ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод»: история, описание, продукция

ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод» (ПТМЗ) долгое время оставался единственным отечественным машиностроительным предприятием, специализировавшимся на сборке исключительно трамваев и технических средств на их основе. После сокращения трамвайных путей в Петербурге спрос на подвижной состав резко упал. В 2013 году компания признана банкротом, производственная деятельность приостановлена.

Начало пути

История Петербургского трамвайно-механического завода (ПТМЗ) восходит к 20-м годам прошедшего столетия. Ленинград к этому времени оправился от тягот Гражданской войны. Развивался общественный транспорт, основой которого было трамвайное сообщение. В 1929 году началось возведение специализированного предприятия по ремонту подвижного состава.

Строительство поначалу шло с большим трудом. Только после вмешательства первого секретаря обкома и горкома ВКП(б) С. М. Кирова работа оживилась. Киров предложил изменить к тому же профиль завода и не только ремонтировать, но и строить трамвайные вагоны. Сразу же был образован отдел по проектированию трамваев. Старт молодого предприятия состоялся 15.05.1934 года. Первой продукцией стали четырехосные 15-метровые вагоны серий ЛП-33 (прицепные) и ЛМ-33 (моторные). До войны заводчане успели изготовить 464 единицы.

Петербургский трамвайно-механический завод ПТМЗ

Трудовой подвиг

У Петербургского трамвайно-механического завода героическая история. Когда враг окружил Ленинград, многие заводчане добровольцами отправились защищать город. В заводских цехах главным образом усилиями голодных подростков и женщин наладили выпуск боеприпасов, ремонтировали технику, моторы. Однако как только гитлеровцев отбросили от Северной Пальмиры, предприятие вернулось к проектированию новых и восстановлению старых трамваев.

Технологический прорыв инженерами был совершен в 1947 году: освоена сборка более прочных цельнометаллических вагонов, имеющих 4 оси. Первыми образцами стали модели ЛП-47 и ЛМ-47. В последующие десятилетия их заменили 49, 57, 68-е модели и их модификации.

Проходная Петербургского трамвайно-механического завода

Дальнейшее развитие

Начиная с 1966 года Петербургский трамвайно-механический завод выпускает шестиосные трамваи, состоящие из двух вагонов, находящихся в сцепке. Преимущество новой техники очевидно – почти двукратное увеличение пассажиропотока. Первой такой моделью была ЛВС-66, которую позже сменила ЛВС-86. Следующим шагом стало производство восьмиосной техники, состоящей из трех вагонов.

1990-е годы завод пережил с трудом. Заказы от муниципалитета Петербурга сократились. Выручали поставки в другие города РФ и Украины. Между тем заводское КБ следило за мировыми тенденциями, конструируя более современные и комфортабельные модели, в том числе низкопольные. Это ЛМ-2000, ПТЗ различных модификаций, ЛВС-2005, ЛМ-99 ЭМН, ЛМ-2008, 71-154М и другие.

Петербургский трамвайно-механический завод контакты

Ремонт трамваев и изготовление запчастей

Помимо производства вагонов на Петербургском трамвайно-механическом заводе производился капремонт и техобслуживание выпущенной ранее техники как для нужд горэлектротранса, так и для эксплуатантов из других городов. В основном ремонтировались вагоны четырехосные типа ЛМ-68, 68М, КТМ и шестиосные серии ЛВС (с контакторной и импульсной системами управления).

Особенностью ремонтной базы на заводе являлось наличие мостовых кранов, способных перемещать кузовы вагонов от одной зоны до другой (специализированной) для определенного вида технологического процесса. Такая система позволяла при увеличенном объеме работ внедрять поточный метод ремонта.

ОАО Петербургский трамвайно-механический завод ПТМЗ

Производственная структура

Структура производства ремонта вагонов была построена так, что в основной зоне выполнялся ремонт кузовных работ, а по периметру основной зоны располагались подпитывающие цеха основного производства:

  • Древцех.
  • Гальванический цех.
  • Сварочный участок.
  • Кузница.
  • Электромеханический цех.
  • Тележечный цех.

Каждый из подпитывающих цехов был оснащен специальным оборудованием, станочной базой, оснасткой, испытательными станциями.

При ремонте вагонов завод часто прибегал к унификации узлов и деталей морально устаревших за период эксплуатации. Оригинальность технологической структуры ремонта позволяло освоить производство большой номенклатуры запчастей, вплоть до изготовления новых узлов и деталей:

  • Электрооборудования: контакторы, реле, резисторы, тяговые и вспомогательные электродвигатели, панели, токоприемники, жгуты силовых и вспомогательных цепей и др.
  • Механического оборудования: тележки и их детали, тормозные системы, рельсовые тормоза и др.
  • Пневмомеханического оборудования.
  • Арматуры.
  • Элементов пола, сидений и внутренней отделки.
ОАО Петербургский трамвайно-механический завод

Закат

Пережив «лихие 90-е», ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод» неожиданно оступился в «тучных 2000-х». К этому времени предприятие совместно с «Вагонмашем» принадлежало группе компаний «Дедал», специализировавшейся в области вагоностроения.

В 2008 году компания выиграла несколько крупных конкурсов на поставку десятков современных трамваев администрациям Петербурга и Волгограда. Также продукция поставлялась в Барнаул, Москву, Донецк, Киев, Одессу и другие города. На волне успеха намечалась масштабная реконструкция, вынашивались планы возведения крупного производственного комплекса. Для этих целей брались кредиты.

Однако вскоре основной клиент – муниципальные власти С.-Петербурга – фактически отказался от продукции Петербургского трамвайно-механического завода. Официально причина была в несоответствии качеству продукции. Однако большую роль сыграло сокращение городских трамвайных маршрутов в рамках борьбы с дорожными пробками. В 2013 году ПТМЗ объявлен банкротом, производственная деятельность на нем больше не осуществляется, площади сдаются арендаторам.

Контакты Петербургского трамвайно-механического завода: улица Чугунная, корп. 2, С.-Петербург, РФ, 194044.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Это был единственный в стране завод, который сам проектировал, строил и ремонтировал трамваи и др.подвижной состав. Гл.конструктор за трамваи ЛС был награжден высшим орденом Ленина. Работники этого завода стали основой завода в Усть-катаве. Трагедия завода в том, что он находился в управлении у эксплутационников. Строить (производить) и использовать (эксплуатировать) - это разные ипостаси.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.