Общественное развитие. Типы социальной динамики

Общество динамично, и социология достаточно давно изучает процессы его изменения. В настоящее время сформулированы четыре основные теории, описывающие происходящие изменения. Это ризомообразный тип социальной динамики, цикл, линия, спираль.

социальная динамика типы

Социум: все циклично

Подобное представление сложилось еще с первобытных времен. Во многом это было обусловлено внешними факторами, сильно влияющими на сознание человека: времена года сменяли друг друга, Солнце закатывалось и снова всходило. Аналогичные процессы были замечены и в социуме. Преимущественно законы, известные с давних пор, направлены на поддержание стабильного состояния общества. Именно по этой причине образ жизни человека, принадлежащего к древним сообществам, так слабо менялся с течением веков. И в настоящее время циклический тип социальной динамики привлекает внимание многих исследователей.

По прямой: вперед, только вперед

Линейный тип социальной динамики базируется на идеях, впервые озвученных в период Средних веков. Люди начали понимать, что прошлое существенно отличается от будущего, а события, которые произошли раньше, вероятно, никогда уже не будут повторены. Классический пример – момент сотворения мира, случившийся однажды и ставший точкой отсчета. Также есть будущее, которое однажды наступит, хотя и не ясно, в какой момент это случится. В представлении средневековых европейцев такой завершающий пункт – Страшный суд.

типы социальных динамик

Этот пример типа социальной динамики хорошо отражает направленность к цели. В представлении жителей эпохи Средневековья завершающей точкой должно было стать божье царство на нашей планете. При этом прежде доминировавшая идея круга резко переформатировалась в четкую прямую. История получила смысл и цель, стала проще для восприятия отдельного человека.

По спирали: вперед, но не совсем

Спиралевидный тип социальной динамики впервые был сформулирован в кругу немецких философов, автором этой идеи выступил Гегель (1770-1831 гг.). Отличительная особенность теории – одновременно наличие специфических признаков как линии, так и окружности. Сложно отрицать, что история с годами повторяется, но имеет определенные отличия на очередном витке – качество меняется, многие аспекты совершенствуются.

Для спирали характерно наличие цели, что делает систему близкой линейной. Для этого типа социальной динамики кратко цель можно сформулировать как создание совершенного, безупречного государства. Философы считали, что идея существования социума заключается в организации максимально разумного общества, где будет править безупречная справедливость. Сообщество мечты – этакое царствие свободы.

Ризомообразная система

Этот тип социальной динамики впервые озвучен постмодернистами. Наименование его пошло от биологического специфического термина «ризома», под которым принято понимать корневую систему многолетнего растения. Отличительная особенность биологического строения – отсутствие стержневого корня. Для ризомы свойственно обилие сплетенных побегов. Их направления совершенно невозможно предсказать, есть отмирающие ветви, появляющиеся вновь.

ризомообразный тип социальной динамики

Когда говорят о ризоме как типе социальной динамики, тем самым отражают хаотичность нашего сообщества. Процессы, протекающие в социуме, с точки зрения постмодернизма совершенно бессмысленны. Эта идея нашла отражение в основных постулатах подхода.

Специфические особенности

Чтобы разобраться, в какой момент истории какой тип социальной динамики имел место, необходимо ориентироваться в направленности соцразвития, характере протекающих внутри сообщества процессов. Развитие – это изменение качеств, подчиняющееся определенным законам, имеющее конкретное направление. Говорят о прогрессе, регрессе. Первое предполагает движение вперед, второе – противоположное направление. При прогрессе социум совершенствуется, снизу движется вверх, усложняется. Регресс, соответственно, включает в себя упрощение, последовательное ухудшение системы.

В семнадцатом столетии впервые была озвучена мысль о совершенствовании социума. При этом внимание обращали не только на типы социальной динамики (обществознание для современных школьников – предмет, дающий полноценное понимание вопроса), но и на свободу социума, отдельных личностей, а также возможность развивать разум. Философы той эпохи особенно фокусировались на производительной силе. Все перечисленные критерии считались показателями прогресса. Одновременно были и теории регресса, доказывающие, что техническое совершенствование стимулирует духовный упадок. Наиболее яркий приверженец этой идеи – Жан-Жак Руссо, в работах которого рефреном звучит мысль о разращении индивидуума цивилизацией.

