С каждым днем электромобилей становится все больше. Но авто с двигателями внутреннего сгорания остаются актуальными и по сей день. Одна из особенностей таких моторов – необходимость в смазке. Для этого используется масло, которое нагнетается под давлением. Немаловажная характеристика для каждого мотора – давление масла. От этого без преувеличения зависит ресурс двигателя и его состояние. Какое должно быть давление масла в двигателе? Этим вопросом задавался каждый автолюбитель. Что же, давайте рассмотрим, какое должно быть давление масла в двигателе разных авто и какие факторы влияют на эту характеристику.
Что нагнетает давление?
Вне зависимости от типа системы питания и ГРМ, на всех ДВС в этом процессе учавствует специальный насос. Находится он в районе картера двигателя. Приводится в действие данный механизм при помощи шестерен, что крутят мотор при работе.
В результате смазка по каналам начинает двигаться в нужные места. Это распределительный, коленчатый вал, поршневая система и многое другое. Именно насос отвечает за давление масла в двигателе внутреннего сгорания. Что будет, если его работа прекратиться? Об этом мы расскажем ниже.О масляном голодании
Под этим понятием подразумевают не только езду на сухом щупе. Также для двигателя вредна работа с пониженным давлением масла. В таком случае возникает недостаточная эффективность смазывания для важнейших узлов и деталей. Это вызывает износ сопрягаемых элементов. Смазка не поступает в нужные места под должным давлением, из-за чего пара трения работает «на сухую». Данная проблема может сопровождаться моргающей лампой на панели приборов.
Вдобавок, мотор начинает шумно работать, возрастает температура охлаждающей жидкости. К каким последствиям приводит езда с неисправным или малоэффективным масляным насосом? Это может быть клин распределительного вала, повреждение постели в головке блока. Также ввиду отсутствия нужного количества смазки возникают задиры на стенках цилиндров, возможно проворачивание вкладышей. Ситуация приводит к необходимости полной замены кривошипно-шатунного механизма, а иногда и вовсе – всего силового агрегата. Поэтому так важно следить за тем, какое должно быть давление масла в двигателе. Исправный насос является залогом продолжительной работы всего силового агрегата.Какова норма?
Итак, давайте рассмотрим, какое должно быть давление масла в двигателе. Стоит отметить, что данная характеристика не является стабильной. С увеличением оборотов коленвала растет и частота вращения шестерни насоса. Поэтому на холостых данный параметр будет ниже, на 4-5 тысячах – выше.
Какое должно быть давление масла в двигателе ВАЗ-2106 на холостых оборотах? Минимальный показатель составляет 0,2 бара. Увидеть это можно по стрелке на панели. В случае если параметр будет ниже нормы, водитель увидит характерный красный индикатор. На старых авто это просто красная лампа, на более современных – иконка в виде лейки. Какое должно быть давление масла в двигателе ВАЗ-2106? Если обороты поднять до 4,5 в минуту на прогретом двигателе, то данный параметр составит около четырех-пяти бар. Таким образом, давление прямопропорционально возрастает при увеличении числа оборотов.
На дизельных моторах эта характеристика немного другая. Возьмем к примеру «Мерседес Вито». Какое должно быть давление масла в двигателе 611980? Этот 2,2-литровый дизельный агрегат имеет норму в 0,3 бара на холостом ходу. В районе зеленой шкалы эта цифра возрастает до трех-трех с половиной. Если цифра меньше, производитель рекомендует произвести проверку смазочной системы.На моторах ЗМЗ ситуация похожая. Какое должно быть давление масла в двигателе 405? Норма составляет от 0,4 Бар на холостых и 4 на повышенных оборотах соответственно (таковыми считаются от 2 и более). На старых моделях информация выводилась на стрелочный указатель. С выходом «ГАЗелей Бизнес» давление масла можно увидеть с бортового компьютера на приборной панели с точностью до сотых. Это очень удобно, говорят автомобилисты. Но не будем сильно отходить от темы.Какое должно быть давление масла в двигателе «Шевроле Лачетти» 1.4? Минимальный параметр – 0,6 Бар на холостом ходу. При 3-3,5 тысячах эта цифра должна составлять около трех. Один из наиболее производительных насосов стоит на автомобилях ВАЗ. Это «Приора» и ВАЗ «десятого» семейства с 16-клапанным мотором. Так, на холостом ходу норма составляет 1 Бар. А при пяти тысячах стрелка может доходить до 6-6,5. На «Логане» ситуация иная. Какое должно быть давление масла в двигателе «Рено Логана»? Для моторов с 8-клапанным ГРМ – 0,3 Бар на холостом ходу. Для 16-клапанных двигателей эта цифра вдвое больше.
