Задача каждого учителя не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы привить любовь к своему предмету. На интересные уроки школьники ходят с удовольствием, даже когда изучаемый предмет сложен для их понимания. Почему так? Наверное, потому, что учитель дает темы не только в академическом формате урока, а делает его более "живым", зачастую вовлекая в его проведение самих детей и их родителей.
Этому в значительной мере способствуют занятия, для которых школьники самостоятельно готовят рефераты или другие виды работ. Увлекательные темы проектов по математике, например, способны привить любовь к ней даже тем, кто ее не понимает, и сделать обучение на занятиях не в тягость, а в удовольствие.
Урок в формате проекта
К счастью, прошли времена, когда дети ходили в школу, чтобы слушать, а учителя – говорить. В старых академических методах преподнесения материала по предмету недостатков было больше, чем достоинств. Дети не были вовлечены в урок, а являлись «невольными» слушателями, даже когда им не нравился школьный предмет.
Все изменилось, когда два американских ученых Килпатрик и Дьюи предложили вовлекать учащихся в обучающий процесс. Сделать это проще всего, предложив детям поучаствовать в проекте, который мог быть как самостоятельным исследованием, так и совместной работой с родителями или одноклассниками. Так дети стали частью учебного процесса и время от времени занимали место учителя.
Этот подход к обучению быстро нашел отклик у преподавателей всего мира, и российские педагоги не стали исключением. Благодаря занимательным темам школьные дисциплины стали интереснее детям, и они стали с удовольствием посещать уроки.
Особенно это заметно по такому предмету, как математика. Темы учебных проектов по этой дисциплине сделали ее ближе и понятней для тех, кто ее плохо понимал.
Категории проектов по математике
На сегодняшний день существует несколько видов проектов по этому предмету, которые отличаются по следующим критериям:
1. По виду деятельности, которую проводят ученики, они делятся: на исследование; творчество; информирование; практику.
2. По масштабу проекта: мини-проект; полномасштабное исследование.
3. По количеству участников: индивидуальный; парный; групповой.
4. По длительности: краткосрочный; продолжительный.
Темы проектов по математике может предлагать как учитель, так и ученик, выбирая то, что ему ближе или интересней по этой дисциплине.
Когда прививать интерес к математике
Как правило, счету и арифметике детей начинают обучать с возраста 4-5 лет. Так как эта научная дисциплина малышам в новинку, то они с удовольствием «поглощают» те азы, которые получают в дошкольном учреждении. Но даже среди них есть детки, которые с трудом усваивают этот предмет. Чтобы заинтересовать ребенка, следует превратить уроки по арифметике в игру.
Сделать это проще всего, оперируя понятиями, в которых малыши хорошо разбираются. Это может быть, например, проект по математике на тему сказок, которые деткам хорошо известны.
В начальной и средней школе программа по этому предмету с каждым учебным годом усложняется, соразмерно ей должны меняться темы проектов. Важно, чтобы они были интересны школьникам, давали им пищу для ума и вызывали желание узнать больше.
Кроме того, сама работа над темой проекта по математике приучает детей к постановке цели готовящегося мероприятия, его разработке, поиску информации и многому тому, что способствует их самообразованию.
Какие темы по математике использовать?
Так как все, что существует в природе, а также создано человеком, подчиняется законам чисел, то найти интересную тему для школьного проекта не составит труда. В помощь учителям разработаны методические материалы, в которых есть рекомендации по проведению подобных мероприятий, но прежде всего в них дается список тем. Конечно, можно использовать собственные наработки, исходя из успеваемости класса, но легче работать с уже готовой информацией.
Темы проектов по математике разделены по классам с учетом тех знаний, которые ученики уже получили или проходят в текущем учебном году. Такой подход позволяет школьникам либо закреплять пройденный материал, либо искать дополнительную информацию по текущей обучающей программе.
Вот некоторые из них:
1. Темы проектов по математике в начальной школе:
- В мире удивительных цифр.
- Веселая таблица умножения.
- Время и календарь.
- Забавные математические задачи.
- Магические числа.
- Геометрические фигуры в природе и многое другое.
2. Для пятиклассников интересными будут следующие темы:
- Возникновение чисел.
- Мир процентов.
- Число и судьба человека.
- Царство десятичных дробей.
- Математика в искусстве и музыке.
- Путешествие в страну процентов и многие другие.
3. Учеников 6-7-х классов заинтересуют темы:
- Проценты и дроби.
- Увлекательный мир пропорций.
- Золотое сечение как верх совершенства.
- Масштаб и его использование.
- Великие математики.
- Математическая версия игры «Мафия».
- Нестандартные задачи и другие.
Если в младших и средних классах ученикам предлагаются темы мини-проектов по математике, которые они могут готовить индивидуально (например, «Натуральные числа», «Почему нельзя делить на ноль»), то старшеклассники участвуют в работах, более крупных по объему информации и времени подготовки. В них могут быть задействованы группы учеников, в которых каждому участнику выделяется определенный участок работы, за который они несут личную ответственность. Такой подход помогает сплотить детей, научить отвечать за свою часть проекта и не подводить товарищей.
Дошкольное образование: тема «Сказки»
От того, как малышей заинтересуют математикой в дошкольном учреждении, зачастую зависит, насколько хорошо и с удовольствием они будут учить этот предмет в школе. Проект по математике на тему «Математические сказки» поможет детям полюбить точные науки. Важно знать, как и для чего проводится подобное мероприятие. Следующие рекомендации помогут в его осуществлении:
1. Для кого проект: дети и их родители.
2. Длительность: краткосрочный проект сроком до 1 месяца.
3. Цель проекта: помочь малышам усвоить азы сложного школьного предмета в игровой форме и полюбить его. Сформировать у них элементарное представление об этой науке.