Изменения: какие?

Исторические процессы, типы социальной динамики позволяют говорить о двух характерных группах изменений:

  • эволюция;
  • революция.

Под эволюцией принято понимать постепенные совершенствования, отражаемые количественными показателями. Это не синоним реформ, которые не влияют на основы нынешней структуры. Эволюция противоположна революции (как и реформа, но в других аспектах). Основной признак этого типа социальной динамики – постепенность.

исторический процесс типы социальной динамики

Революция – такой тип соцсовершенствования, когда изменения глубокие, качественные. Развитие претерпевает резкий прыжок вверх. Нередко понятием характеризуют социум как единое сообщество, но могут применять и к конкретным элементам. Из истории известна, к примеру, аграрная, культурная, научная революция. Первая принадлежит к социуму как единому объекту, два вторых термина описывают соцэлементы.

Модели изменений

Философы, социологи сформулировали несколько моделей, отражающих особенности указанных выше четырех типов социальной динамики. При моделировании уделяют внимание революционным изменениям, прогрессированию социума, его элементов, аспектов. Автор модели формулирует свое мнение относительно того, имеет ли цель история, при положительном решении также сообщает свой взгляд на то, что является конечным объектом стремления.

Одна из довольно известных и популярных моделей – формационная. Авторы основали ее на изречениях Карла Маркса. Постулаты, выведенные при моделировании, устанавливают, что индивидуумы находятся между собой в производственных отношениях, формирующих сложную экономическую систему. В сочетании с современным представлением о типе социальной динамики можно вывести, почему образ индивидуумов, социума в целом именно таков, каким мы его наблюдаем. Экономический базис – это фундамент подобного взгляда, на нем основывают правовые постулаты, идеи, теоретические аспекты, моральные теории марксизма.

типы социальной динамики обществознание

Формации общества, экономики

Как следует из марксизма, общественная история подчинена условиям экономики, материального положения. На основании конкретных условий можно разграничить пять базовых формаций:

  • первобытная община;
  • рабовладельчество;
  • феодальная структура;
  • капиталистический социум;
  • коммунизм.

Прогресс наблюдается при последовательном переходе между указанными формациями. Основная цель такого социума – достичь состояния равноправия, отсутствия классов.

Как это происходит?

Марксизм декларирует, что формации могут меняться только при наличии остро выраженных процессов борьбы угнетенных с угнетающими. Это означает, что рабы должны восстать против своих владельцев, крестьяне – против феодалов, рабочие – против капиталистов. Для ликвидации феодализма социуму потребовалась революция, в результате аналогичного события должен прийти к власти, как следует из теоретических положений, коммунизм. Марксисты твердо убеждены, что рабочий класс в силах полностью искоренить буржуазное сообщество, для чего достаточно лишь поднять мощную революционную волну.

циклический тип социальной динамики

Противоположность формации – цивилизация. Термин этот имеет много значений, но ключевых три:

  • временной этап развития социума;
  • локальный тип социума, культуры;
  • этап культурного прогресса, противоположный дикости, варварам.

Когда говорят о стадиях, локальном моделировании, имеют в виду два первых значения термина.

Позиции Тоффлера

Рожденный в 1928 г., этот социолог стал исключительно важным мыслителем – на сформулированных им постулатах базируются многие теории современной социологии. Особенно интересны его выкладки, связанные с аграрной революцией. Как следует из высказанных предположений, именно она создала нашу цивилизацию со всеми ее атрибутами и традициями, характерными особенностями. А вот индустриальная базируется на экономике с применением машин и автоматов. Ее основной двигатель – массовая культура.

Тоффлер рассматривал и модернизацию – таким термином он охарактеризовал смену культуры на индустриальную. Впрочем, нужно быть внимательным: в работах других социологов это слово иногда применяют для обозначения перехода к постиндустриальному сообществу. А вот по Тоффлеру постиндустриальное – это та третья волна, которая еще только захватывает наш мир в настоящее время. У некоторых мыслителей, социологов она называется информационной. Удивительного в терминологии ничего нет, ведь во многом наша цивилизация создана именно компьютерным прогрессом, доступом к высокоточным электронным машинам, массовым коммуникациями. Биологические технологии, возможности генной инженерии – все это меняет социальную культуру.