Почему насос не может вырабатывать нужное давление? Причин на это несколько. Выделим самые основные ниже.
Фильтр
Для очистки масла в каждом двигателе устанавливается фильтр. Выглядит он следующим образом.
Специалисты отмечают, что данный элемент должен меняться при каждой замене масла. Для бензиновых двигателей это 8-10 тысяч километров, для дизельных – 12. За этот период времени фильтр накапливает в себе много грязи. Это продукты отработки, мелкая стружка, прочий мусор. В каждом фильтре есть перепускной клапан, который служит для подачи масла напрямую в случае забитого очистительного элемента. Но не у всех он работает правильно. В итоге смазка задерживается внутри фильтра, а на важные участки попадает под низким давлением. Не стоит экономить на данном элементе. Приобретайте только оригинальные фильтры. Это существенно продлит ресурс двигателя и исключит его работу на низком давлении масла.Насос
Несмотря на свою надежность, он может выходить из строя. Обычно это случается на моторах с пробегом за 300 тысяч километров. Со временем механическая часть начинает заклинивать. Масло поступает под давлением, но его недостаточно для образования нормальной смазочной пленки. Клин – не единственная проблема, что случается с данным элементом. Как ни странно, но сам насос тоже может забиваться. Это случается при наличии стружки в масле. Откуда она появляется? Обычно такое происходит при разрушении внутренностей фильтра. В итоге все грязные частицы начинают проникать по каналам в двигателе, в том числе и на сам насос. Из-за этого падает давление масла. Отметим, что в некоторых местах толщина каналов может составлять всего пару миллиметров.
Некачественное масло
При использовании поддельных продуктов возможны проблемы со смазочной системой. Масло выделяет нагар, который скапливается в фильтре, каналах и самом насосе. Такая же проблема может быть при несоблюдении регламента замены смазочного материала.
Нарушение герметичности системы
Это может быть течь сальника, из-за чего часть масла вытекает наружу. Проблема сопровождается масложором. Причем смазка не сгорает в цилиндрах (как это есть при залегании колец и задирах в поршневой), а попросту вытекает наружу. Данная неисправность характерна для двигателей с пробегом за 150 тысяч километров. Решается установкой нового сальника коленвала. Обратите внимание, что их несколько – передний и задний. Также при замене меняется и масло с фильтром. После этого проблема уходит сама собой.
Что делать, если горит лампа?
Как мы уже сказали ранее, о низком давлении сообщит специальная лампа-индикатор. Каковы наши действия, если мы попали в такую ситуацию? В первую очередь, нужно заглушить мотор. Далее следует открыть капот и проверить уровень масла. Бывает и такое, что лампа загорается из-за малого его уровня. Если щуп в норме, нужно искать проблемы глубже. Но делать это нужно уже в условиях гаража или сервиса. До места ремонта лучше добираться на эвакуаторе.
Когда горящая лампа является нормой? Таковой она является только после холодного пуска. В первые секунды насос еще не может выработать нужное давление. Но если мотор работает уже 30-50 секунд, это явно свидетельствует о проблеме.Полезный совет
На давление масла также влияет его вязкость. Не стоит лить на зиму слишком густое масло. Во-первых, это затруднит холодный пуск двигателя. Во-вторых, не исключено падение давления на 20-30 процентов ниже нормы.
Если у вас автомобиль с пробегом более двухсот, не стоит лить слишком жидкое масло (например, 0W30). Да, с ним легче мотору завестись. Но из-за изношенных сальников и прокладок большая часть будет утекать наружу. Нередки случаи, когда на долив уходило до трех литров масла. В таком случае оптимальный вариант 10W40.Заключение
Итак, мы выяснили, что такое давление масла в двигателе авто и каковым оно должно быть. Следует помнить, что это важный параметр для любого мотора. Если давление пониженное (а то и вовсе горит лампа), стоит немедленно искать причины проблемы и устранять неисправность.