Санкт-Петербургский морской технический государственный университет (СПбГМТУ): адрес, факультеты

Санкт-Петербургский морской технический государственный университет, любовно называемый корабелкой, является единственным отечественным вузом, где готовят корабельных инженеров и морских специалистов мирового уровня. В стенах учебного заведения студенты постигают премудрости проектирования, постройки, эксплуатации и технического обслуживания подводных лодок, военных кораблей, гражданских морских судов, оборудования по разведке и добыче полезных ископаемых в акватории морей и океанов.

Санкт Петербургский морской технический государственный университет

Дело государственной важности

Со времен Петра I и вплоть до Крымской войны российский флот был достаточно современным и являл собой авторитетную силу на морских просторах. Однако с середины XIX века мировые державы стали массово выпускать «железные чудовища» с паровыми двигателями, многократно превосходившие по характеристикам деревянные парусники.

К 1860-1880 годам англичане, французы, итальянцы, американцы, немцы освоили массовое производство броненосцев, а в начале XX века – гигантских линкоров (дредноутов), обладавших невероятной даже по сегодняшним меркам огневой мощью. Российское же кораблестроение развивалось ни шатко, ни валко. Если броненосцы с запозданием научились выпускать, о постройке линкора и речи не шло. Их закупали у политического конкурента – Великобритании.

Классных специалистов не хватало ни для постройки корпусов судов, ни для паровых двигателей, ни для механизмов и вспомогательного оборудования. Дабы наладить обучение собственных морских инженеров и создать крепкую отечественную школу корабелов императором Николаем II в 1899 году был издан указ об организации корабелестроительного отдела (факультета) на базе действующего Политехнического института. Он и стал прародителем современного Санкт-Петербургского морского технического государственного университета.

Надо сказать, что новообразованный отдел пользовался среди студентов невероятной популярностью. Сюда был самый высокий конкурс среди всех технических учебных заведений Петербурга, в отдельные годы достигая 24 претендентов на место. Однако «корабелку» в СПб, как и всю Россию, ожидали грандиозные преобразования.

университеты Санкт Петербурга

Именем революции

По иронии судьбы не меньшие проблемы стояли у революционного правительства, свергшего «ненавистный царский режим». К началу 1920 годов вследствие потерь, понесенных в ходе Первой Мировой и Гражданской войн, транспортный и военный флот страны значительно уменьшились в количественном и отстали в качественном отношении. Торгово-транспортный флот, в частности, составлял в этот период менее одного процента от мирового.

СССР взял курс на экономическое, политическое и военное возрождение. Возникла необходимость и в резком увеличении морских перевозок. Аренда и закупка судов за рубежом была крайне невыгодной, а в условиях экономической блокады страны и трудноосуществляемой. В связи с этим руководством страны был поставлен вопрос о восстановлении и развитии собственной судостроительной промышленности и об усиленной подготовке кадров для кораблестроения.

Принятая Правительством грандиозная программа развития отрасли требовала для своего обеспечения большого количества специалистов, в первую очередь, инженеров. Выпусков кораблестроительного факультета Ленинградского Политехнического института для осуществления столь амбициозной программы было недостаточно. 26 апреля 1930 года Высший совет Народного Хозяйства издал приказ № 1257 об организации Ленинградского Кораблестроительного института (будущего Санкт-Петербургского морского технического государственного университета) на базе Кораблестроительного факультета Политехнического института.

СПбГМТУ кафедры

Развитие

В истории СПбГМТУ наиболее активный период начался в 1930 году, когда был создан самостоятельный морской вуз – Ленинградский Кораблестроительный институт (ЛКИ). Вследствие острой нехватки инженеров-кораблестроителей в те годы буквально каждому выпускнику приходилось сразу приступать к выполнению серьезных заданий по проектированию и постройке кораблей. Они начинали работу на заводах и в конструкторских бюро задолго до выпуска.