4. Задача проекта: создать условия для развития математических способностей у детей и успешного усвоения нового материала. Развить умение считать до 10 в последовательном и обратном порядке. Научить малышей определять и называть геометрические фигуры. Помочь детям подготовиться к школе, а родителей научить принимать участие в выполнении ими домашнего задания.
5. Рекомендации: разделить проект на несколько этапов:
- Дать задание родителям сочинить математическую сказку и оформить ее вместе с ребенком.
- Прочесть с детьми на выбор: «3 медведя», «Цветик-семицветик», «Двенадцать месяцев» или другую математическую сказку.
- Загадывать малышам загадки и читать стишки о цифрах.
- Рисование или раскрашивание цифр.
- Конструировать из счетных палочек цифры.
- Игра в «Математическое лото» или «Крестики-нолики».
6. Заключительный этап: выставка книжек, сделанных родителями с детьми, раздача математических призов.
Такое мероприятие сформирует у малышей впечатление, что математика – это интересная и занимательная наука, а совместная работа сблизит их с родителями и учителем.
Математический кружок в дошкольном заведении
Детям будет полезно принять участие в длительном проекте на тему «Волшебная математика», проводимом в формате дополнительного кружка. Один раз в неделю дети старшей группы в игровой форме обучаются:
- Решению занимательных задач.
- Восприятию формы и цвета и их сравнению.
- Установлению математических закономерностей.
- Формированию понятий о числе и количестве.
- Ориентации в пространстве, масштабу и схемам.
- Пониманию значения времени.
Участие в проекте на тему «Волшебная математика» не только подготовит малышей к школе, но и разовьет у них любовь к этому предмету.
Рекомендации по проведению математического кружка: каждое занятие должно проводиться в учебно-игровой форме. Воспитатель может разнообразить его поощрительными призами, что вызовет у детей соревновательный дух.
Математика в школе
Очень важно, чтобы дети, пойдя в школу, не потеряли своего интереса к этой науке. Уже от учителей зависит, как часто проводить с учениками совместные проекты или давать им темы для индивидуальных исследований.
Разнообразие и количество тем позволяет составить график мероприятий, которые можно включить как в учебный процесс, так и в качестве дополнительных занятий или кружков. Ниже приведено несколько примеров подобных проектов.
Знакомство с гениями
Как правило, людей восхищают чужие знания и способности, особенно если им самим они недоступны. Вот и детей заинтересует проект на тему «Величайшие математики».
- Цель этого мероприятия: познакомить учащихся с величайшими математическими умами планеты, ведь именно благодаря им люди пользуются автомобилями, летают самолетами, работают на станках, используют в своей жизни гаджеты и другую «умную» технику.
- Рекомендация по работе над проектом: эту тему можно использовать в качестве выполнения индивидуальной задачи одним учеником или задействовать весь класс. Второе предпочтительней, так как командная работа сплотит учащихся.
- Задача проекта: она может быть как узконаправленной, например биографии и вклад в науку исключительно российских ученых, так и охватывать всю историю математики. В последнем случае тему можно разбить по эпохам от древности до современности и задействовать для осуществления проекта весь класс.
В результате школьники узнают, кто конкретно стоит за теми задачами, уравнениями и алгоритмами, которые они изучают на уроках математики, а также научатся самостоятельно подбирать информацию и обрабатывать ее.
Зачем нужна математика?
Этот вопрос задают все дети, далекие от точных наук. Действительно, часто непонятно, зачем учить такие сложные предметы, если в жизни они вряд ли смогут пригодиться. Задача учителя - показать детям, что математика окружает их повсюду и дать им задание подготовить проект по теме «Математика в жизни человека». Эту работу также можно поручить одному учащемуся или разбить на несколько подтем и задействовать для ее выполнения весь класс.
- Цель проекта: показать ученикам, что числа являются неотъемлемой частью их жизни. Они представляют как самих детей (рост, вес, возраст и т. д.), так и всю планету и Вселенную.
- Задача проекта: привить уважение к научной дисциплине, расширить понимание учащихся о ней.
- Исполнители: индивидуальный или групповой проект.
- Рекомендации по выполнению поставленной задачи: при подготовке к мероприятию ученикам важно самим назвать сферы жизни и быта людей, в которых не обойтись без математики. Подготовить краткий обзор по каждой из сфер, указав, как именно математика влияет на нее.
В результате после проекта дети будут больше знать об этой науке и ее влиянии на их жизнь.
Тема «Масштаб»
Детям интересно не только чувствовать себя равными учителям и иногда занимать их место у доски, но и проводить исследовательскую работу. Этому отлично посодействует проект по математике на тему «Масштаб».
- Цель работы: закрепить изученный материал и научить учащихся соотносить реальные размеры объектов с их уменьшенными копиями, нанесенными на бумагу.
- Задача проекта: обучить учеников ориентироваться по карте, производить математические расчеты и сопоставлять их с масштабом объектов.
- Вид проекта: индивидуальное исследование.
- Рекомендации по проведению: так как это самостоятельная работа учащегося, то следует провести ее представление, вовлекая в процесс других детей. Например, можно предложить им в качестве примера нарисовать какие-нибудь объекты в масштабе 1:10 на листе формата А4. Таким образом, учащиеся произведут самостоятельные расчеты и закрепят пройденный материал. Или можно по карте узнать реальное расстояние между городами.
Результат проведения проекта: учащиеся лучше усвоят материал, научатся пользоваться картой, вовлекутся в совместную работу.
Заключение
Вовлечение детей в подготовку и проведение проектов – это прекрасная возможность вырастить творческих, ответственных и глубоко мыслящих людей. Применение такого подхода при изучении математики сделает этот предмет более интересным и понятным для детей.