Современность: быть на гребне волны

Еще не так давно основной движущей силой была мускульная. Хоть машинный труд постепенно входил в жизнь социума, первое время его влияние было достаточно незначительным. В наше время основная деятельность человека – умственная занятость и решение задач информатизации. В условиях такого социального совершенствования наиболее значимой ценностью стала информация. Под ее влиянием меняются воспитательные, образовательные системы, сам характер труда.

линейный тип социальной динамики

Информация применительно к экономике может быть смело названа самым активно развивающимся сектором. Она доминирует над политикой, темпы развития давно превысили свойственные духовным процессам. Не последнюю роль в этом играет возможность коммуникации людей вне зависимости от географического положения. Основной инструмент, безусловно, представлен Всемирной паутиной.

Маклюэн: теории середины прошлого столетия

Канадский философ (род. в 1911 г.) считал, что организация человеческого сообщества определяется коммуникационными технологиями, методами и видами. Например, когда речь шла о племенном устройстве, практиковалась устная коммуникация, ограничивающая локальность, наличие сильных традиций, авторитет и веру в него. Со временем появился алфавит, что позволило перейти к культуре зрения. Еще большее развитие это получило, когда человечество изобрело машины для печати текста. Стала возможной массовость, применение подходов стандартизации, людям теперь доступно использование различных механизмов.

Наша эпоха – это, как говорил Маклюэн, электронная цивилизация. Уходят в прошлое присутствовавшие ранее меж людьми границы. Пространство, время больше не представляют серьезной сложности, отдельные особи могут быть намного ближе друг к другу. Книги уступают место аудио, визуальной продукции, культуре, выработанной компьютерами и довольно сходной с племенным устройством социума. Как считал Маклюэн, наше будущее – этакая глобальная деревня, в которой больше нет разделения на нации, страны, словом, никаких границ.

Социология по Данилевскому

Существенный вклад в философию и науки, рассматривающие процессы в обществе, внес живший в девятнадцатом столетии русский деятель Данилевский. Он говорил о десяти типах развития культуры, истории, выделяя их по державам и нациям:

  • Египет.
  • Китай.
  • Вавилон, Ассирия, Финикия.
  • Индия.
  • Иран.
  • Греция.
  • Рим.
  • Аравия.
  • Европа.
  • Еврейский тип цивилизации.

спиралевидный тип социальной динамики

Всякий из них он сравнивал с биологическими организмами, которые вынуждены сражаться со средой обитания и конкурентами. Жизнедеятельность цивилизации – последовательность классических этапов: создание, развитие, старение, умирание.

Данилевский и Шпенглер

Немец Освальд Шпенглер, родившийся в конце девятнадцатого столетия и творивший в первой трети двадцатого, высказывал идеи, во многом близкие теории российского философа. Он не считал, что реально возможна общечеловеческая культура, а историю оценивал как постоянную борьбу между разными цивилизациями, у каждой из которых есть около тысячелетия на весь жизненный цикл. Расцвет всегда приводит к кризису и разрушению, а творчество сменяется бездушностью. В какой-то момент культура может похвастаться богатством, но оно сменяется формальностью.

Зрелости, как считал Шпенглер, удалось достигнуть культурам Египта, Индии, Вавилона, Китая, греков и римлян, Византии, Западной Европы и майя. Шпенглеровские идеи активно развивал в двадцатом столетии англичанин Тойнби, деливший цивилизацию на пять культурных типов: Запад, Православие, Ислам, Индуизм, Дальний Восток. Всякий из перечисленных типов был, по его мнению, жизненным порывом, обусловленным историческими кризисами. Как только энергетический порыв исчерпывает себя, наблюдается гибель цивилизации. Кризисную ситуацию по Тойнби можно преодолеть, попытавшись уйти от локальных ценностей к более высокому мировому уровню. Мыслитель полагал, что мировые ценности наиболее полно выражаются через религию.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.