Первые годы выпускники «корабелки» (СПб) переводились из числа студентов, поступавших еще на факультет ЛПИ. С 1934 года начались выпуски инженеров, обучение которых полностью проходило в ЛКИ. Среди них будущий министр Судостроительной промышленности Б. Е. Бутома, главные конструкторы выдающихся кораблей С. Н. Ковалев, Н. Н. Исанин, В. В. Бурачек, Н. П. Дубинин, Л. Л. Ермаш, Е. И. Юхнин.

Первоначально в институте было 2 факультета:

  • Кораблестроительный (Судокорпусной).
  • Машиностроительный (Судомеханический).

Кораблестроительный факультет возглавил Николай Иванович Казанский (1886-1959), а Машиностроительный – профессор Владимир Константинович Васильев (1886-1983).

Военное время

Морской университет Санкт-Петербурга гордится подвигами своих предшественников. Учащиеся и сотрудники ЛКИ непосредственно участвовали в обороне города. Свыше 1000 человек вошли в состав 264-го батальона. В середине сентября 1941 года добровольцы при поддержке регулярных частей две недели сдержали натиск немецкой дивизии, поддерживаемой авиацией и бронетехникой. К сожалению, почти все бойцы погибли. Их стойкость позволила выиграть время для укрепления оборонительных линий и постройки фортификационных сооружений. Во время блокады институт не работал, преподавательский состав (кто не попал на фронт) был эвакуирован в Киргизию.

Корабелка СПб

Мирная жизнь

В 1930 году институт территориально размещался на Кронверкском (Горького) проспекте. В 1931 институту были предоставлены 2 этажа в доме № 3 на Лоцманской улице. После войны благодаря стараниям ректора Е. В. Товстых институт значительно расширился. В 1962 году начато строительство комплекса (напоминающего океанский лайнер) в Ульянке, который сегодня является материнским для Санкт-Петербургского морского технического государственного университета.

Активно развивались Общеинженерный факультет (сначала как комплекс, обеспечивающий единство образования на младших курсах, а затем как самостоятельный учебно-научный центр), факультет Естественнонаучного и гуманитарного образования (ФЕНГО). На этой основе сам ЛКИ в 1990 годах трансформировался в Морской университет Санкт-Петербурга. Практически все основные кафедры ФЕНГО стали выпускающими. И сегодня здесь ведут серьезные научные исследования.

Значительно повысился уровень образования. Выпускниками ЛКИ создавались самые современные корабли и суда, многие из которых имели уникальные характеристики, превосходившие уровень разработок других стран. Ученые вуза проводили важные для народного хозяйства исследования, создавали уникальные технологии и лаборатории, основывали новые специальности и факультеты.

Кафедры СПбГМТУ

Формирование кафедр началось еще в 1930 годах:

  • 1930: Высшей математики; Начертательной геометрии и графики; Сопротивления материалов; Теоретической механики; Иностранных языков; Теории корабля; Строительной механики корабля; Электрооборудования судов и электроники; Проектирования судов; Объединенная кафедра общественных наук.
  • 1932: Физики.
  • 1933: Материаловедения и технологии металлов.
  • 1934: Сварки судовых конструкций.
  • 1936: Конструкции корпуса.
  • 1937: Химии судна.

В новейший период к ним добавились кафедры:

  • Информационных технологий.
  • Морской акустики.
  • Океанотехники.
  • Компьютерной графики и ряда других.

Адрес СПбГМТУ: ул. Лоцманская, кор. 3, Санкт-Петербург, Россия, 190121.

ректор СПбГМТУ

Руководство

По большей части институту везло с ректорами. Из 70 лет работы в течение 61 года вузом стабильно руководили три прекрасных, выдающихся человека: И. И. Яковлев, Е. В.Товстых и Д. М. Ростовцев. Однако в 1930-1933 и в 1941-1945 годы руководство институтом было нестабильным, при этом уровень квалификации профессорско-преподавательского состава был настолько высоким и традиции настолько крепки, что практические вопросы работы вуза и подготовки инженерных кадров и в эти периоды решались успешно. Сегодня и. о. ректора СПбГМТУ является Глеб Андреевич Туричин.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.