которая подсказала, что это зерно обязательно попадет в благодатную почву? И она не ошиблась. Юный парень, не находивший идеала в повседневной жизни, обрел его в образе Одри Хепберн. Это стало для него своеобразным глотком воздуха. И он понял, что в последующем стоит искать в своей жизни, отказавшись от «глупых дур» или «теток», к которым стремился Стрельников.

Близкого по духу человека можно встретить очень редко. Но самым необычным в рассказе Геласимова является то, что подобная возможность достижения взаимопонимания появилась между представителем того поколения, которое только вступало в жизнь, и старушкой, заканчивающей свой путь. Однако дело вовсе не в годах. Октябрина Михайловна разъяснила своему воспитаннику, что главная причина проблем, возникающих между поколениями, состоит в том, что дети просто не застают своих родителей в юношеском возрасте. Она говорила, что отец мальчика раньше был способен на безрассудные поступки, а затем начал стремиться к получению определенного статуса, что и уничтожило в нем возможность понимать своего сына.

Разговаривал мальчик с Октябриной и о Семенове. Пожилая женщина дала совет, как относиться к таким людям. Она объяснила, что все равны уже потому, что, в конце концов, каждый обязательно умрет. Не станет на земле и того, кто полагает, что он лучше всех, и того, кого считают самым худшим. И раз все смертны, и в этом мире задерживаются сравнительно ненадолго, то каждый из людей заслуживает жалости. Именно это и является основной причиной того, что человек, каким бы он ни был, должен быть уважаем и любим.

Из анализа рассказа «Нежный возраст» становится понятным, что мальчик вполне готов к подобной парадоксальности разговора. Учительница, скорее всего, не находящая понимания у своих сверстников, близка по духу подростку. И ее слова, видимо, созвучны тому, как он понимает эту жизнь.

Последняя запись, сделанная мальчиком в своем дневнике, сообщает о том, что его наставница умерла. Для него это очередная трагедия. Герой рассказа решает дневник больше не вести.

Да, Октябрина Михайловна умерла. Однако благодаря знакомству с этой женщиной мальчик прояснил свое существование и перешел к следующему жизненному этапу, который заключался для него в поисках смысла бытия.

Поучительные уроки

Из анализа рассказа «Нежный возраст» мы видим, что герой, относящийся к старшему поколению, открыл юноше совершенно иной мир. В нем человеческие отношения основаны на добрых чувствах.

То время, которое изображено в рассказе, можно условно поделить на два периода. Первый из них – до знакомства со старой учительницей музыки Октябриной Михайловной, а второй – после этой встречи. Подобный прием позволил автору дать точную характеристику своему герою. Так, первые три недели ведения записей в дневнике, а это с 14.03.95 г. по 2.04.95 г., рассказывают читателю об агрессии и скандалах, которые имеют место в отношениях мальчика с ровесниками, учителями и родителями. Однако после знакомства со старушкой все кардинально меняется. В течение следующих шести недель, то есть со 2.04.95 г. по 14.05.95 г., он начал возвращаться к пониманию в общении с теми, кто его окружает, и к миру терпимости,

Отношения мальчика с ровесниками складываются нелегко. Однако они все же складываются. При этом в записях перестают появляться саркастические, дерзкие и грубые оценки, которые ранее он давал взрослым. Душа героя словно стала оттаивать, хотя далеко не все противоречия в его жизни были устранены. Благодаря такому развитию событий писатель убедительно показал нам эволюцию характера драматично взрослеющего молодого человека.

Несмотря на то что записи в дневнике были прерваны, а Октябрина Михайловна ушла из жизни, рассказ оставляет в душе читателя надежду на то, что подросток будет способен выдержать и в дальнейшем жизненные удары, не потеряется во взрослом мире и не сломается, сохранив свою нежную душу.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 3
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Какой возраст, по вашему мнению, автор рассказа считает нежным?
Копировать ссылку
0
Какие важные проблемы современной жизни поднимает А.В.Геласимов? В
чём пытается убедить читателей автор рассказа?
Копировать ссылку
0
Хорошая статья, читать однозначно стоит.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.